Чайтанья Чандра Чаран прабху. Лекция по ШБ 10.2.18, прочитанная во Вриндаване в 2006 году.
«Затем Верховный Господь, исполненный божественных совершенств и дарующий благо всему мирозданию, был вместе со своими всемогущими экспансиями перемещен из ума Васудевы в ум Деваки. Получив, таким образом, посвящение от Васудевы, Деваки стала очень красивой, ибо носила в сердце своем Господа Кришну, изначальное сознание каждого и причину всех причин. Так становится прекрасным восток, несущий восходящую Луну». Здесь описываются таинственные вещи, которые происходили в тюрьме Камсы. Он ожидал рождения Кришны и постоянно думал о Нем. Камса находился в полном СК, но оно было негативным. Камса искал возможность избавиться от Бога, он видел в Нем причину собственной смерти, причину материального краха и могущества. Кришна опасен для демонов, для материального ума и для материальных чувств. Он разрушает связь с материей. Камса не понимал всего того, что происходило в тюрьме. Тюрьма для Деваки была подобна горшку, который скрывает пламя огня, и материальные тела подобны такому же горшку, который скрывает наш внутренний огонь СК. Говорится, что в век Кали преданные Вишну-Кришны будут скрыты. Они будут также скрываться и их духовное знание и духовные силы будут скрыты. Они не будут проявлять чудеса на внешнем уровне. Обычно в век Кали люди не видят духовного сияния, оно не проявляется как в прошлые эпохи. Сейчас внешность очень обманчива. Преданные могут иметь совершенно не привлекательный вид, простые одежды. И также Прабхупада говорит, что мы не такие могущественные, как Господь Чайтанья, мы не сможем заставить петь тигров и оленей, но люди могут принимать от нас СК. Прабхупаду спрашивали, почему он не показывает чудеса. Прабхупада спрашивал в ответ, для чего нужны чудеса, ведь он уже дает знания. И затем Прабхупада сказал, что чудо все-таки есть, потому что все его ученики раньше были пьяницами и мясоедами, охотниками за женщинами, но сейчас они повторяют Харе Кришна, разве это не чудо? Мы сами являемся свидетелями собственного чуда. Мы видим, как жизнь меняется, трансформируется. Преданные знают, что если бы не СК, то они никогда бы не изменились в лучшую сторону. Это невозможно. Дикша означает, что мы должны забыть о том, что с нами было раньше. Когда гуру дает дикшу, он облегчает нашу духовную жизнь, потому что ум человека больше не будет сосредоточен на материальном. То, что раньше было так ценно, становится незначительным. Преданный, который соединен с парампарой, становится очень восприимчивым к духовной энергии. Как это проявляется? Описывается, что Деваки ощутила ликование, радость, счастье. Казалось бы, странно, ведь они находились в тюрьме, она потеряла множество детей. Как мать, она, несомненно, чувствовала боль, но, получив дикшу от собственного мужа, она стала радоваться и ликовать. И Камса понял причину этой радости. Арджуна говорит в БГ, что он не может пережить смерть своих родственников и учителей, и тем более быть причиной их смерти, но Кришна говорит, что мудрый не скорбит ни о живых, ни о мертвых и нужно все видеть духовными глазами. Кришна говорит, что нужно быть погруженным в Сознание Бога, потому что он, Арджуна – вечное живое существо, все остальное – иллюзорно и временно. Мы не можем нигде закрепиться. Получив какое-то положение, мы можем легко его потерять, поэтому вся материальная вселенная снизу доверху пронизана страхом. Кришна говорит, что мы должны понять, что есть истинное и неизменное положение, ради которого мы можем использовать свою материальную природу. Теперь мы должны понять, как нам занять свою природу в служении Кришне. Материальная природа обладает достаточной потенцией поддерживать себя, сами мы себя поддержать не можем. Прабхупада сказал, что можно быть миллионером, иметь самолеты, яхты, целые склады продуктов, но если у вас нет огня пищеварения, то, что мы будем делать с этими продуктами? Всегда нужна энергия Кришны, даже для того, чтобы переварить пищу. Все поддерживается энергией Кришны, даже материальная энергия. Об этом люди забыли, поэтому ценность человеческой жизни уже утеряна. Цена жизни снижается, каждый день уничтожаются миллионы жизней, потому что люди теряют величие, силу интеллекта, силу чувств, силу любви, все больше проявляется эгоизм и зависть, поэтому мир устроен так, что люди вредят друг другу. В век Кали мир становится жутким местом для духовной жизни, опасным, и тем не менее, повторяя Харе Кришна мантру, мы ощущаем защиту. Это как зонтик в дождливую погоду, мы не смачиваемся водой, находясь под защитой святого Имени. Язык – самое сильное чувство. Когда человек хочет есть, он не разбирается, что тянуть в рот. Язык будет говорить все, что вздумается и есть все, что попало. Это подобно жизни свиньи, она ест все, даже собственные испражнения. Люди делают то же самое. Человеческая форма жизни предназначена не для этого, нужно получать знания, и есть чистую пищу. Знания даются для того, чтобы применять их, чтобы научиться делать выбор. Если нет знаний, чувства победят. Чувства говорят: «Наслаждайся», и оказывают сильное давление. Если нет знания, то какая энергия удержит их? Даже для ребенка палки хватает ненадолго. Знание должно проникнуть в разум человека. Есть такое понятие, как страх духовной жизни. Многие воспринимают Кришну как смерть. Кришна говорит об этом в БГ, что материалистов Он – смерть. Смерти боятся все. Но преданные не должны бояться смерти. Смерть – проявление Кришны для материалистов. Кришна не приходит к преданным, как смерть. Кошка открывает пасть и берет в нее котенка, и котенок чувствует себя защищенным. Но для крысы пасть кошки - это смерть. Если преданные медитируют на Верховную личность Бога, для них не существует смерти. Кришна рассеивает все тревоги и печали, Он - радостный, Он никогда не скорбит. На наших похоронах Он сыграет на флейте, Он будет ликовать, радоваться и танцевать, потому что эта джива наконец-то прекращает материальное существование. Телесное сознание так распространилось в мире, что все государства только и думают, как удовлетворять чувства круглые сутки. Увеличивается число каналов телевидения, возможности жевать пережеванное увеличивается круглые сутки. Жевательная резинка – бестселлер. Люди выдумывают новые сленги, болтают что попало. русский, который я выучил в школе, давно устарел. И приходят не более глубокие понятия, а какие-то бессмысленные поверхностные вещи. Даже внешне можно увидеть, какие страшные перемены происходят в мире, насколько уменьшается сознание людей, потому что их язык, ум и гениталии не контролируются. Все государства дают волю этим вещам с утра до ночи. И соответственно сокращается срок жизни. Это самоубийство. Такая цивилизация уничтожает людей. Но материальная природа не может быть препятствием для духовной жизни, если человек сможет обуздать свои чувства. Кришна очень могущественный, но предаваться Кришне или нет – решаем мы сами. Даже Кришна не будет за нас это решать. Преданный знает, что только Кришна, гуру, преданное служение и также общество преданных могут спасти его. Одна преданная несколько раз уходила из ИСККОН, в христианство из-за разногласий с преданными, из-за критики, и потом она сделала удивительный вывод: с преданными трудно, но без преданных – невозможно. В Харе Кришна мантре двойственность уживается. У нас есть плохие и хорошие качества, но Кришна не отвергает нас. Кришна ворует то, что нам не нужно и также Он говорит в БГ, что Он добавит то, что нам нужно. Кришна хранит наши сокровища. Мы должны быть также смиренными и терпеливыми по отношению к другим преданным. Никто не защищен от анартх, иногда эти анартхи находят на нас. Однажды Прабхупаде сказали про одного преданного, что он – гомосексуалист. Прабхупада даже внимания не обратил, он ставил тилаку, и он сказал: « С кем не бывает в Кали-йугу». Прабхупада был очень строгий, что касается установления стандартов, законов, но когда Прабхупада общался с людьми, со своими учениками, он все прощал им, за это его любят абсолютно все. Он вдохновлял продолжать преданное служение. В Кали–йугу все люди сбиты с толку, они становятся сумасшедшими, но если мы будем распространять СК, то мы сможем помочь многим людям, и наш собственный ум встанет на место. Прабхупада дал нам безупречное знание - каждый получает благо и говорящий, и слушающий. Вопрос: остаются ли благоприятные последствия дикши, если духовный учитель ушел? Ответ: я интересовался этим вопросом. То может быть зависеть от уровня преданного, от силы его веры и от его внутренней связи с парампарой. Те преданные, которые не видели и не понимали связи с парампарой, пали. Если преданные не видят за своим духовным учителем Прабхупаду и парампару, то это их видение – опасно. Мы должны увидеть, как наш гуру служит своему гуру. что гуру делает в этом мире: ищет последователей? Или он хочет быть великим проповедником? Или хочет построить храмы, чтобы надолго запомнили его имя? Нет, все это он делает для своего гуру. мы должны это увидеть. И тогда, если гуру уйдет, то мы увидим следующего, который идет за ним, и мы сможем за него схватиться. И тогда мы не падем. Если кто-то видит гуру как культ личности, отдельно от парампары, тем в более опасном положении он находится. Когда ушел Бхакти Тиртха Свами, многие его ученики говорили мне: «мы только что получили инициацию, но наш гуру ушел, и теперь нам некого слушать, не с кем общаться». Но другие гуру подходили к этим ученикам и давали свое внимание и общение. Со временем ученик становится сильным в знании и вере, в парампаре. Когда Прабхупада ушел с планеты, многие думали, что пришел конец движению. Преданные думали, что они погибнут. Но мы следуем тому, что нам дал Прабхупада, и мы понимаем, что он находится рядом с нами. И процесс работает до сих пор. За гуру всегда стоит Прабхупада, поэтому совсем необязательно принимать реинициацию, хотя если есть насущная потребность, то – можно. Реинициация означает, что мы должны найти отношения, и если отношения будут, то не проблема получить инициацию. Гуру – представитель Бога, но не нужно делать из него культ личности, даже из Прабхупады. Однажды я обнаружил это в себе. Я был здесь, во Вриндаване, и был день ухода Шрилы Прабхупады. Я пошел в храм, чтобы поклониться Шриле Прабхупаде и посетить программу. Я поклонился в дандавате, и когда я поднял голову, то увидел большое мурти Бхактисиддханты Сарасвати. Ниже сидел Прабхупада на маленькой-маленькой асане. Я вдруг понял, что Прабхупада – маленький слуга Бхактисиддханты, таково его сознание и положение. Для нас важнее подражать не величию гуру, а его служению своему духовному учителю. В этом суть духовной жизни. Сегодня мы поедет в храм Господа Варахи. Там рядом стоит большая мусульманская мечеть. Однажды мы приехали туда, а там было какое-то восстание или забастовка, и мусульмане были настроены очень агрессивно, но они не тронули нас, хотя мы были с тилаками, в дхоти, но мы были иностранцами. И хотя они бросали на нас очень гневные взгляды, они все же не тронули нас. Также там есть место где Кришна отдыхал после убийства Камсы. Матхура большая, это часть духовного мира. Там есть арена борьбы Кришны с борцами Камсы. Мы там не были, мы были в тюрьме Камсы, и сегодня мы ее посетим, но мы не будем оставаться там надолго. Харе Кришна.