Чайтанья Чандра Чаран прабху. Лекция, прочитанная во Вриндаване в 2006 году.
Преданные зарядили батареи и теперь не знают, что с ними делать. Когда мы наполнены сознанием Кришны, мы не знаем, что делать. На самом деле – это наука. Почему человек работает? Потому что ему чего-то не хватает, либо денег, либо счастья. Но как работать человеку, если он наполнен счастьем? В сознании Кришны причина деятельности совсем другая. Вначале деятельности СК преданный опирается на правила и предписания. Позже он руководствуется чувством экстаза. Вначале есть страх, обещания гуру, нежелание терять достоинство в глазах других преданных. Но позже он руководствуется блаженством процесса киртана, поклонения Божествам, весь процесс экстатичен. Туласи - очень экстатична. Еще позже преданные уже не обращают внимания на экстаз, действуют уже из любви к Богу. На более высоком уровне любовь к Богу – стимул. Она спонтанна и может выходить на рамки правил и предписания, она не совсем стандартная. Человек начинает жить в уме и днем и ночью. Тело нуждается в режиме, но в то же время, человек 24 часа в сутки в уме служит Кришне. Это вершина СК. Здесь, во Вриндаване мы чувствуем, что с каждым днем мы наполняемся СК все больше и больше и, в конце концов, мы понимаем, что здесь нам делать нечего. Мы должны ехать домой, чтобы передать то, что мы получили здесь.
В материальном мире трудно проповедовать. Кругом одни материалисты и кажется, что невозможно внедрить там атмосферу Вриндавана. И в такой атмосфере наши батареи слабеют, вера уменьшается, и мы едем во Вриндаван. Здесь все неплохо уже устроено. Здесь не прекращается повторение Харе Кришна. Утром, днем и вечером, куда бы мы ни пошли. Все воспевают, в центре внимания Бог. Здесь мы видим, что так естественно, хорошо и просто быть в СК. Почему нельзя это сделать там в материальном мире? позже наши батареи снова иссякнут и мы снова захотим на фестиваль или в святую дхаму. все копят деньги, чтобы приехать на фестиваль.
Во Вриндаване очень много воспевания. Иногда материалисты вообще не понимают как здесь люди живут экономически. Здесь нет производств, но урожай 4-6 раз в год, много коров, плодородная земля, немного смекалки, и здесь можно все добыть. Вриндаван и Майапур подобны раю на Земле. Поэтому паломники живут здесь в блаженстве. Прабхупада хотел, чтобы таких мест было больше. Майапур очень сильно очищает и подготавливает, чтобы войти во Вриндаван-дхаму. Здесь тоже есть Господь Чайтанья. Он не так остро чувствуется, но Он здесь, потому что это обитель Радхарани. Местные жители здесь больше повторяют имена Радхарани. Всё во Вриндаване стимулирует любовь к Богу. Если вы будете продолжать служить также как во Вриндаване, то результат будет – постоянный плач о Кришне.
Сначала люди приезжают грубые, они сбиты столку – что это за Вриндаван такой, в чем здесь ценность. Материалисты, просто обойдя Говардхан, послушав истории без философии, проникаются настроением, принимают участие в воспевании, одевают вайшнавские одежды, начинают ставить тилаки. Вриндаван дает такие силы следовать культуре вайшнавов. Нас не могут понять в России – кто мы – русские или не русские. Кришнаиты – нужно быть с ними очень осторожными, они совершенно сумасшедшие люди. Они похоже на людей с другой планеты, совершенно отличаются от общей толпы. Если вы видите, что по городу мчится какой-то автомобиль, нарушающий все правила уличного движения, знайте, что это либо какой-то крутой, либо преданный.
Кришна дает нам потенции, силу, и теперь их нужно правильно занять в служении Кришне. Первое, что человек должен сделать, приезжая из Вриндавана домой, он должен рассказать всем о том, где он был, что видел и что делал. Мы всегда собирались, чтобы послушать паломников, спрашивали по очереди каждого. Удивительно, каждый рассказывал совершенно новые истории. Они были все вместе, видели одно и то же, но было столько духовного разнообразия. Если такая беседа идет час два три, вы начинаете видеть вокруг Вриндаван.
Если вы будете рассказывать о Вриндаване, то люди захотят его увидеть. Так мы и делаем из года в год, рассказываем о Шриле Прабхупаде. Прабхупада говорил, что если человек будет ездить во Вриндаван, то постепенно он станет преданным, даже если раньше он был материалистом. Прабхупада хотел, чтобы здесь были храмы, поселения, чтобы все было организовано для нашего служения. Все во Вриндаване – пища, вода – это прасад. Люди во Вриндаване – это милость Кришны. Деревья – калпаврикша. Затем, когда мы будем рассказывать о Вриндаване, мы увидим, что люди будут вдохновляться и проникаться атмосферой Вриндавана.
Что мы должны делать после Вриндавана? Не нужно сразу планировать грандиозные вещи. Создайте хорошую намахатту, с полной ответственностью, не так чтобы просто собирались, ели и говорили, нужно, чтобы все вместе продвигались, чтобы лучше понимали философию, и больше служили Кришне. Нужно следить, чтобы потенциал увеличивался. Бхактивинод Тхакур сказал, что только через намахатты распространится движение, не через храмовое поклонение. В век кали – храмы – большие мишени. Пример с Москвой – очевиден. Храм стал сразу большой мишенью для христиан. Храм тоже форма проповеди, но распространяться движение будет через намахатты. Домохозяева должны взять полную ответственность за развитие движения. Также, если кто-то имеет потенциал проповедовать, общаться с людьми, необходимо организовывать программы, выходить к людям, не сразу нужны большие аудитории, важно увидеть, что мы даем вдохновение, что люди получают этот импульс бхакти – 1-2 человека – неважно, цена бхакти от этого не меняется. Из многих тысяч может быть единицам станет интересно, что такое дух, а из тех кто понимает отличие духа от материи, лишь немногие достигают совершенства. Вриндаван очень маленькое место, потому что настоящих преданных очень мало. Но этого места достаточно для такой огромной вселенной, потому что преданных очень мало. Всего 12 махаджан – для вселенной, это ничто. Практически на пальцах можно пересчитать. Если такая великая личность приходит на нашу планету, то здесь все переворачивается. Прабхупада сделал это. Но в основном люди Бхарата-варши способны уйти к Богу, не развивая для этого какого-то величия или становясь полубогом, ачарьей. Уйти к Богу может каждый по милости ачарьев и Шрилы Прабхупады. Этим мы можем воспользоваться, рассказывая о Вриндаване, о Харе Кришна мантре, об этой вечной культуре, об ахимсе, о любви к Богу. Людям не хватает этого, как воздуха.
Во Вриндаване мы сразу получаем импульс говорить о Кришне. Позже этот импульс иссякнет, потому что вокруг будут гуны, которые будут нас связывать. Очень сложно менять умы людей, нужно много времени. Иногда нужно полжизни потратить, чтобы кто-то стал преданным. Батареи – это бхава, которую мы привозим из Вриндавана. Но према-бхакти не проявляется постоянно в материальном мире, только во Вриндаване, и то не во всех местах. Только в таких местах, как Варшана, постоянно проявляется према-бхакти. Там постоянно идет дождь из премы. Такие места как Радха-кунда и Шьяма-кунда, так же очень святые, там нужно постоянно окунаться в воду и пыль Вриндавана. Мы будем тосковать по Вриндавану с болью, и так будет развиваться наше СК. В конце концов, преданные будут по ночам вспоминать Кришну и Вриндаван и плакать. На фоне материального мира Вриндаван будет казаться таким желанным и недоступным.
Во Вриндаване нет ни одного материалиста. Дхама дает возможность получить милость Кришны. Главное, не совершать оскорблений. Прабхупада сказал, что Вриндаван - наш дом, нам всегда хочется оставаться здесь, но наше поле деятельности там, откуда мы приехали. Прабхупада сказал, что в развитии общин мы должны что-то придумывать сами. Если наши преданные будут жениться и потом пропадать, то наше движение обречено на провал. Община означает – один за всех - и все за одного, общие духовные законы, внутренняя защита. Мы не должны чувствовать одиночество. Находясь в общине, мы должны быть связаны внутренне.
Русские любят петь вместе. Они могут не находить общего языка в решении каких-то производственных вопросов, но на киртанах они любят друг друга. Киртан прекращается, и снова они спорят, дерутся и ругаются. Это постоянно продолжается. Гуны материальной природы непреодолимы без СК.
Дайви хй эша гуна-майи мама майа дуратьяя
Мам эва е прападьянте майам этам таранти те
Материальная природа непреодолима. Но человек с легкостью выходит из-под влияния материи, если предается Кришне. «Это знание о Кришне исключительно важно», - сказал Прабхупада. Единственное лекарство, которое спасет людей в век Кали – это имя Кришны. Это не сектантство, можно повторять любое имя, но Имя Кришны - особенное. Говорится, что только Харе Кришна маха-мантра в век Кали спасет людей. Эти три слова остановят влияние Кали. Любовь к Богу находится за семью замками. Но Веды во всех других писаниях дают намек на это. В Харе Кришна мантре проявляется према-бхакти – источник любви к Богу. Никакие другие процессы не нужны. Дхарма, артха, кама и мокша желанны для любой цивилизации, люди всегда стремились к этим вещам. Но Господь Чайтанья сказал, что не нужно принадлежать ни к какой варне, ни к какому ашраму, чтобы развить любовь к Богу. Просто говоря о Кришне, нужно стать гуру. Нужно просто повторять Имя Кришны.
Итак, пришло время говорить на самые сокровенные темы. Но люди могут думать, что в буддизме или в Китае есть более сокровенные практики. Сейчас открываются все эзотерические науки, они становятся доступными в наше время. И что мы видим? Харе Кришна не утрачивает своей свежести и актуальности. Ничего не изменилось по отношению к Харе Кришна, материалисты также недовольны нами. Весь мир, говорится, разделится на божественные и демонические натуры. Все станет очевидно и ясно.
Прабхупада говорил, что в Индии есть города, подобные соломе. Сатсварупа дас Госвами писал о городе Сурате, что когда они шли по этому городу с харинамой, мэр города остановил работу всех предприятий и объявил трехдневный праздник. И все в течение этих трех дней воспевали Имена Бога. В материальном мире нам нужно много энергии, чтобы зажечь людей. Здесь нет соломы, или она здесь мокрая или вместо нее просто лужа. Но постепенно люди возгораются, и новые люди окупают все наши усилия. Один новый человек сделает столько, сколько не сделает старый. Когда они получают милость Кришны, они становятся бесстрашными, они готовы на многое. Это бесстрашие позволяет им везде пройти, везде договориться, всего добиться - это удивительно. Поэтому, истории прихода в СК мы помещаем в книгу, как уникальные. Потом гуны могут снова покрыть нас, могут вернуться наши дурные привычки и ошибки, трудности, но огонь, проникнув во внутрь, может потихоньку тлеть, и в какое-то время снова разгореться уже с новой силой. Снаружи мы слушаем, внутри у нас есть естественное бхакти.
Прабхупада хотел, чтобы лидеры ездили 2 раза в год в святую дхаму. Особенно хорошо весной в Майапуре проходить парикраму. В Майапуре оскорбления не принимаются. Во Вриндаване милость довольно суровая, но в Майапуре – аударья-дхама – океан милости, там прощаются все ошибки, все оскорбления можно исчерпать, все несовершенства можно забыть. Майапур дает такие возможности! Это Господь Чайтанья.
Мы не должны с вами завязнуть в побочных продуктах, сопровождающих СК. Поэтому нам нужна Вриндавана. Здесь мы должны все забыть, хотя бы на месяц. Здесь - Божественная чета, и все живые существа служат Им. Нужно сосредоточиться на этом. Голока Вриндавана - ни с чем несравнимая планета. Кришна тоже не имеет равных Себе. Он обладает четырьмя качествами, которых нет ни у кого. Радхарани имеет 25 качеств. Кришна – 64. 60 – общих с Вишну-таттвой, и 4 – присущих только Ему. Его игра на флейте, Его удивительные преданные, Его красота, Его удивительные лилы. Никто не умеет на играть на флейте, как Он. Никто не имеет такого окружения преданных, никто не обладает такой красотой, такой удивительной прекрасной формой, настолько привлекательной, что даже Вишну-таттва привлекается Им. Радхарани имеет всего лишь 25 качеств, но этими качествами Она превосходит Кришну. Лучше Кришны может быть только Радхарани, но Они - неделимы, мы рассматриваем Их вместе. Радхарани привлекает даже Того, Кто является всепривлекающим.
Когда Кришна и Радхарани сидят вместе и разговаривают, приходит павлин. Увидев их, он впадает в транс и начинает танцевать. Радхарани отворачивается от Кришны и смотрит на павлина, Кришне это не нравится, Он хочет, чтобы Она смотрела только на Него. И тогда Он говорит, что павлин не так уж и хорошо танцует, что Он танцует значительно лучше и просит Ее посмотреть на Него. Он начинает танцевать. Кришна – неподражаемый танцор, но Радхарани говорит, что павлин танцует лучше, потому что он любит Кришну бескорыстно. Кришна старается еще больше, но Радхарани говорит, что павлин все равно танцует лучше. Тогда Кришна просит Ее научить Его танцевать. Кришна говорит, что Радхарани – Его гуру, Она вдохновляет Его. Все говорят, что Кришна только потому такой непревзойденный танцор, потому что есть Радхарани, Она – Его гуру. Радхарани превращается в павлина и начинает танцевать. Один слепой художник увидел эту картину, потому что он медитировал на нее, он больше ни о чем не думал, и потом искуснейшим образом он нарисовал ее. Сурдас тоже был слепым с рождения, его отец думал, что это несчастье для семьи, это проклятие, оно принесет несчастья в семью. И так и случилось. Отец принес 2 золотые монеты с работы, и они пропали. Отец сказал: «Ну, я же говорил, что этот ребенок принесет нам неудачу». Он стал думать, как избавиться от такого ребенка. Но слепой ребенок сказал, что золотые монеты взяла мышь и утащила их в нору. Отец нашел эту нору, раскопал и нашел монеты. Тогда отец стал использовать сына ради денег. И Сурдас говорил, у кого что пропало, кто, когда придет, кто, когда выздоровеет. Мистик без глаз, но потом он ушел из дома и стал петь о Кришне, он проявил все признаки преданности. Он постоянно плакал и стенал, что он такой несовершенный, а майа так сильна, пока его не услышал Набхачарья. Он спросил его, почему он постоянно скорбит, зачем он поет о себе, своем несовершенстве, нужно петь о Кришне, радоваться, не нужно никакой скорби. Тогда Сурдас сказал, что он хочет это делать, но он не видит игры Кришны, он не знает, как о них петь. Тогда ачарья дал ему посвящение и с этого момента, Сурдас стал петь об играх Радхи-Кришны. Он описывал такие детали, о которых даже никто не знал. Он знал, какие Божества во что одеты, не видя Их никогда. Пуджари не сомневались в его мистическом могуществе. Однажды они сговорились, что никому не скажут, как оденут Божества на завтрашний день. Было жарко и Божества вообще никак не одели. Их покрыли сандаловой пастой, на голове были короны, и - никакой одежды, только пояски. Когда вошел Сурдас, он начал смеяться и тут же стал петь бхаджан о Кришне, на Котором нет никакой одежды.
Здесь очень много великих преданных, есть храм Мира Бай. Но туда не рекомендуют ходить ИСККОНовским преданным, это не наше умонастроение, можно заразиться. Мира Бай – великая преданная, но это не наше течение. Джива Госвами признал это. Она думала, что Кришна ее муж. Она не шла на компромиссы. Есть также святые, которые получали даршан Кришны, есть много отшельников. Они подолгу постятся, помногу повторяют Имена, и потом получают просветление и даршан Господа. Это также не рекомендуется нам перенимать. Будьте осторожны, не уходите от Прабхупады. Не пытайтесь узнать свою сварупу раньше времени у местных Бабаджи на Радха-кунде. Есть много ловушек, это устраивает Йога-майа. Не так просто получить Кришну, просто поселившись на Радха-кунде, или живя во Вриндаване. Можно погрузиться в такую майу, не дай Бог! Во Вриндаване очень сложная майа, место очень опасное. Нужно держаться парампары, и доказать преданность своему гуру. Только гуру может привести нас во Вриндаван, больше никто. Более того, наш гуру служит своему гуру, тот – своему, и наша миссия – исполнить предсказание Господа Чайтаньи. Прабхупада говорил, что тот Вриндаван, который мы построим, будет лучше. Это не значит, что этот Вриндаван плохой, но здесь много ловушек майавади. В век Кали здесь есть покрытие, поэтому не так все просто. Сейчас люди хотят быстрого, дешевого прогресса, они не готовы платить жизнью за свой прогресс, но не все. Часто преданные ошибаются и принимают апасампрадайи. Мы должны доказать преданность миссии Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья сравнивается в Ведах с полной Луной. Полная луна способна волновать океан, который обычно спокоен. И Шрила Прабхупада принес нам это послание, это настроение. Чем больше проходит времени, тем больше проясняется, кто такой Шрила Прабхупада. однажды один преданный предложил мне уйти в Гайдия-матх. Он сказал, что Прабхупада дал нам очень мало, только для начинающих, он не дал глубины, но Махарадж из Гаудия-матха может рассказать глубину отношений Радхи и Кришны, он откроет нам Голоку Вриндавана. Он сказал мне, что я известный проповедник, и там я обрету славу и все, что захочу. Я отказался и остался в ИСККОН. И позже я видел этого человека, он пришел и сказал: «Вы помните меня?». И он сказал, что я правильно сделал, что не ушел в Гаудия-матх, он понял, что мы все должны идти за Шрилой Прабхупадой, потому что без проповеди все теряют силу. Проповедь есть только там, где есть Прабхупада. Я пришел в один матх, в храм в России. Там очень хорошие преданные, и я увидел, что они читают книги Шрилы Прабхупады. Книги Шрилы Прабхупады даны нам на 10 000 лет, там есть все, ведь Прабхупада комментировал даже 10 Песнь ШБ. Эта книга стала полезной, она реально меняет сердца людей. Прабхупаду считают литературным воплощением Вьясадевы. Очень редкий дар. Кажется, что все слишком просто, он много повторяет одно и то же. Но интересно, что, просто следуя комментариям Прабхупады, мы проникаемся духом бхакти. Повторять может только преданный. Только преданный может повторять одно и то же с великим вкусом. Прабхупада мог говорить бесконечно на эти темы, духовные учителя могут говорить бесконечно на эти темы. Кришна – безграничен, и знание о Нем – безгранично. Все разнообразие Кришны проявится в каждом преданном, в каждом из нас. Каждый станет совершенно уникальным человеком в СК, у каждого можно будет учиться. Мы все имеем гуру, но также мы кого-то обучаем сами. Радхарани – первый Гуру, и Баларама. Все гуру получают от Них потенцию. Но Кришна – ади-гуру, Он учит всех, Он источник всего.
Вриндаван – необычное место, где исполняются все желания, желания Кришны. И наше желание служить Кришне – это на самом деле Его желание. Кто вдохновляет нас служить Кришне? – Гуру. Гуру – представитель Кришны. Кришна хочет этого, и это становится нашим желанием, поэтому это желание исполняется, потому что это желание Кришны. Бхакти объединяет нас в желаниях. Желание Кришны и преданного - неотличны. Кришна говорит, что Его преданные очень дороги Ему. Преданные ничего не просят взамен. Если их спросить, что они хотят, они от всего отказываются и просят только о возможности служить в любых обстоятельствах. Кришна не знает, как им отплатить, поэтому Он говорит, что наше служение будет для нас величайшим наслаждением. Поэтому задача гуру - занять ученика. Наша задача – проповедовать людям, все остальное в век Кали – проклятие.
По предсказанию Шрилы Прабхупады, Бхактивиноды Тхакура и Господа Чайтаньи это движение распространится неслыханным образом. Изменится климат, будет казаться, что наступает Сатья-йуга. Это за пределами нашего понимания. Конечно, сейчас очень много греховной деятельности, но святое Имя нельзя осквернить, если Оно будет распространяться. Сам Кришна сейчас присутствует на планете в форме святого Имени. Даже если мы ошибаемся, не нужно беспокоиться – святое Имя не ошибется. Кто-то может оставить сознание Кришны, так может казаться, но на самом деле никто не уходит из СК. За все годы, что мы провели в нашем обществе, мы делаем один вывод – никто никуда не уходит. Все приходят и остаются, но каждый на своем уровне. Одна преданная, которая погрузилась в майу, говорила: «Ваша проблема в том, что вы не можете помнить Кришну, а наша проблема была в том, что мы не могли Его забыть, как ни пытались!».
Вопрос: очень часто мы пытаемся сделать что-то хорошее для преданных, но получается почему-то наоборот. Где-то не проконтролировали эмоции и язык, и позже спохватываешься, что лучше было бы промолчать или вообще не попадаться на глаза. Как повысить свою квалификацию и быть полезным преданным?
Ответ: очень хороший вопрос. Сейчас важно для нас подумать об одной важной вещи - как стать полезным движению Прабхупады. Составьте план своей жизни. Что вы хотите оставить после себя? Нужно решить этот вопрос раньше, чем придет старость, болезни. Мы должны строить план служить Кришне, а Кришна дает нам силу для исполнения этого. Важно, чтобы после нашего ухода преданные помнили о нас, чтобы они шли по стопам, брали пример, нужно для этого сделать что-то хорошее. Это не ложная гордость - это ответственность, нужно делать так, чтоб другие потом вдохновлялись нашим примером, и так они пойдут этим путем. Если будут миллионы преданных, но никого из них не будет видно, то для потомков возникнет сложная ситуация. Был такой преданный – съел тонну прасада и ушел.
Вопрос: чего вы хотите достичь?
Ответ: Сейчас я, главным образом, сосредоточен на России. У меня определенная миссия в движении. Конечно же, я хочу принести какую-то пользу.
Вопрос: т.е. это не обязательно должно быть чем-то конкретным, можно просто желать принести пользу?
Ответ: нет, это должно быть что-то конкретное. Если вы не знаете, молитесь Кришне, чтобы конкретная польза проявилась. Возможно, вы хотите сделать что-то большое, возможно – не очень большое, может быт, вы хотите сделать что-то хорошее. Почему мы издаем эти книги о приходе и уходе преданных? Для того, чтобы люди не думали, что все куда-то бесследно уходит. Даже уход преданных из жизни очень важен, нужно все это фиксировать, чтобы люди знали нашу жизнь, понимали ее, тогда нам очень просто будет находиться в СК, ведь через эти письма и откровения мы много получаем хороших знаний друг о друге в СК. Это связывает нас еще больше. Миссия – безгранична, тут для каждого есть особое место, но мы должны просить Кришну, чтобы Он показал нам наше место. Конечно, я проповедую, стараюсь что-то делать, но также у меня есть какие-то незанятые потенциалы, я это чувствую, я хочу также их использовать. Но это должно произойти по милости Кришны, мы нет должны становиться самозванцами. Нужно просить Кришну, и Он позволит нам отдать свои силы правильным образом. Когда мы хотим быть полезными, мы должны при этом стараться не вредить друг другу, не соперничать, не конкурировать, не толкать друг друга локтями, не ходить по головам, об этом мы должны просить Кришну - как вместе сотрудничать, быть полезными и вдохновлять друг друга в преданном служении. Самое важное – вдохновлять. Тогда наша связь с гуру будет становиться крепче и сильнее. У всех это будет индивидуально. Но если вы хотите, Кришна вам даст осуществить ваши мечты.
Вопрос: как понять настроение Радхарани?
Ответ: чтобы понять настроение Радхарани, нужно понять настроение Господа Чайтаньи. Ровно настолько, насколько мы понимаем игры Господа Чайтанья, перед нами раскрываются игры Радхи и Кришны. Наше движение называется движением Господа Чайтаньи, движением санкиртаны. Его настроение – это милость, которая не знает границ, которая врывается, не спрашивая никого, это то, что хочет Радхарани. Кришна Сам принимает форму преданности Радхарани. Когда по улицам идет харинама, некоторые материалисты закрывают дома, и прячутся, потому что они бояться. То, что делает Господь Чайтанья – это лавина. Если мы не примет духа проповеди, настроения Прабхупады, то стопы Господа Чайтаньи будут также далеки для нас. Близок локоть… Должно быть желание распространять, принести пользу движению Прабхупады, всем и каждому, думать об этом. Все это есть в настроении Господа Чайтаньи.
Вопрос: с чего начинается чувство преданности?
Ответ: вначале мы выполняем все из чувства долга. Затем, когда мы начинаем чувствовать защиту гуру, у нас возникает чувство благодарности – это первый момент в преддверии бхакти. Те преданные, которые не чувствуют благодарности к гуру – пока еще слабы, сильные преданные чувствуют защиту гуру, миссии, и они благодарны. Я общался с преданными, которые сидели в тюрьмах, все они говорили одно и то же, я был поражен. Для меня эти преданные были героями. В то время у меня еще не было инициации. Все эти преданные говорили одно и то же: «Мы очень благодарны духовному учителю, он защищал нас». Они вышли с чувством благодарности из тюрьмы. И то, что они рассказывали – были просто чудеса, каждый день. Сначала я даже не мог поверить в то, что они говорили. Но позже Ямарадж (один преданный из Армении) достал записки тюремные и показал мне, где маленьким карандашом, в тайне, он записывал все, что происходило с ним, и показал мне. То, что он рассказывал, не вписывалось ни в какие ворота. Представьте, человек один сидит в тюрьме. И в этой тюрьме, как обычно, был один негодяй, которого боялись все. И однажды он избил преданного, ему не понравилось, что преданный повторяет Харе Кришна и проповедует. Этой же ночью этому человеку сниться сон. Он сидит у себя дома, где собрались все родственники, столы ломятся от вина и яств. Сон был таким длинным, как будто он прожил несколько лет в этом сне. И вот он смотрит на одного родственника и видит, как тот разбивается на машине. Затем он снова сидит за столом и этого родственника уже нет, он смотрит на другого, - и с ним тоже что-то происходит. И так с каждым родственником, он видит, что происходит с его женой, детьми, его отцом, матерью, и в этом сне все они умирают страшными смертями. И в конце этого сна он слышит слова: «Все это из-за того, что ты поднял руку на святого человека, это ждет и тебя, и всех твоих родственников, это родовое проклятие». Утром этот человек на коленях приползает к преданному. Такого тюрьма еще не видела! Это был бандит, каких мало, но он просил прощение за свои грехи, стоя на коленях. Ямарадж просил Кришну, чтобы Он послал ему кого-нибудь, кому можно было бы проповедовать, через месяц в тюрьму садится один йог, в 5 утра он уже занимается йогой, и с этим йогом Ямарадж стал общаться. Стал рассказывать о Прабхупаде, о Харе Кришна мантре, о медитации. Когда пришел Ананта-шанти из психушки, я ожидал увидеть подавленного человека, ему кололи препараты, которые уничтожают клетки мозга. Если врачи замечали, что он шевелит губами, повторяет мантру, - сразу делали укол. Он мог повторять в уме, либо под одеялом. Вернулся он сияющим. Его спросили, как он выжил, ведь он был один 6 лет в таком ужасном окружении. Он сказал: «Я не был один, Кришна каждое мгновение был со мной». Все приходили из таких мест с благодарностью Шриле Прабхупаде, своим духовным учителям, это было первое проявление бхакти. Когда мы полагаемся на своего духовного учителя в своем служении, мы будем чувствовать благодарность и поддержку. Позже это чувство благодарности будет углубляться. Привязанность будет развиваться в чувство разлуки, это сродни горестному состоянию, но это экстатичное чувство. Если человек чувствует разлуку с Господом, он фактически уже живет с Ним. Это настроение Господа Чайтаньи и 6 Госвами, они везде искали Кришну.
|