Вриндаван глазами Уддхавы.
Дивноморск, 2001 г.
Девамрита Свами.
Лекция 2.
Я рад видеть вас снова здесь и также новые лица. Как большинство из вас знает, вчера мы обсуждали о том, что такое вернуться назад к Богу. Я полагаю, что у вас у всех есть планы вернуться назад к Богу. Некоторые из нас стремятся доехать назад к Богу экспрессом, некоторые — пассажирским поездом, который медленно движется. Преданные из Перми рассказывали, как они сюда ехали, поезд постоянно останавливался, потому что были дешевые билеты. Итак, некоторые из нас выбирают медленный поезд, чтобы вернуться назад к Богу. Некоторые садятся в экспресс, потому что такие преданные убеждены, что счастья в этом мире нет. Помните, вчера я допустил большую ошибку. Я сказал, что нет настоящей любви в материальном мире. Некоторые преданные смотрели на меня волком. Поэтому, мне нужно было защищаться, оправдывая себя шастрами. Надеюсь, сегодня вы меня простите. Вчера мы говорили, что у нас есть желание любить, это факт, но мы не можем найти эту любовь, поэтому мы разочарованы. Мы хотим такой любви, которую может дать только Кришна. Мы хотим такой любви, которую можно испытать только в духовном мире. Вчера мы также говорили, что бхакти-йога — это путь любви. Любой преданный, который следует бхакти-йоге правильным образом, становится специалистом в любви.
Конечно, в начале так может не казаться. Помните, вчера мы говорили, что если вы хотите развиваться в Сознании Кришны, вы должны принять две вещи. Кто помнит? Номер один — мы не знаем, что такое настоящее наслаждение, и номер два — мы не знаем, что такое настоящая любовь. Никто сегодня не испытывает шока, никто не чувствует угрозы? — Мы готовились. К чему? К жизни без наслаждения? Человек в Сознании Кришны оставляет ложную любовь и наслаждение, чтобы развить настоящую. И сейчас вам нужно решить, имеете ли вы терпение, чтобы достичь этой цели? Есть ли у вас настоящее терпение и решимость, чтобы получить эту настоящую любовь и наслаждение? Кто из вас думает, что у вас есть настоящая решимость и терпение? Поднимите руки. А кто из вас думает: может быть да, а может быть и нет. А кто думает, что нет? Что же нам делать? Сознание Кришны означает, что мы должны получить высшее наслаждение, но кажется, что мы не хотим его! Почему мы не хотим получить его? Потому что мы думаем, что у нас есть лучшее занятие, какие-то лучшие вещи. Мы сейчас не будем обсуждать, что это за лучшие занятия, вы знаете. Но слушая о деяниях духовного мира, мы теряем вкус к ложным вещам. Поэтому, держась за лотосные стопы Шри Уддхавы, мы войдем во Вриндаван. По милости книг Шрилы Прабхупады. Мы можем отправиться в эту экскурсию во Вриндаван, в место, где существует высочайшая любовь и высочайшее наслаждение. Путь Сознания Кришны предназначен для того, чтобы вернуть вас назад к Богу. Но у вас должно быть желание, чтобы попасть туда. Когда вы убеждены, что есть нечто лучшее, нечто высшее, у вас появляется желание получить это. Но как мы разовьем убежденность, что есть нечто лучшее, не слушая о духовном мире?
Вчера в конце лекции я пообещал вам, что сегодня мы будем говорить о Вриндаване в лучах заходящего Солнца. Помните, что преданные во Вриндаване, когда постоянно думают о Кришне, они осознают Его. Вы помните, что мы говорили, что Господь не бесчувственный. Кришна знает о желаниях в нашем сердце. И Он всегда готов обмениваться со своими настоящими преданными. Господь знал, что обитатели Вриндавана не могут жить без Него, потому что казалось, что Кришна уехал. Но помните о корневом стихе этого семинара. Стих из «Лагху-бхагаватамриты» Рупы Госвами. «Кришна, которого называют Яду-кумар — это Васудева-Кришна.Он отличается от Кришны, сына Нанды Махараджа. Яду-кумар Кришна разворачивает Свои игры в таких городах, как Матхура и Дварака. Но Кришна, сын Нанды Махараджа, никогда не покидает Вриндаван. Помните, вчера мы говорили о той темноте, которая покрывает игры Кришны. Когда коровы возвращаются с пастбищ во Вриндаван, то пыль из-под их копыт образует облако, но обитатели Вриндавана знают, что в этом тёмном облаке пыли находится Кришна. Точно также темнота ночи покрывает игры раса-лилы в лесах Вриндавана. Но опытные преданные всегда могут видеть Кришну во всем. Я думаю, что вы не беспокоитесь от мысли, что Кришна равнодушен к вам, или игнорирует вас, что Кришна бесчувственный. Мы думаем так только тогда, когда мы сосредоточены на своих материальных желаниях. Мы думаем, что Кришна не понимает наших материальных желаний. «Если бы Кришна был очень разумным, то Он бы исполнил мои материальные желания, зная, что после этого я стану великим преданным». Мы знаем лучше Кришны. «Почему Кришна не видит, что мне нужно это, это и вот это, и то, и тогда я стану сознающим Кришну. Если бы Кришна был по-настоящему Богом, Он бы понял, что мне нужны все эти вещи, чтобы успокоиться, чтобы обрести мир». Поэтому мы думаем, что Кришна равнодушен к нам. Но шастры говорят, что Кришна может любить лучше всех. Никто не может соперничать с Кришной во взаимообмене любовью. Но есть ли у вас терпение, чтобы испытать это? Есть ли у вас решимость? Вот что такое Сознание Кришны.
И т.к. Кришна постоянно думает о своих ближайших преданным, Он собирается послать туда Уддхаву. Уддхава доставит послание, которое успокоит сердца обитателей Вриндавана. И у Уддхавы также появится возможность изучить любовь обитателей Вриндавана. Разве вам бы не понравилось, если бы кто-то сказал вам: « Я пошлю тебя кой-куда, чтобы ты там смог изучить любовь». Кажется, что это очень хорошее служение. И вот это то, что называется проповедью. Когда вы выходите, чтобы распространять книги, прасад, Святое Имя, вы выходите, чтобы изучать, что такое любовь. Вот почему Господь говорит в «Бх.-Г.» : «Никто так не будет дорог мне в будущем, как тот, кто распространяет Мою славу». Я надеюсь, что вы поймете, что санкиртана означает изучение любви. Лучшие преданные санкиртаны, это те, кто умеет лучше всех любить. И все, что мы делаем в сознании Кришны, является частью санкиртаны, это означает, что все связано с любовью. Если вы воспринимаете проповедническую деятельность, как возможность научиться любви, у вас будет большой интерес этим заниматься. Когда вы выходите проповедовать. вы выходите учиться любви. Поэтому сердце испытывает такое удовлетворение, когда вы становитесь слугой Господа Чайтаньи.
Уддхава очень особенный преданный, поэтому Господь избрал его для этой миссии. Вчера мы говорили о качествах Уддхавы.. Господь скажет Уддхаве: «Сейчас я хочу, чтобы ты отправился во Враджу, и доставил наслаждение моим родителям. Я также хочу, чтобы ты избавил от горя гопи». Мы видим, что Господь выбирает именно преданного, чтобы дать ему эту миссию. Как, например у нас есть возможность служить Господу Чайтанье, донося Его послание непреданным. Мы также можем нести это послание преданным. Мы всегда пытаемся взрастить любовь как непреданных, так и преданных. Если вы в таком свете смотрите на свою проповедническую деятельность, то это будет источником большого энтузиазма для вас. Господь Чайтанья дает нам возможность стать распространителями любви. Это очень интересно, не правда ли? Вы можете стать распространителями любви, можете отправиться в миссию выходить и изучать, что такое любовь. Когда Кришна говорил с Уддхавой, как Он описывал ему гопи? Он говорил, что «их мысли полностью погружены в Меня, они полностью посвятили Мне свою жизнь, они оставили все привязанности только ради Меня, поэтому Я очень озабочен их состоянием». На самом деле в «Бхагаватам» говорится, что Господь так относится не только гопи, но и любым, кто идет на какую-то жертву ради наслаждения Кришны. Мы можем подумать, что Господь отвечает только самым возвышенным преданным, но не нам, начинающим преданным. Но на самом деле правильно то, что Господь отвечает всем, потому что если Господь заботиться даже о начинающих преданных, Он не равнодушен к ним, то что говорить о возвышенных преданных?! Но вы думаете по- другому со своей точки зрения. Вы думаете, что Кришна заботиться только о суперпреданных, Ему нет никакого дела до меня, правильно? «Зачем Кришна должен уделять мне внимание?» «Почему Кришна не дает нам то, что нам нужно?» Мы любим жаловаться, это наша проблема. Вместо того, чтобы жаловаться, мы должны внимательно посмотреть и увидеть, что Кришна дает нам все, чтобы вернуться назад домой к Богу. Даже не смотря на то, что мы живем в этом мире проблем. Несомненно, Кришна относится со вниманием даже к новичкам, несомненно, он будет питать внимание также к продвинутым преданным. Как только вы начинаете практиковать Сознание Кришны, Господь лично начинает заботиться о вас.
И сейчас Кришна начинает объяснять Уддхаве, что Кришна дорог гопи больше, чем они сами себе. Подумайте об этом. Вы думаете, что вы сами себе очень дороги, ведь так? Но Кришна — Душа души, и в самом деле, если посмотреть поглубже, то мы заботимся о Кришне больше, чем о самих себе. Потому что за нашим «я» находится Кришна. И поскольку мы являемся частью Кришны, мы обретаем такую привязанность к себе, мы привлекаемся собой. Вы думали об этом? Вы привлекаетесь собой, потому что вы часть Кришны, поэтому Сознание Кришны естественно для вас.
И гопи осознали, что Господь дорог им больше, чем они себе сами. И можно сказать, что они умирали от разлуки, вот насколько сильна их любовь. Вы когда-нибудь умирали от разлуки с кем-то? Это показывает, насколько невелико наше представление о любви к Кришне. Эта сила любви, которую испытывают обитатели Вриндавана, практически не постижима для нас. И Кришна объясняет Уддхаве, что поскольку Он пообещал гопи, что Он вернется во Вриндаван, только благодаря этому гопи еще живут. Но они еле-еле поддерживают свою жизнь. Господь взял Уддхаву за руку и дал ему эту миссию. И Уддхава с почтением принял эту обязанность. И в каких взаимоотношениях находится Уддхава с Кришной? Да, кое-кто из вас читал «Нектар преданности». Сакхйя-раса, т.е. они находятся в дружеских взаимоотношениях, но в ней присутствуют элементы благоговения и почтения. Он не находится на уровне спонтанной любви, как Шридама или Судама во Вриндаване. Вы знаете, что Шридама и Судама иногда играют с Кришной в лесу, дерутся с Ним, забираются Ему на плечи. « Ты думаешь, что Ты самый сильный? Ну сейчас посмотрим!» Но у Уддхавы нет таких взаимоотношений дружбы, его дружба окрашена настроением благоговения и почтения. Поэтому, он с большим почтением принимает миссию своего учителя. И он всходит на свою колесницу, чтобы отправиться во Вриндаван. И теперь мы переходим к Вриндавану во время заката Солнца. Я хочу, чтобы вы помедитировали на эти объекты чувств, которые проявляются во Вриндаване в лучах заходящего Солнца. Я хочу, чтобы все ваши чувства зрения, слуха и осязания, все это ожило в соприкосновении с этими объектами чувств во Вриндаване. Потому что под этими материальными чувствами находятся духовные чувства. Ваши духовные чувства покрыты материальными чувствами, поэтому вы не можете по-настоящему ощутить наслаждение, потому что ваши чувства покрыты. Но вы пытаетесь, поэтому это материальная жизнь, и вы терпите неудачу, затем в следующей жизни вы снова пытаетесь, но на самом деле вы не можете по-настоящему ощутить наслаждение, потому что ваши духовные чувства покрыты. Но путь бхакти-йоги очищает наши чувства, поэтому мы можем ощутить, что такое любовь. Я приведу пример: кто из вас когда-нибудь болел сильной простудой, когда у вас забиты все пазухи, и вы не можете ощущать запахи, не можете ощущать вкуса, но во время пира вы хотите вкусить прасад, несмотря на то, что вы не можете нормально ощутить ни вкуса, ни запаха из-за вашей простуды, тем не менее, вы хотите съесть пир. Кто из вас имел такой опыт? Да, вы знаете, что это такое, вы не можете наслаждаться, потому что ваши чувства притуплены, потому что вы болеете простудой. Но вы тем не менее пытаетесь: «Но ведь это пир, я должен съесть его! Я не могу сопротивляться этому». Вот такова материальная жизнь. Вы не можете наслаждаться, потому что ваши чувства покрыты, но вы все равно пытаетесь, из-за вожделения, и вы никогда не признаетесь, что вы неудачник, из-за гордости. Правильно? Жизнь за жизнью мы пытаемся, терпим неудачи и все равно не сдаемся. « Я знаю, что такое наслаждение, я знаю, что такое любовь» правильно? Таким образом, мы терпим неудачу рождение за рождением. Я больше не буду говорить об этом, потому что вам это не нравится. Я могу сменить тему, мы можем поменять шастру. Я могу сказать: « Леди энд джентльмены! Сегодня мы будем обсуждать, как можно испытывать материальное наслаждение и в то же время получить Кришну!» Начнем новое движение, все сразу со вниманием начинают слушать. Можно наслаждаться и получить Кришну. Вайкунтха! Нет, это не возможно! Потому что материальные чувственные наслаждения — это деятельность искаженных чувств. А Сознание Кришны — это деятельность чистых чувств. Мы сейчас будем говорить о чистых объектах чувств во Вриндаване. И это очень хорошо, потому что мы увидим, что в Сознании Кришны есть объекты чувств для наших чувств. Следуя за Уддхавой, мы войдем в мир чистых объектов чувств.
Итак, Уддхава приезжает во Вриндаван во время заката Солнца, но никто не может видеть его колесницу, потому что коровы и телята возвращаются с пастбища. Вы видите заходящее Солнце во Вриндаване. Это настоящая медитация. Вы можете созерцать, как эту колесницу Уддхавы не возможно увидеть из-за этой пыли, поднявшейся из-под копыт коров и телят. И что вы слышите повсюду? Вы слышите, как мычат коровы и телята, потому что пришло время доить коров. Вы слышите, как бегут быки за коровами, чтобы покрыть их, звуки пастухов, которые готовятся к доению. И куда бы вы ни посмотрели, везде вы видите белых коров. И что вы еще слышите? Звуки флейты повсюду! И вы слышите, как обитатели Вриндавана воспевают славу Кришны и Баларамы. Пусть ваши уши наполнятся этими звуками. Вы слышите, как мычат трансцендентные коровы сурабхи. Вы слышите звуки флейт повсюду, слышите звуки восхваления Кришны и Баларамы. Это закат Солнца во Вриндаване. Что еще вы видите? Вы видите, как красиво одеты жители Вриндавана, они одеваются очень разноцветно, и краски их одежд сделаны из минералов. Вы видите, как они украсили свои дома для поклонения брахманам, полубогам и гостям. Что еще вы видите? Вы видите леса Вриндавана в цветах, вы видите реки и озера Вриндавана. Что еще вы слышите? Трансцендентных птиц и пчел Вриндавана. Это то, что увидел Уддхава, когда он вошел во Вриндаван. Но он не видел этого отчаяния, этого горя, которое родилось из-за разлуки обитателей Вриндавана с Кришной. Когда он заехал во Вриндаван, он не увидел этого в начале. Господь, благодаря Своей энергии йога-майи, сначала закрыл эту реальность от Уддхавы. И поэтому, когда Уддхава приехал во Вриндаван, он вначале не заметил этого отчаяния, которое испытывали жители Вриндавана от разлуки. Сначала он не увидел, что обитатели Вриндавана были уже почти на грани смерти из-за разлуки с Кришной. Сначала Уддхава увидел только красоту Вриндавана в лучах заходящего Солнца. И на это нужно медитировать. Чем больше вы слушаете о Кришне, тем больше у вас права медитировать на такие темы. Затем Уддхава отправляется в дом Нанды Махараджа. И Нанда Махарадж оказал ему достойный прием. Он кормил его вкусным прасадом, он попросил слугу помассировать ему стопы, и затем возникает вопрос: «А как насчет Кришны?». Сначала Нанда Махарадж спросил о Васудеве в Матхуре. «Как он поживает? Он вышел из темницы, Камса мертв, мы счастливы, что он мертв, поэтому все должно быть очень хорошо». Преданные не расстраиваются, когда погибают демоны. Но даже самый сострадательный человек рад смерти Камсы. Пожалуйста, помните об этом вопросе, потому что он снова возникнет во время обсуждения, не только Нанда Махарадж задаст этот вопрос, его зададут также гопи. Что это за вопрос? «Помнит ли нас Кришна?» Что вы думаете об этом? Нанда Махарадж спрашивает: «Помнит ли Кришна Своих отца и мать, помнит ли Он стада коров, помнит ли Он пастухов, помнит ли Он деревню Враджа, Он господин Враджа, помнит ли Он о ней? Помнит ли Он леса Вриндавана, Говардахан?» Иногда мы, как преданные-неофиты думаем, а помнит ли Кришна нас? Здесь мы видим, что даже такие продвинутые преданные, как Нанда Махарадж, сомневаются в этом. Нанда Махарадж всегда чувствует общение с Кришной, он чувствует любовь к Кришне в разлуке, он встречается с Кришной через это чувство разлуки. Как я вчера говорил, это величайшая тайна гаудия-вайшнавизма. Вне всякого сомнения, бхакти-йога — очень мистический процесс. Как можно общаться с тем, кто ушел? Но обитатели Вриндавана научат вас, как чувствовать разлуку с Кришной. Когда вы читаете книгу о Кришне, «Источник», вы учитесь, как чувствовать разлуку с Кришной. Вы должны думать об этих величайших плодах, которые мы можем получить. Мы настолько удачливы, у нас есть несметные сокровища, но мы, может быть, даже не знаем об этом. Мы думаем, что Кришна нас забыл, но Кришна, на самом деле, дал нам всё. Кришна дал нам преданное служение, с его помощью мы можем победить Самого Кришну! Мы можем покорить Его, но всё равно мы думаем, что Кришне нет до нас никакого дела. Вот насколько мы безумны! С помощью преданного служения мы можем схватить Кришну! Потому что преданное служение намного могущественней Самого Кришны! Вот почему Шримати Радхарани называют настоящей госпожой Вриндавана. Она управляет Кришной при помощи Своей любви. Тем не менее, мы думаем, что в преданном служение нет ничего особенного. Но именно преданное служение может захватить Кришну!
Затем Нанда Махарадж спрашивает: «А Говинда… придет ли Он во Вриндаван хотя бы еще раз?». Он уже не думает, что Кришна вернется, чтобы жить во Вриндаване, вся его надежда состоит в том, чтобы Кришна хотя бы еще один раз посетил Вриндаван. Видите, какая сильная любовь! У него уже нет надежды, что Кришна вернется и останется. Нанда Махарадж надеется хотя бы на один Его визит! «Можем ли мы увидеть снова Его улыбающееся лицо, с высоким носом, с глазами, подобными лепесткам лотоса? Хотя бы один раз!» Настолько сильна любовь! Все, что они хотят — просто увидеть лицо Кришны хотя бы еще один раз! Никогда вы не испытывали подобной любви! Правильно? Поэтому мы говорим, что нет любви в материальном мире! То, что можно прочитать в книге о Кришне — это настоящая любовь! Никогда мы не любили кого-нибудь так, чтобы мы не могли жить без него, и хотели бы увидеть его лицо хотя бы один раз. Кришна так прекрасен, что гопи проклинали Господа Брахму за то, что он сделал глаза мигающими. Вам известно чье-то лицо, настолько прекрасное, что вы готовы проклясть Брахму за то, что он сделал ваши глаза мигающими, и вы на долю секунды не можете видеть лицо вашего возлюбленного? Вы когда-нибудь встречали такого красивого человека? Вот это Кришна! Моргните глазами. Видите, как быстро! И посмотрите на чье-нибудь лицо. Видите ли вы такую красоту, чтобы проклинать Брахму, за то, что он сделал ваши глаза моргающими? Потому что на такую долю секунды я не могу видеть красоту его лица! Здесь есть замужние пары? Вместе сидящие муж и жена. Хорошо, посмотрите друг на друга! Ты еще не санньяси, можешь смотреть! Посмотри и просто моргни глазами. Давай, посмотри. Ты будешь проклинать Брахму? Но вот именно такая красота есть во Вриндаване. Это красота лица Кришны! Просто одного мгновения моргания глаза вы не можете терпеть, потому что вы чувствуете разделение с этой красотой. Теперь вы понимаете, почему я говорю, что нет настоящей любви и наслаждения в материальном мире?
Затем Нанда Махарадж начал описывать все эти бедствия, от которых их спас Кришна. Пожар, ветер, дождь, разные нападения демонов. Нанда Махарадж говорит: «Помнит ли Кришна о всех Своих приключениях? Когда мы вспоминаем о Его приключениях, о Его улыбке, о Его словах, мы забываем обо всех наших материальных делах». Такова сила бхакти-йоги! Вы забываете обо всех своих чувственных наслаждениях. Просто единожды посмотрев на лицо Кришны. Затем Нанда Махарадж начинает говорить о Вриндаване: «Когда мы смотрим на те места, где Кришна являл Свои игры, то наш ум полностью погружается в них. Когда мы видим реки, холмы, леса, наши мысли полностью погружаются в Кришну». Вот это медитация! Нанда Махарадж дает лучшее средство для медитации: думать об играх Кришны, о местах, где Кришна являл Свои игры, о красоте лица Кришны. Это Сознание Кришны! И это Сознание приходит к нам, когда мы каждый день выполняем преданное служение. И как вы думаете, кем был по мнению Нанды Махараджа Кришна? Несомненно, он не думал, что Кришна был Богом. Думать так для него было невозможным. Васудева думал так, но не Нанда Махарадж. «На самом деле великий святой Гаргариши говорил мне, что мой мальчик был полубогом». Кришна и Баларама делали столько необычных вещей, и Нанда Махарадж привел целый список демонов, которых убили Кришна и Баларам. Иногда он вдавался в философские рассуждения: «Может быть мои мальчики полубоги?» Но он никогда не думал, что они — Верховная Личность Бога. И родительская любовь к Кришне не давала ему думать так. Он преданный Вриндавана, он не Васудева. Родительская любовь Васудевы позволяла ему думать, что Кришна — Бог, но это не любовь Нанды Махараджа. Об этом можно прочитать в «Ади-лиле. Чайтанья-Ч.» Там Кришна дас Кавирадж Госвами описывает, как Нанда Махарадж разговаривает с Уддхавой. Он сказал: «Уддхава, ты можешь считать, что мой сын — Бог, это нормально, но я вижу в Нем только своего сына, но если ты хочешь думать, что Он — Бог, пожалуйста! Пусть мой ум привяжется к твоему Господу Кришне!» Потому что для Нанды Махараджа Кришна был сыном. но он уважает чувства Уддхавы. « Ну хорошо, ты говоришь, что Он — Бог. Пусть мой ум привяжется к твоему Господу Кришне. Пусть я всегда буду говорить о твоем Господе Кришне. Я буду предлагать поклоны твоему Господу Кришне. И куда бы не отправили нас законы кармы, пусть мы будем всегда привязаны к твоему Господу Кришне. Ты можешь говорить, что Он — Бог, но тем не менее, Он — мой сын». Видите, насколько он был уважительным! «Хорошо, Уддхава, ты видишь в Нем Бога, я уважаю это. Но я знаю, что Он — мой сын». Такова позиция Нанды Махараджа. Насколько сильна его родительская любовь! И вспоминая о Кришне снова и снова Нанда Махарадж погрузился в эту любовь к Кришне. Он столько говорил о Кришне, что его мысли переполнились Кришной, и он замолчал. И кто был с ним? Конечно, мама Йашода. Она ничего не говорила, она просто плакала и плакала. И молоко в это время текло из ее грудей. Она даже не открывала глаза. Она даже не узнала Уддхаву, потому что ее глаза были закрыты. С тех пор, как Кришна уехал из Вриндавана, ее глаза были закрыты. Она ни на кого не смотрела, она просто плакала и плакала. И когда она слышала, как Нанда Махарадж и Уддхава говорили о Кришне, молоко текло из ее грудей. Она настолько погрузилась в эти чувства разлуки. Казалось бы, это очень трагическая сцена. Такая душещипательная ситуация, что мы даже представить себе не можем. Поэтому, я вчера сказал, что Россия — земля больших сердец, но ничто не может сравнится с Вриндаваном в этом отношении. Уддхава смотрит на все это, и он удивляется: «Я никогда ничего подобного не видел! Какая сильная медитация! У них столько любви к Кришне!» И он начал в радостном настроении обращаться к Нанде Махараджу. Может показаться странным, почему Уддхава в таком радостном настроении начинает говорить с матерью Йашодой и Нандой Махараджем, хотя они в таком горе? Но Уддхава знает, что на самом деле, они не страдают. Потому что в духовном мире боль настолько же блаженна, как и наслаждение. Вы понимаете это? Все в духовном мире ведет к блаженству, даже боль! Духовный мир полон во всем, во всех отношениях. Боль и наслаждение там также существуют, но все имеет один эффект — вечность, знание и блаженство! Да, в материальном мире не так! В материальном мире мы хотим наслаждений, мы не хотим боли! Но в духовном мире боль также хороша, как и наслаждение. Все там исполнено блаженства. Даже беспокойства и боль. Но там это просто вопрос других чувств в отношениях с Кришной. И Уддхава прославляет Нанду Махараджа и Йашоду: «Вы развили в себе лучшее отношение, лучшую любовь к Господу», и затем он начинает объяснять им, что Кришна и Баларам являются Верховной Божественной Личностью. И он начинает учить Нанду Махараджа и Йашоду тому, что разлука просто не возможна, потому что все является энергией Кришны. И затем он говорит, что Кришна вернется. Почему? Он учит их тому, что Кришна присутствует повсюду, везде. Он учит их философии ачинтья бхедабхеда-таттва. Тому, как все отлично и одновременно не отлично от Кришны. Поэтому, как может вообще стоять вопрос о разлуке с Кришной? Как Кришна может исчезнуть, если Он присутствует везде и повсюду. Это высшая мистика! Они провели всю ночь в таких разговорах, они даже не ложились спать. Завтра мы будем говорить о восходе Солнца во Вриндаване. Мы закончили заход Солнца и ночь. Уддхава, Нанда Махарадж и Йашода провели всю ночь в разговорах. Затем начинается утро, когда гопи встречаются с Уддхавой. Спасибо за то, что вы участвовали в этой медитации. Харе Кришна, вся слава Шриле Прабхупаде!