Чайтанья Чандра Чаран Махарадж. Лекция по ШБ 10.2.7-8, прочитанная во Вриндаване в 2006 году.
«Господь приказал йога-майе: «О, Моя энергия, которой поклоняется весь мир, Ты одаряешь благодеяниями все живые существа. Отправляйся же во Врадж, где живет много пастухов со своими женами. В том дивном краю, где обитает много коров, в доме Махараджи Нанды живет жена Васудевы Рохини, там же от страха перед Камсой скрываются и другие жены Васудевы. Иди же туда». «В лоне Деваки пребывает твое частичное проявление, наделенное полнотой власти, его зовут Санкаршана, или Шеша, тебе не трудно перенести его в лоно Рохини». Здесь раскрывается высшее эзотерическое знание. Есть духовный тайны. Есть скрытые материи, скрытые энергии. Есть проявленный и непроявленный мир – вьякта и авьякта, они взаимодействуют, поэтому люди чувствуют таинственность этого мира, потому что присутствует внутренняя энергия, которая не воспринимается на платформе материальный чувств и ума, поэтому Кришна говорит: «Я тайна тайн». Тайна – это дух. За пределами духовной энергии есть ее источник. Есть повелитель всех энергий. Это невозможно понять при помощи философии, любой философии. Он – один, и Он – отличен от всего этого. Бог везде, - так можно сказать, и в то же время Он здесь не присутствует. Кришна говорит в БГ, что Он может находиться очень далеко и очень близко в любой момент. Близко - значит, что никуда не нужно идти, чтобы постичь эту истину, но далеко – означает, что это практически непостижимо. Кришну, в личностной форме, можно постичь только по Его собственному желанию. Нужно создать условия для того, чтобы личность проявила Себя и разрешила все противоречия в уме и сердце человека. Форма Господа – авьякта-муртина – существует в сердце преданного, больше нигде ее не найти. Даже Божества, которые мы видим в храме, не постигаются через простое материальное наблюдение или химические исследования. Они постигаются через бхакти. Кришну можно увидеть в Божестве, в атрибутах природы, в их взаимодействии, в композиции этого мира, в этой вселенской форме, в сердцах всех живых существ. В самих этих предметах Его нет. Есть напоминание, смаранам, или отражение, как мираж. Мираж – иллюзия, но он отражает реальность. В Петербурге есть дворы-колодцы, очень узкие. Там невозможно гулять, потому что их приспосабливают для свалки мусора, там нет свежего воздуха, нет солнца. Но иногда можно поймать солнечного зайчика, который отражается много раз от других стекол, и люди радуются такому проявлению солнца. Но это не солнце, это всего лишь отдаленное представление о солнце. Подобным образом, Кришна наиболее ясным образом отражается в сердце преданного, но в то же время Он имеет абсолютно независимое бытие. Это Его вайрагья – отречение. Очень трудно при этом понять, как при всем Его отречении, Он может быть творцом и повелителем творения? Кришна повелевает всеми живыми существами - Ишварах парамах Кришнах, и при этом Он полностью отрешен от всего – от своих миров, которые Он Сам не создает, и в то же время создает. Познать Кришну невозможно, но Он раскрывает себя через преданных. Так какой же Он? Могущественный, знающий? Он знает и не знает мои проблемы, как Его определить? Он поддерживает творение, которое все равно разрушается. Так кто же Он – поддерживающий или разрушающий, или созидающий? Кто из трех? Но когда преданный смотрит на Кришну, он забывает обо всех этих обозначениях. Кришна – другой. Никому в голову не придет во Вриндаване назвать Кришну творцом или судьей. И какое слово наиболее полно отображает Кришну? Прабхупада говорит – всепривлекающий! Все остальное абсолютно неважно. Его красота – это то, что интересует преданных, Его отречение даже во время танца раса – высшее совершенство. Мы знаем, что в материальном мире счастье измеряется материальными единицами, но есть живые существа, которые в сотни раз больше наслаждаются, чем мы – это райские жители. За ними идут полубоги, которые еще в сотни раз больше наслаждаются, чем райские жители. Праджапати в сотни раз превосходят их и над ними есть Брахма, над ними есть Шива, умножайте еще на сто раз, и над ними есть обитель Господа Вишну. Но Вишну – это лишь экспансия Кришны. И даже Вишну можно определить как творца, как того, кто поддерживает, но Кришну нельзя определить ничем, кроме одного слова – всепривлекающий. Настолько велико блаженство Его формы, поступков, качеств! Во Вриндаване – Он не Бог и не судья, Он просто возлюбленный, и больше ничего не существует. И тогда открывается Его форма, форма, связанная с гопи – изогнутая в трех местах. Он будет танцевать, будет двигать бровями, и смотреть на объекты чувств. Форма любви очень подвижная. Он будет завидовать Сам, будет организовывать удивительные сцены наслаждения и высочайшая сцена наслаждения – это раса-лила. В ней принимают участие миллиарды и миллиарды гопи, и Он один среди них. Один мужчина, остальные женщины. И когда раса-танец достигает полной кульминации и блаженства, Кришна бросает всех, Он делает невозможные вещи, в этом заключается Его отречение. Для нас очень важно развитие отречения, в 11 Песне ШБ говорится, что даже проститутка Пингала стала чистой преданной. Настолько важно культивировать отречение, непривязанность к материальному, но Кришна использует отречение только для того, чтобы увеличить бхакти, увеличить привязанность. Так какой же ОН – отреченный или привязанный? Он – просто Кришна, нельзя Его называть другим именем, все другие имена не будут так полно описывать Его. Все остальные имена будут связаны с Его преданными – Йашоданандана, Гокуланандана, Гопал. Итак Кришна – непостижим. И прежде чем прийти сюда в этот мир, Он отправляет йога-майю, которая должна устроить место, область, куда Он сможет прийти. Йога-майа создает мир и любовь, маха-майа создает в уме противоречия. Успокоиться человек сможет только при помощи йога-майи. Кришна говорит, что пока мы будем находиться под покровительством маха-майи, мы не сможем успокоиться, наш ум постоянно будет находиться под бомбардировкой миллионов желаний, поэтому покоя не будет. Поэтому перед приходом Кришны появляется йога-майа и создает атмосферу Вриндавана. Вриндаван без йога-майи – не Вриндаван! Это просто деревья, просто пыль, просто люди и свиньи. Люди, которые приезжают сюда и не получают покровительства йога-майи, не видят Вриндавана. Сюда приехал один христианский священник и испугался. Наступил на свинью в темноте, и она показалась ему дьяволом, Он уехал из Вриндавана, перепуганный до смерти. Так Вриндаван предстал перед ним. Преданные совершенно не обращают внимания на эти нечистоты, пыльные бури, которые могут быть даже опасны для жизни. Вриндаван не приспособлен для цивилизованной жизни, это самое жаркое место на планете, где живут люди. Вообще люди не живут в местах, где t-ра поднимается до 60˚, здесь люди даже умирают от жары. Преданные-бриджабаси будут готовить для Божеств на огне даже в 60˚. Говардхан – самое жаркое место на планете, где живут люди. Бриджабаси не покидают Вриндаван даже в жару, они дают такие обеты. Когда приходил Кришна, это место не было таким суровым климатически, здесь была тень. Вчера мы видели одну калпа-врикшу, она еще не проявлена полностью, совсем еще маленький росток, имри-тала. Йога-питх – это самое секретное место даже для Вриндавана, место встреч Радхи и Кришны. Проникнуть туда сложно, так же, как сложно попасть во Вриндаван, просто купив туда билет, - так сказал Прабхупада. Нужно получить покровительство йога-майи, нужно умиротворить свой ум, забыть о себе, забыть о своей национальности, о своем возрасте, о своих убеждениях, различных типах вер, о том, что мы знаем и что не знаем. С йога-майей не уживется ни одна ложная гордость. Мы должны стать глухими и слепыми к внешним проявлениям, и только такой человек может жить во Вриндаване. Про преданных тоже можно сказать, что они ходят и не ходят. Они идут в храм, и от этого они не получат никаких материальных плодов, бесполезная ходьба для материалиста. Кришна тоже – ест и не ест, ходит и не ходит, отреченный и привязанный одновременно. Он так привязан к Радхарани, что иногда Он плачет, когда Она долго не приходит. Он сидит под деревом тамала, смотрит на воду и вспоминает Ее волосы, Он смотрит на белых лебедей и вспоминает белые цветы в Ее волосах, и начинает повторять: «Радхе! Радхе!». И цвет тела Его при этом меняется, и Он становится Господом Чайтаньей. Кришна может легко оставить гопи, и также легко может оставить Радхарани, и гопи начинают размышлять, - почему Он так жестоко поступает с ними? И чем больше они думают о Нем, тем больше они Им привлекаются. Все это Он делает только для одного – чтобы больше привлечь к себе гопи, их любовь. Это его природа и Он не остановится. И если мы готовы таким образом двигаться вечно в СК, йога–майа придет в наше сердце и устроит там эту атмосферу. До сих пор Вриндаван тот же самый, запахи, пыль, атмосфера, ничего не изменилось. Кали-йуга, конечно же, вносит свои оттенки в форме каких-то отклонений, но все равно в центре Кришна. Есть преданные, которые очень спешат войти в раса-лилу, но мы следуем Шриле Прабхупаде и наставлениям Господа Чайтаньи - в век Кали не рекомендовано вообще посещать святые места, потому что они могут быть осквернены майавадой, материалистами, людьми, ищущими славы. Но рекомендуется быть 3 дня во Вриндаване, за эти дни человек не успевает впасть в двойственность. Через 3 дня приходит привычная двойственность ума, и он начинает оценивать, что хорошо и что плохо. Но о Вриндаване не может быть таких понятий. Вриндаван – трансцендентен. Но мы находимся здесь дольше, чтобы зарядить свои духовные батареи. Мы - проповедники, в этом наше преимущество. Но как только батареи зарядились, мы должны убраться из Вриндавана. Так говорят все известные проповедники ИСККОН. Гопал Кришна Госвами всегда спрашивает: «Сколько ты собираешься здесь сидеть?». Поэтому ему лучше на глаза не попадаться. Даже если вы скажете, что только что приехали, он все равно поинтересуется, сколько вы здесь пробудете. Он прямо на лекции говорит: «Нечего сидеть во Вриндаване! Что вы тут сидите? Идите проповедовать!». Когда мы приехали в первый раз во Вриндаван, больше половины русских преданных решили остаться во Вриндаване. GBC испугались – сто с лишним сумасшедших русских останутся во Вриндаване, и кого они к нам послали, как вы думаете? – Гопал Кришну Госвами! Он пошел по всем номерам, открывал все двери, проверял обратные билеты, стал всех выгонять на улицу с вещами. Это наш дух. Мы должны проповедовать. Вриндаван – наш дом, но мы приезжаем сюда не для наслаждения. В тот раз Гопал Кришна Госвами несколько раз ловил меня, и я говорил ему: «Уже скоро». У меня уже был билет на завтрашний день, и на улице я встречаю Гопал Кришну Госвами, я сразу с ходу показываю ему свой билет и говорю, что уезжаю завтра, на что он мне отвечает: «А я сегодня!». И он сказал мне: «Пока есть силы, проповедуй! Забудь о других вещах, забудь, что нужна какая-то гьяна или особая подготовка, нужно просто присутствие внутренней энергии, слова найдутся». Даже если мы не знаем санскрита, можно своими словами рассказывать о Кришне, препятствий никаких нет. Важно приехать в Россию и рассказать о Вриндаване, о своем опыте. Мы всегда ждали паломников из Индии, организовывали целую программу, на сцене сидели все паломники, и атмосфера Вриндавана чувствовалась в этом зале. Эта атмосфера Вриндавана чувствовалась здесь даже больше, чем там. Это милость Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья сказал, что когда святое Имя распространиться по всему миру, Он придет Сам. Сейчас мы с вами готовим платформу для того, чтобы Господь пришел и утвердился в этом мире. Все меняется в этом мире: люди, события, но мы сомневаемся – меняемся ли мы сами? Но это тоже форма эгоизма – а как же я? Кто позаботиться обо мне? - Йога-майа заботится о нас. Когда в сердце наступит покой и умиротворение, отсутствие всяких материальных желаний, мы можем быть уверены – это йога-майа вошла в наше сердце. У нас не будет ложной скорби и желания заботиться о себе. Кришна порицал Арджуну, когда тот скорбел. Арии так не поступают, арии знают смысл жизни. Итак, Кришна – это Тот, о Ком все должны думать, даже Брахма и Шива. Харе Кришна! Вопрос: почему Шеша приходит в форме змея? Разве эта форма благоприятна? Ответ: все формы изначально духовны. В материальном мире все материальные формы прокляты. Змеи получили проклятия от собственной матери Кадру за то, что ослушались ее. Часть змей - ядовитые, часть – неядовитые. Васуки, или Шеша, переживал, что он принадлежит к змеиному племени, и он стал поститься, чтобы очиститься. Пришел Вишну, чтобы успокоить его. Он сказал, что Васуки – это добродетельный змей, и он должен возглавить всех добродетельных змеев. Прабхупада говорил своим ученикам: «Какой толк называться американцами, если вы ничего удивительного не можете сделать для Кришны?». Использовать можно любую форму. Вопрос: почему мы не можем поклоняться Радхе и Кришне? Ответ: местные жители поклоняются совсем по-другому Божествам. Их поклонение отлично от нашего. Они не смотрят в глаза Божествам, это считается фамильярностью. Нужно смотреть на стопы и выше, но не в глаза, нужно сохранять этикет. Если вы обратите внимание, то Радхарани сделана из металла, в то время как Кришна – из черного камня. Мурти Радхарани были сделаны значительно позже. Раньше не было мурти Радхарани. Рядом с Кришной клали только Ее одежды. Мы живем в материальном мире, и здесь присутствует одна очень сильная раса, которой мы все очень сильно подвержены, поэтому наше поклонение может незаметно перерасти в сахаджию. Наш ум может блуждать и будет блуждать еще долго, но для того, чтобы поклоняться Радхе и Кришне, мы должны достичь равновесия. Харе Кришна!