«Притесняемые демоничными царями, Ядавы покинули свое царство и укрылись во владениях Куру. Однако некоторые из их родственников решили подчиниться порядкам Камсы и служить ему. После того, как сын Уграсены, Камса, убил 6 сыновей Деваки, полная экспансия Кришны вошла в ее лоно, став 7 ребенком Деваки. Этот ребенок принес ей радость и скорбь. Это всемогущее воплощение принадлежит ко второй четверной экспансии Кришны, и великие мудрецы именуют его Анантой». Ядавы принадлежали к очень возвышенной династии. Все они были преданными, они не соглашались с правлением Камсы. Даже в ведические времена, иногда устанавливалось демоническое правление. Иногда, не постоянно. И тогда также притесняли преданных. Духовная жизнь сопряжена с трудностями, и преданные борются за смаранам больше, чем за внешние обстоятельства. Поэтому все цари Ядавы покинули царство, вместе с брахманами. Хастинапур был столицей мира, и там все было устроено так, чтобы поддерживать дхарму. Но другие места не были так развиты. Арии не обучали нишадов, потому что они не были представителями высокой культуры. Шалвы были такими же. У них были другие стандарты чистоты, упрощенное понимание Вед. Сейчас уже упрощают Махабхарату, упрощают Библию, потому что человек уже не может полностью погрузиться в священные писания, ему скучно, он не понимает из-за скудости интеллекта, он ничего не может усвоить. Отношения индийской культуры были построены на любви, другие культуры были построены на другой бхаве, на эгоизме. От демонической культуры до варнашрамы есть градация. Ведическая культура была разной. Под Омском есть озеро Аркаим в деревеньке Окунево, мы были там в этом году. Там есть шиваитский храм. В древние времена там совершали жертвоприношения Ману. Там всегда полно людей: эзотериков, экстрасенсов, все ловят энергии, преданные тоже хотят там построить свой храм, потому что там каждый год проводятся фестивали. Там найдено божество Ханумана. Итак, ведическая культура была повсюду, она была разная. Сибирь – шабары - поклонялись Господу Джаганнатхе. Но знаниями, которые мы получаем из БГ, обладали единицы. Когда Дурьедхана проводил свою политику преследования Пандавов, к нему приходило множество брахманов, в том числе Видура. Брахманы пытались наставить его на путь истинный, напомнить ему, Кто такие Кришна и Арджуна, чтобы Дурьедхана был почтительным и осторожным. Существует культура почтения, выражения любви, но Дурьедхана не имел любви, и поэтому ему было странно кому-то подчиняться. Дурьедхана признавал только вопрос силы – добейся и получай. Он считал, что аскезами и войной он сможет занять место Юдхиштхиры. Мудрецы приходили и говорили ему тоже самое, что написано в БГ, и, тем не менее, это знание не входило в Дурьедхану, потому что они говорили ему о Кришне. Есть очень много форм поклонения в ведической культуре, в разных культурах, Бог может представляться по-разному. Мы были в Благовещенске, на Дальнем Востоке. Я поражаюсь, что до сих пор в природе есть очень чистые места. Мы вышли к реке, и я увидел в чистой воде крышки от бутылок, пробки, мусор. У кого-то хватает воспитания, культуры, в чистую-чистую воду бросить мусор. Когда-то мы были на Ганга-сафари. Мы плыли на двухэтажной барже. В дороге нам раздали мандарины, чтобы мы могли утолить голод. Гуру Махарадж был с нами, и один брахмачари чистил мандарины и бросал шкурки за борт. Мой гуру Махарадж взорвался, когда увидел это, он закричал на всю баржу: «Что ты делаешь, это же Ганга – священная река!». Все перепугались до смерти, стали прятать кожурки. И я вспомнил об этой на берегу той реки. Почему люди бросают в чистую воду всякий мусор? - Люди забыли о личностной природе мира. Река – это личность, ветер – личность. Это можно прочитать в любой сказке, это не секрет. Но люди не верят в сказки, они стали майавади. Мы не поклоняемся санньяси-майавади, оказываем им почтение мысленно. Уровень вайшнава в ведической культуре выше. Об этом говорили брахманы Дурьедхане. Они говорили ему: -Ты знаешь, Кто такие Кришна и Арджуна? В прошлом они были Нара-Нарайаной! Это воплощение известно, и известно Их могущество. Более того, Кришна показывал вселенскую форму Дурьедхане, но не было любви, и поэтому Дурьедхана решил, что это мистический трюк, и если он потренируется, то сможет сделать то же самое. То же самое думал Хираньякашипу, то же самое думал Камса. Когда мы видим людей с таким менталитетом, которые думают, что они – Бог, то в такой атмосфере невозможно совершать преданное служение. Оно будет вызывать у них все большую и большую злобу. Чем больше мы проповедуем демонам и майавади, тем злее они становятся. Когда Арджуна увидел вселенскую форму, он стал прославлять Кришну. Нам трудно проповедовать в материальном мире, потому что все вокруг пропитано майавадой. Здесь – легко. Вчера мы ходили на Радха-кунде, пели киртаны. Можно куда угодно идти во Вриндаване и везде можно прямо говорить о Кришне. Никто не будет против. В западном мире будет много тех, кому это не понравится. Но даже если они злятся, они все равно привлекаются Кришной, как Камса. Злоба, ненависть и любовь имеют одинаковую силу, та же связь. Одна преданная из Барнаула вспоминает, что она бросала яйцами в харинаму с балкона. Это происходило каждую неделю. Только она слышала издалека их пение, она брала яйца и бежала на балкон. И что теперь? Теперь она сама ходит и поет в харинаме. Как видите, связь есть. СК распространяется по воле Кришны. При любых обстоятельствах это возможно. Можно всегда найти условия, для того, чтобы заниматься преданным служением, чтобы нас не беспокоили материалисты. У русских преданных, конечно же, не самые лучшие условия, в Америке лучше. В Америке есть целые общины и поселения. В Далласе, в Лос-Анджелесе они выкупают целые улицы, там есть храмы, и на мангала-арати приходят до тысячи преданных. Там даже нет администраторов в храмах, но служение и энтузиазм есть у всех. Так же, как здесь – условия очень хорошие, мы может приходить каждое утро, воспевать, слушать, и так живет каждая община. Но в России пока таких условий нет, мы все разбросаны. У преданных в их квартирах такие стандарты, что не дай Бог!!! Они могут жить с родственниками непреданными, они бьются всю жизнь с мужьями, с женами, с детьми, и при этом молятся Кришне. Господь Чайтанья говорил, что святое Имя настолько могущественное, что Оно преодолеет все препятствия, и чем больше будет сложностей вокруг, тем сильнее будет становиться святое Имя. Нужно просто воспевать и организовывать воспевание. И факт, что год за годом все меняется. Во-первых, у нас меняется сознание, дхарма устанавливается внутри нас. Если дхарма будет внутри нас, мы будем точно знать, что нам делать в этом мире, чтобы его изменить. Сразу мы этого не сможем сделать. Это равносильно тому, как встать на рельсы и попытаться остановить руками поезд. От нас не останется живого места, он нас сметет. Материальная цивилизация движется на полном ходу, и она на свернет. Власть, деньги, полномочия, за это они готовы отдать свою жизнь. Мы не сможем их изменить, но мы сможем перехитрить, нужно перевести стрелку. Как? Мы просто распространяем Харе Кришна, это дает маленький крен. Сначала его незаметно, но потом он станет все больше и больше. Люди не заметят, как они примут ведическую культуру, для этого потребуется огромное терпение, знание, время и, прежде всего, мы должны установить дхарму внутри себя. Великие преданные не идут на компромисс с собой и своей совестью, но они не беспокоят людей. Они не будут беспокоить своей проповедью людей, но они знают, как своей проповедью вывести людей из тупика. Добро в мире не разрушимо, и зло не может одолеть его. Честность – это последняя нога религии. Честные люди будут проповедовать СК, но под разным предлогом, согласно месту, времени и обстоятельствам. Если мы хотим сразу сломать материальную культуру и на этих обломках построить ведическую - это путь адхармы. Даже если у нас будет хороший мотив, но не вовремя, и не согласно месту и обстоятельствам, мы разрушим этот мир и станем врагами общества. О нас будут говорить, как об авторитарной секте. Мы должны по определению быть ответственными во всех сферах жизни, в отношениях преданности, деятельности, в отношениях с другими людьми. Благотворительность сейчас должна быть широко распространена. Это дхарма грихастх, они должны заботиться об общине, о нищих, о стариках, и так наши отношения будут становиться все крепче. Камса дошел до того, что вокруг него почти не осталось ни одного преданного. Если рядом с нами нет святых людей, мы обречены, мы запутаемся. Но некоторые преданные все же остались при дворе Камсы, только из-за желания увидеть Кришну. Акрура остался, он продолжал служить Камсе, Кубджа служила Камсе, она терла для него сандал. Сегодня можно посещать парикрамы. Сегодня будет парикрама в Мадхуване и Талаване. Талаван - известное место, там жил Дхенукасура. Остались ли там пальмы? Говорят, что еще 4 пальмы растет. Можно подойти к ним, дотронуться. В Мадхуване Махалакшми медитирует, совершает вечные аскезы, чтобы войти в раса-лилу. Но она не может этого достичь. Ей поклоняются после картики 2 недели в году. Кришна запретил бриджабаси поклоняться ей больше, потому что тогда они забудут о Нем, если разбогатеют. Только 2 недели. и только кичри предлагают ей, очень простую пищу. В декабре 2 недели, каждый день, все жители Вриндавана на лодках с мешками риса, дала, овощей, будут переплывать в Мадхуван, там готовить и предлагать кичри Лакшми. там будут спектакли, концерты. Там есть один очень добрый пуджари, он принимает любые подарки, даже чисто символические, с большой благодарностью. Там готовят кичри разных сортов. Разжигают много костров, и готовят кичри на все вкусы – острые, сухие, жидкие. В одном месте готовят халаву. Здесь во Вриндаване люди в основном воспевают и поклоняются, даже не понятно, когда они успевают работать? Откуда у них тут такое изобилие? Сейчас во Вриндаване уже больше, чем 5 тысяч храмов. Многие люди сейчас приносят сюда свои деньги. На въезде во Вриндаван строится огромное здание, там будет «Фуд фо лайф», кто-то из преданных строит этот храм, и люди приносят туда свои деньги. Здесь, где мы с вами сейчас сидим, не было ничего, здесь были леса Вриндавана. Это Раман-рети – место игр Кришны с пастушками. Здесь они проводят свои игры. И здесь Прабхупада стал строить свой храм. Когда мы первый раз сюда приехали, здесь даже не было электричества, напротив храма были поля и леса. Люди подвозили сюда только газированную воду. Прабхупада сказал, что это место станет центром Вриндавана, никто не мог в это поверить. Но посмотрите, что происходит сейчас вокруг, - это действительно центр Вриндавана. Появляются гостиницы с кондиционерами, с горячей и холодной водой, микрорайоны. Вриндаван будет восстановлен. Он считается выше Двараки, хотя там 16 000 дворцов. Совсем другие ценности. Даже пыль Вриндавана – подобной не найти нигде. Вода во Вриндаване, в основном, соленая, потому что гопи здесь постоянно плачут, здесь много соли. Один преданный, узнав, что в Радха-кунде самая святая вода, набрал где-то десяток бутылок и стал пить ее. Он не знал, что это делать нельзя. Он считал, что так сможет очиститься. Он постоянно ходил с рюкзаком, и никто не знал, что там бутылки с водой. Он постоянно пил эту воду и с утра до вечера он был в туалете, никто не мог понять, почему у него постоянно расстраивается желудок. Потом он рассказал, что пьет воду Радха-кунды, и это, в каком-то смысле, помогло ему. Он действительно изменился, но я не рекомендую так делать. Преданные, ради очищения, принимают любые обстоятельства. Но самое важное для нас - это понять, что мы находимся под защитой святого Имени, нужно ее ощутить. Что толку жить в ведической культуре, с комфортом, в варнашраме, если при этом мы не будем иметь связи с Богом? Возьмите Швецию – там постоянные цены, люди очень обеспечены, не знают никаких забот, попробуйте им сказать о Боге. Они не поймут, зачем нужен Бог, ведь государство и так о них заботиться. Они считают, что Бог нужен тем, кто испытывает нужду. Прабхупада сказал, что будут храмы и ашрамы, и что мы будем делать в этих храмах? Воспевать и распространять. Ради проповеди мы можем идти на риск, Кришна будет защищать. Вопрос: многие преданные не бреются в дхаме, это помогает как-то прогрессировать? Ответ: я не знаю, мне все равно, бриться или не бриться, я вообще об этом не думаю. Я не ведический человек, я просто проповедник. Я многого не знаю, я бреюсь по привычке, если вы мне объясните, что бриться не надо, может я и избавлюсь от этой дурной привычки. Вопрос: Индрадьюмна Свами не бреется. Ответ: в чатурмасью многие не бреются, и некоторые даже не моются, едят без помощи рук. Бросают пищу на землю не на бетон, руки за спину - и сколько могут, столько съедают. И там борода начинает мешать. Не спрашивайте меня об этом, я знаю только Харе Кришна и, - все. Вриндаван – место необычное, он даже может быть опасным, поэтому будьте осторожны и внимательны, не утрачивайте настроение санкиртаны Господа Чайтаньи. Кришна близко здесь, как локоть, но дотянуться – невозможно. Калайавана не мог Его догнать, кажется вот уже совсем рядом, только руку протяни. Даже Яшода не могла связать Его долгое время. Вообще считается, что прежде чем войти во Вриндаван, нужно получить разрешение Гопешвары Махадева. Харе Кришна!
|