Чайтанья Чандра Чаран прабху. Лекция на Радха-кунде
При помощи духовного разума и по милости духовного учителя мы можем различать шесть врагов и шесть друзей, и затем, когда мы принимаем благоприятное для духовного развития мы начинаем различать уровни преданных. Также как материалисты различают уровни материального благополучия, власти. Их материальное знание направлено на материальные достояния. Разум преданного направлен на духовное достояние. Преданный обладает способностью различать количество духовного знания в других людях. Отсюда он будет строить отношения с младшими, равными и старшими. Обуздывая ум, язык и гениталии преданный постепенно достигает совершенства. Далее, он может достичь Вайкунтхи, но выше ее есть другие планеты, - обители Вриндавана. Во Вриндаване лучшее и высшее место – Говардхан, потому что он лучший из трех Харидасов. Существует трое лучших слуг Кришны – это Уддхава, Махараджа Юдхиштхира и Гири-Говардхан. Харидас означает, что он способен вызвать слезы по Кришне у любого человека. Такова его сила. Дается пример Махараджи Юдхиштхиры, который не мог отпустить Кришну, когда Тот уезжал в Индрапрастху или в другое место. Юдхиштхира думал, что если он выйдет просить Кришну остаться, то Кришна его не послушает, тогда он обращался к жителям города: «Идите на дорогу, плачьте, стойте перед Ним и лейте слёзы. Если Он увидит ваши слезы, Он никуда не уедет. Если я попрошу как царь, Он откажет мне. Если вы все выйдете со слезами, Он не сможет отказать». Говардхан – это лучшее место во Вриндаване, потому что он – прибежище и свидетель самых сокровенных игр Кришны. Там есть уютные пещеры для Радхи и Кришны с естественными зеркалами и убранством. Там много ручьев, образующих кунды с прозрачной и чистой водой, там много мягкой травы. Камни Говардхана размягчаются, образуя мягкие сидения, когда на них садятся Радха и Кришна. Радха и Кришна чувствуют себя очень комфортно на Говардхане, потому что там есть возможность укрыться от чужих глаз, есть прекрасные кунджи, чистая вода, и сама атмосфера Говардхана свидетельствует о самых сокровенных играх, которые обычно не видят даже жители Вриндавана. Радха-кунда – самое сокровенное место встреч Радхи и Кришны, и иногда Они чувствуют разлуку в присутствии друг друга. При мысли о том, что им придется разлучиться, они начинают плакать. Эти 2 кунды наполнены их слезами. При этом Радхарани так погружена мыслями о Кришне, что Она забывает о Себе, и Ей кажется, что Она – Кришна, Она начинает искать Радхарани и звать Себя по Имени. Кришна в это время ищет Кришну, Они смотрят друг на друга и не узнают. Кришне нужен Кришна, а Радхарани – Радхарани, и Они обречены так плакать постоянно. Один мудрец говорит Им, чтобы Они омылись в этих курдах, и тогда все встанет на свои места. Когда Радхарани окунается в Радха-кунду, она вспоминает Кришну, а Кришна, окунувшись в Шьяма-кунд, вспоминает Радхарани. Это место было вырыто гопи гребнями для волос, и наполнено всеми святыми реками вселенной. Это произошло после убийства быка Ариштасуры. Гопи упрекнули Кришну за то, что Он убил быка. Бык считается отцом, и убивать его – великий грех. Поэтому Кришна должен был омыться, очиститься, потому что Он осквернился убийством. Говорится, что тот, кто омылся в этой кунде, освобождается от всех грехов, ему гарантируется према-бхакти в этой жизни. Рупа Госвами говорит, что когда человек обуздал чувства, когда он в совершенстве служит Кришне и преданным, то его единственной обязанностью становится – жить на берегах Радха-кунды, никогда их не покидать и как можно больше делать омовений в ней. Более высокого места чем то, на берегах которого мы находимся, во вселенной не существует. Это настолько сокровенное место, что, говорится, даже такие великие мудрецы, как Нарада, не могут жить здесь постоянно, они могут лишь иногда посещать его. Местные садху будут просить у вас не деньги, а рис. У местных садху есть закон – никогда не покидать это место до конца своих дней, не выезжать за пределы, и поскольку экономическое положение сложное на Радха-кунде, то власти говорят, что садху могут жить безвыездно, но они должны платить пошлину. Должны приносить какое-то количество денег или риса, и тогда за эту плату можно жить здесь, а иначе придется ехать на заработки, привозить сюда деньги или рис, и таким образом поддерживать себя. Здесь очень много садху и никто не работает, поэтому они будут просить у паломников деньги, чтобы не уезжать отсюда. Также здесь есть необычные сампрадайи, сиддха-пранали. Здесь даже дети знают свою сиддха-сварупу. Бхактисиддханта Сарасвати говорит, что это авторитетная практика, но она утрачена в наши дни. В домике с левой стороны - самадхи Рагхунатхи даса Госвами. Здесь на Радха-кунде есть пять основных деревьев – калпа-врикш, пятеро Пандавов, которые никогда не покидают Кришну. Здесь есть место, где Кришнадас Кавирадж Госвами писал ЧЧ. Есть также пушпа-самадхи Бхактисиддханты Сарасвати. Есть ИСККОНовских храм. Омовение нужно принимать на перешейке между кундами. Сначала нужно окунуться в Радха-кунде, потом в Шьяма-кунде, и затем снова в Радха-кунде.