Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » 2012 » Октябрь » 23 » "О принципах - острая необходимость?"
12:11
"О принципах - острая необходимость?"
"О принципах - острая необходимость?"
Почему так важно блюсти в своей жизни принципы, ограничивающие человека от материальных, казалось бы, естественных и желанных удовольствий?
Любой контакт с материей опьяняет живое существо! Это опьянение может иметь положительный эмоциональный «всплеск», а может иметь негативный. Факт сильного переживания в контакте с материей, укрепляет с ней связь, т.е. обуславливает и подчиняет.
Именно поэтому в любой традиции были отшельники и отреченные от мира люди, которые стремились свести к минимуму контакт с оскверняющей силой мира сего. Да, это не простая задача. И в истории мы видим, что многие отшельники не могли выдержать натиск этой силы при неожиданных обстоятельствах, когда, даже в местах, отдаленных от общества людей, вдруг, появлялись яркие его представители – проводники этой силы. И тогда…
Можно приводить множество случаев описаний таких «контрастных» ситуаций из писаний разных традиций – индуизма, христианства, ислама и др. Но мы ограничимся лишь одной и, то взятой из произведения Льва Николаевича Толстого «Отец Сергий». В рассказе Толстого, казалось бы, в первой ситуации, связанной с барыней по фамилии Маковкина, сила отречения и решимость противостоять соблазну женских чар взяли верх, однако тем диче стало его падение с безумной девицей уже в преклонном возрасте.
Данный сюжет может поставить под сомнение действенность такой «искусственной» изоляции от мира, одурманивающего своими прелестями. И это так. Однако какова альтернатива для людей, разумом понявших, что прелести эти лишь рисовая шелуха, бесполезная и не питающая «чрево» души?
Ещё раз вернемся к этой безжалостной и могущественной силе, которая по своей природе божественна (иначе бы не привлекала настолько). Еще большее зло, порожденное в сластолюбии чувственных переживаний, помимо одурманивания, является то, как это одурманивание проявляется и как прогрессирует. Вот тут начинается кошмар для обусловленной души. Подобные переживания никогда не останавливают человека, потому, что нет той планки или границы в этих ощущениях, когда человек бы сказал себе – «Всё! Я доволен». В сфере нравственной жизни общества человек сталкивается с этими границами и потому, неизбежно, ищет компенсацию в сфере безнравственной, т.е. животной. Опьяненное материей живое существо начинает полностью отождествлять себя с ней и таковой и становится – оно мыслит как материя, строит планы, смотрит на окружающий его мир – родных, друзей, природу, религию.
Это находит подтверждение в великой Бхагавад гите –
2.62
дхьяято вишаян пумсах сангас тешупаджаяте
сангат саньджаяте камах камат кродхо 'бхиджаяте
Созерцая объекты чувств, человек развивает
привязанность к ним, из привязанности рождается
вожделение, из вожделения возникает гнев.
2.63
кродхад бхавати саммохах
саммохат смрити-вибхрамах
смрити-бхрамшад буддхи-нашо
буддхи-нашат пранашьяти
Гнев порождает полное заблуждение,
заблуждение затмевает память. Когда память в
затмении, пропадает разум, а когда разум потерян,
человек вновь падает в колодец материального мира.

Сам текст ярко иллюстрирует – как происходит это погружение в переживание материи и, какие контрастные эмоции можно при этом испытывать. Погруженность или сосредоточенность (в данном тексте «созерцая») позволяет быстро отождествить себя с объектом и развить к нему привязанность. Привязанности, это проявление мира человека, его сознания, вкусов и интересов – это то, из чего он состоит. Таким образом, происходит трансформация сознания, как в целом, так и в частных случаях. И здесь иллюстрируется как сознание живого существа несомо волнами переживаний, которые приносят лишь возбуждение, вследствие сосредоточения на объектах материи.
И чем больше живое существо погружается в сферу материальных переживаний, тем больше возникает чувство дефицита, неудовлетворенности, раздражения, неприятия. А сознание становится… животным. Почему? Материя подобна ведьме, которая притворяется невинной и боязливой девицей. Она прельщает своими бесчисленными дарами, дает ощутить их сладость, тем более увеличивая желание. Но потом вдруг… что? Любые амбиции имеют предел. Так же обстоит дело и с удовольствием в этом мире. Если страсть удовлетворяется, то запрос на удовольствия увеличивается. И, в конце концов, будет достигнут предел «возможного» и тогда это породит неудовлетворенность – гнев. Чем больше опыта в сладострастии, тем большим гневом взорвется утративший вожделенный плод. Когда же страсть не удовлетворяется сразу, то гнев приходит тут же и это порождает не только гнев, но и зависть к «успеху» других на этом поприще. В общем, ад какой-то.
И когда толпа пьяных мужиков насилует несовершеннолетнюю девочку, так, что внутренности у нее выпадают наружу…, это не удовлетворяет их. И тогда любое убийство насилие святотатство уже не может стать чем-то вызывающим душевную боль, раскаяние за сиюминутное помрачение. Еще при жизни такой люд приобщается к животному существованию – животной пище, кинематограф, наполненный жестокостью «естественного отбора», однополое совокупление, с детьми, с животными и т.п. В некоторых «наиболее развитых» странах популярны заказные фильмы с реальным насилием, растлением малолетних и реальными убийствами. За такие фильмы богатые «люди» платят просто огромные деньги. Чтобы просто посмотреть и попытаться пережить… что?
Так материя сначала одурманивает живое существо, девственно, легко, как бы невинно заигрывая, давая ощутить вкус чувственного счастья, а затем… набрасывает петлю и стягивает в пучину ада, который с одной стороны становится забавой для ненасытного безумца, а с другой превращает жизнь в кошмарное безумие.
Регулирующие принципы добродетели в человеческом обществе это острая необходимость, тот минимум, благодаря которому это общество может называться человеческим. Это не нечто плохое и направленное против естества человека, призванное ограничить его в возможностях стать счастливым. Это та защита, которая поможет сохранить рассудок и способность думать вообще и задумываться, а значит остается надежда на пробуждение души, в которой и кроется сокровище бесценной любви. В животном мире такого шанса нет. Т.е. основное отличие человека от мира животного – это способность сознавать окружающий мир и принимать сознательные решения, даже вопреки физическим или ментальным требованиям.
Теперь вернемся к попытке искусственной изоляции от «сего мира, зла творимого». Это своего рода попытка закрыть глаза на реальность, как страус, который при опасности может засунуть голову в песок – будто опасность при этом исчезает. Опасность не уходит с изменением местожительства. Необходимо развить такое сознание, которое будет своего рода противоядием. Как минимум. Буддийская мудрость гласит - Живи в радости, живи в здоровье, даже среди тех, кто заражен. Вот как это? Это же то, что нужно. Теперь необходимо найти это уникальное средство, которое может сделать человека не только не восприимчивым к обману материальных соблазнов, но и по-настоящему сделать его счастливым.
Конфликт между материей и духом разрешим, причем без отрицания последней. И даже наоборот, именно благодаря ей (в определенном смысле) этот конфликт решается. Душа, как мы говорили, просто не способна пресытиться «хлебами и винами» чувственного мира.
5.22

е хи самспарша-джа бхога духкха-йоная эва те
адй-антавантах каунтея на тешу рамате будхах
Разумный человек не соприкасается с
источниками страданий, которые проистекают от
взаимодействия с материальными чувствами. О сын
Кунти, эти наслаждения имеют начало и конец,
поэтому мудрый не обольщается ими.

Этот мир полностью противоположен природе души, проявленной в ее качествах – вечного бытия, сознания и безграничного блаженства. Ведь мир материи имеет прямо противоположные характеристики – временность, бессознательность (которая является причиной дефицита истины и ее следствием). А, что касается блаженства…, все радости, омраченные их несвоевременной кончиной, полностью обесцениваются, ибо теряют всякий смысл.
Природа души – всегда быть связанной с Высшей Душой, в отношениях с которой нет места лжи и эгоизма, грубости и извращению. Отношения основываются на бескорыстной любви и желания видеть объект этой любви счастливым – в этом идея жизни, которая в этом мире, наоборот, кажется крайне ущербной. Но именно это и есть ключ к счастью. Для этого не нужно долго голову ломать.
И тогда материя может играть важную роль в этих божественных отношениях. Нет, Богу ничего не нужно – Он самодостаточен. Но Он с радостью отвечает на чувства души, предавшейся Ему, которая выражает свою любовь, используя материю, в том числе. Тогда материя не сковывает и не порабощает, но наоборот, является инструментом для деятельности души в этом мире. В этом случае она уже не просто «материя», но предмет проявления высоко духовных чувств, лишенных эгоизма и сластолюбия. Вот тогда то и становится душа свободной. И закладывается это здание свободной чистой жизни, фундаментом принципов добродетели, которые выражаются в отказе, не просто не есть мясо, не вступать в недозволенные сексуальные отношения, не играть в азартные игры и не принимать одурманивающие вещества. Слепо блюсти эти принципы значит всегда быть жалким и ущербным, не сознательным. Нужно понять реакцию на наше вожделение со стороны материи, нужно понять своё вечное положение и отношения с Богом, и использовать материю в служении Ему. Ведь это принципы свободы, а не просто запреты на удовольствия.
Тот же, кто не способен на это, подвержен этой слабости притягательности к источнику страданий, где материя полностью подчиняет себе живое существо – настолько, что у него есть полная уверенность – «Я свободен!».
2.44
бхогайшварья-прасактанам таяпахрита-четасам
вьявасаятмика буддхих самадхау на видхияте
Те, чей ум слишком привязан к чувственным
удовольствиям и материальному богатству, те, кто
обмануты всем этим, не могут решиться отдать себя
преданному служению Всевышнему Господу.
Не могут! Нет необходимости. Обманутое таким образом живое существо подобно «недалекому» человеку, что вновь и вновь встает на одни и те же грабли.
В случае ясного понимания данного вопроса, у человека, пожелавшего восстановить свои отношения с Богом, не появятся вопросы такого типа – а можно шоколад или нет; а секс в семье; а можно грибы или безалкогольное пиво и т.п. Принцип ясен и каждый проясняет для себя сам - чего он хочет и насколько. Безусловно, связь с миром материи за время пребывания в нем индивидуальной души, стала очень крепка и «просто» не будет. Это подобно тому, если человек очень крепко держит палку, и кто-то пытается у него ее вырвать – связь крепка и возникнет дискомфорт. Но, тот, чей разум подкреплен знанием или видением истины, постепенно обретает силу противостоять этой иллюзии. С другой стороны это должно быть подкреплено чистым, истинным переживанием души, что в данном вопросе белее важно –
2.59
вишая винивартанте нирахарасья дехинах
раса-варджам расо 'пй асья парам дриштва нивартате
Воплощенная душа может воздерживаться от
чувственных удовольствий, хотя вкус к ним
остается. Но испытав высшее наслаждение, она
теряет вкус к прежнему и утверждается в сознании.
И, благодаря тому, что человек настроен решительно на своем пути самосознания, то в свой черед оковы рабства полностью спадают. Это происходит не только по причине усилий человека. Усилия это лишь заявка. Материя не подчиняется дживе. Сам Бог отвечает на эти попытки человека не искать счастье в мертвой материи –
2.64
рага-двеша-вимуктайс ту вишаян индрияйш чаран
атма-вашьяйр видхеятма прасадам адхигаччхати
На человека, свободного от всех привязан-
ностей и антипатий и способного контролировать
свои чувства посредством регулирующих принципов
свободы, нисходит милость Господа.

В течение наших размышлений, мы выделили следующие пункты –
1) причина страданий живого существа – соприкосновение с материей, которая опьяняет его и придает ей материальные, а значит бессознательные качества, делая живое существо механизмом, марионеткой в руках ведьмы - иллюзии. Регулирующие принципы регулируют эту связь, высвобождая от оков этой иллюзии.
2) причина страданий всё же кроется не в материи или соприкосновении с ней, а в желании наслаждаться ею, эксплуатируя, при этом отождествляя себя с ее порождением.
3) обнаружив источник страданий, человек перестает искать сокровище бесконечного счастья в мертвой и временной материи, что может оградить его от страданий, но не дает какой-либо адекватной альтернативы.
4) этой альтернативой является направленность сознания и усилий к восстановлению отношений с Господом, применяя все имеющиеся средства и, в первую очередь, материю - предметы, тело, ум и разум.
5) Именно счастье высшего порядка может с легкостью избавить от вкуса мимолетных и не настоящих переживаний чувств и ума, которые есть порождения иллюзии. Ведь они это не я.
Есть повод поразмышлять!
Лила Пуруша дас 14.10.2012
Категория: Философские мысли, личный опыт | Просмотров: 1860 | Добавил: ЛПД | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Календарь новостей
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2017
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора