Вопрос: я искал, за что зацепиться в начале, чего я не слышал в ваших лекциях, и первый, самый острый вопрос, как мне кажется - в чем отличие движения СК от секты? Ответ: СК – это изначальное сознание живого существа. Это не организация, не религиозная конфессия, это уровень сознания. Если развивать сознание, то высшим уровнем будет сознание Бога. Само по себе название – сознание Кришны - может относиться к конфессии, к секте, к человеку, но мы имеем изначальный смысл этих слов – сознание Бога. Это не является сектантством.
Вопрос: что характерно для сектантского сознания? Ответ: для сектантского сознания характерно, что оно ограничивается какими-то рамками. Это могут быть национальные, политические рамки, личные, общественные, семейные интересы. Это сектантство. Сознание Кришны видит, что все живые существа относятся к одной категории, к духу. Оно, СК, не разграничивает живые существа по виду жизни, по национальности, видит суть, вырабатывает уважение ко всем видам жизни. Высший принцип, высшая цель сознания Кришны – это развитие любви к Богу, ко всему живому, к природе, к обществу, космическая любовь. Любовь не может быть сектантской. Душа не может быть сектантской. Она не принадлежит ни к какой категории. Но когда люди говорят, что я – русский, значит православный, то это уже накладывает определенные ограничения. Это уже может иметь в виду борьбу, противоречия. Кто-то может сказать, что он католик, протестант, мусульманин, американец, индус, русский. Начинаются противоречия между людьми, ссоры, разногласия. Сознание Кришны – это духовная платформа.
Вопрос: почему люди выбирают этот путь? С чего это началось? Ответ: есть такие вещи, как общественные стереотипы. Принято представлять себя по национальной принадлежности, по полу, по профессии. Люди следуют этому всему. Но важно также представиться как душа. Кто я от Имени Бога? Я могу быть порядочным в семье, на работе, но в отношениях с Богом, я могу быть негодяем. Я могу нарушать законы Бога и не знать об этом. Т.е. мы должны также иметь представления о законах Бога, что мы – Его частичка.
Вопрос: вы очень продвинутый человек, и вам часто задают и умные, и глупые вопросы, как вы на это реагируете? Как вы можете охарактеризовать вопросы, которые вам задают? Ответ: главный критерий – это искренность. Если вопрос искренний, то он не может быть глупым, потому что он всегда полезен. Не имеет значения, с какого уровня человек задает вопрос. Если его вопрос помогает ему продвигаться, то это - хороший вопрос. Глупый вопрос задается из праздного любопытства, может быть задан с вызовом. Такой вопрос сразу же забывается, также, как и ответ на него. Это не принесет благо задающему.
Вопрос: кто из великих людей был в СК? Ответ: все великие люди были в СК. Остальные люди не могут называться великими, если они не обрели СК. Величие относительно. Допустим, относительно колодца лягушка может быть великой, но относительно океана она – ничто. Там живут киты, у них другие критерии, другие измерения, но есть также существа, которые могут проглотить китов целиком. Все это относительно. Когда человек поднимается на абсолютную платформу, он становится великим, он опирается на опыт Бога, он получает знания из священных писаний, из собственного опыта, он считает себя слугой Бога - это истинное величие.
Вопрос: как можно охарактеризовать богатых людей? Ответ: сейчас считается, что богатый человек - это тот, у кого есть много денег. Опять же количество денег не определяет богатство. Способность использовать эти деньги, определяет - богат человек или нет. Скажем, можно быть богатым, но скупым. Тогда в чем же отличие нищего от такого богача? И тот не имеет денег, и другой. Один их прячет, другой - просто их не имеет. Но если человек использует деньги на благо всех живых существ, такого человека можно считать разумным и по-настоящему богатым. Он будет счастлив, отдавая деньги. В Ведах говорится, что богатый человек – счастливый человек. Но если вы счастливы без денег, то вы очень богаты.
Вопрос: это не может быть иллюзией? Я встречал людей, которые от отчаяния говорили, что можно быть богатым, иметь золотой унитаз, - и быть несчастливым. Сами они с такой завистью отзывались о богатых! Ответ: да, это зависть. Такие люди могут делать вид, что они счастливы и без денег, и они противопоставляют себя богатым людям. Но счастливый человек любит всех, богатых, бедных, умных, глупых, он не разделяет. Счастье должно быть широким. Когда начинают себя противопоставлять - это уже говорит об отсутствии счастья.
Вопрос: перед одной из ваших лекций раздавали христианские листовки. Как это можно рассматривать: как зависть, потому что люди привлекаются не православием, а СК, и можно расценить с другой стороны - как то, что они оберегают других людей, заботятся о них. Как вы считаете, что все-таки было с их стороны? Ответ: большинство людей невинны. Желание добра в невежестве означает думать, что если все будут такими как я, будет хорошо. Они думают, что если все будут христианами, то мир будет хорошим. Наркоман думает, что если все будут принимать наркотики, то будет мир и порядок, и не будет никаких противоречий. Так же думают религиозные люди: если все будут принадлежать к одной конфессии, то будет мир и порядок. Они не могут понять, что все люди разные – разное рождение, разная карма, разные характеры, поэтому нужны разные уровни восприятия мира, разные религии. У каждого свой путь, чтобы продвигаться, поэтому то, что они делают – это добро, но в невежестве, не на совершенном уровне.
Вопрос: получается, что большинство добра в этом мире совершается в невежестве? Какое пожертвование или вложение денег для богатого человека будет правильным? Ответ: все зависит от того, что человек считает смыслом жизни. Если человек думает, что смысл жизни – слава, популярность, успех на любом поприще, то он будет жертвовать деньги в спорт, в шоу-бизнес. Другой смысл жизни – накормить голодных. Но сколько ни корми голодных, уже через какое-то время они снова захотят есть. Человек, который достиг славы, тоже очень быстро может ее потерять. Но Веды предлагают жертвовать в сторону духовного знания. Если смысл жизни – развитие духовного знания, то нужно жертвовать на развитие самоосознания в обществе. Это человек уже никогда не потеряет, это будет с ним всегда. Знание можно утратить, богатство утратить, можно здоровье потерять, но духовное здоровье утратить невозможно. Это неразрушимый плод.
Вопрос: как понять благотворительность на развитие самоосознания в обществе? Ответ: это значит, что нужно поддерживать людей, занятый самосознанием, чтобы они распространяли знание и обучали других. Создать науку, направление, институт, культурное движение, духовное движение. Прежде всего нужно поддерживать духовность в обществе. А потом, когда это будет, можно будет заботиться о пище, одежде и других вещах второстепенной важности. Главное – это образование людей. Вопрос: вчера вы сказали интересную вещь, что 21 год назад вы поверили в Бога после того, как покинули тело и затем в него вернулись. Это была клиническая смерть, или что это было? Ответ: я сознательно хотел выйти из тела, потому что слышал об этом и верил в это. Меня беспокоила проблема смерти, и я хотел убедиться в этом научно. Я не принимал смерть, этот закон природы казался мне жестоким и бессмысленным, и я считал, что после смерти жизнь должна продолжаться. Изучив закон сохранения энергии, я опирался на него в то время. Этот закон гласит, что ничто не может исчезнуть бесследно. Я сделал вывод, что жизнь тоже не может исчезнуть бесследно. Это были мои домыслы. Потом я услышал о Моуди, который проводил эксперименты с клинической смертью, опрашивал людей, которые через это прошли, чтобы классифицировать их сведения. Я еще больше в этом утвердился, стал верить в реинкарнацию. Но мне нужно было самому убедиться - так ли это? Я был эмпириком, мне нужен был опыт. Я нашел книгу старого дореволюционного издания «Практика выхода из тела», я был ошеломлен, что эта наука уже существует, что она древняя. Там была описана практика выхода из тела, путешествие в тонких мирах. Для меня тогда это было революционное открытие, и я стал заниматься по этой книге. И хотя у меня не было руководства, я решил выйти из тела самостоятельно. Этот процесс не завершился из-за страха, который я не смог преодолеть, и я был разочарован, потому что не знал, как буду жить дальше. И тогда я впервые в жизни спонтанно обратился к Богу, хотя ни разу этого не делал. Мне было очень тяжело, я даже не называл его Богом, просто обращался к тому, Кто выше, Кто понимает меня и слышит. Я просил о помощи. И сразу после этой молитвы я вышел из тела, спонтанно, какая-то сила меня просто выдернула из тела. И я убедился, что жизнь существует вне тела, даже в более реальном восприятии. Я мог свободно перемещаться в пространстве, я видел другой мир. Мне это понравилось, я подумал, что смерти в этом мире нет. Но потом я узнал, что там тоже есть страдания. Я вернулся в тело. Позже, когда я читал БГ, там было написано, что родившийся умрет, а потом опять родиться, и выход из этого круговорота только один – осознать себя, как душу.
Вопрос: как вы себя ощущали? Ответ: точно также, как обычно, но себя не видел. Вопрос: опишите подробнее это состояние Ответ: обостряется зрение, слух, осязание во много-много раз, и также способность понимать мысли объекта просто по его внешнему виду. Цвета более широкого спектра, предметы приобретают другое значение. Например, облака в том измерении более плотные, на них можно сидеть, и они имеют очень сильную внутреннюю энергию. В нашем измерении они - как воздух. Лунный свет живой и радостный, холод космоса очень приятен. В наших телах мы там замерзнем, но в тонком теле этот холод очень приятен, бодрящий, как огонь, дает энергию, и чем выше поднимаешься над планетой, тем чище себя чувствуешь, и чем ниже - тем больше нечистоты и плохих существ, много опасностей. Есть опасность, что кто-то займет твое тело, эта опасность проистекает от тонких существ, которым нужно тело. Можно путешествовать в разные места, согласно своим мыслям и желаниям, проникать через стены и другие физические объекты. Хотя очень неприятно соприкасаться с металлом и острыми предметами. Эту науку осваивают буддисты. Я долго не практиковал это, потому что это стало опасно для меня, я уже не мог избавиться от этой способности, стал спонтанно выходить из тела, даже когда не хотел. Я стал понимать, что это становится опасно для моей жизни. Позже я встретился с СК, получил духовную поддержку и защиту, и теперь меня не беспокоят эти астральные выходы. В течение двадцати лет без этих выходов я полностью получаю опыт при помощи души, и я не вспоминаю об этом опыте и не хочу. Я помню, что объекты имеют другую форму, другое существование, также некоторые деревья и травы энергетически очень сильные, реки очень сильные. В нашем восприятии - это просто вода и растения, но они обладают колоссальной силой, от которой все мы зависим. Мы зависим от воды, от растений, от рек, от пищи, от облаков и дождей, и вся жизненная сила концентрируется в них, и мы ей неосознанно пользуемся.
Вопрос: какова была цель выхода? Ответ: изучение мира. Это было в 81-82 году. Но прибежища я не нашел ни там ни здесь, поэтому я находился в тупике в любом случае. Я чувствовал ловушку, западню, и когда я дошел до критического состояния сознания, я встретил философию Вед, которая легко и явно смогла мне все это объяснить. За пределами двойственности и замкнутого цикла рождения и смерти есть дух, который существует вечно, и ему не нужно иметь временные тела, ему не нужна материальная природа, он живет в духовной атмосфере. Существуют духовные миры, где нет проблемы смерти и рождения, нет в этом необходимости, и тогда все встало на свои места.
Вопрос: как человеку, который очень мало слышал о Боге, дать такую информацию, чтобы он действительно поверил, что Бог есть. Какой привести яркий пример, чтобы сразу появилась вера? Ответ: для разумного человека достаточно пяти минут, чтобы он понял, что Бог есть. Неразумному не хватит 5 часов. Это зависит не от примеров, не от информации, а от состояния сознания самого человека. Если человек чувствует себя богом в этом мире, то ему невозможно доказать, что Бог есть, Он ему не нужен. Когда человек теряет красоту, здоровье, деньги, в этом состоянии он начинает догадываться, что есть какая-то высшая сила. Представьте, ребенок умирает, и ничто не может помочь, ни лекарства, ни врачи. Тогда начинает шататься материальная вера, и тогда человек идет к бабушке или в церковь. Люди, гордые своим успехом, не могут воспринимать информацию о Боге. Гордость – серьезное препятствие.
Вопрос: люди часто говорят, что те, кто начинает заниматься духовной практикой или уходит в монастырь – тунеядцы, которые не хотят работать. Что можно в этом случае противопоставить? Ответ: на самом деле, часто люди действительно прячутся в монастырях от обычной жизни, они могут быть разбиты жизнью, могут быть неудачниками, они идут к Богу, потому что не добились успеха в материальной жизни, поэтому они пытаются добиться успеха в духовной жизни. Они ищут успеха и положения в монастыре. Монастырь предназначен для мудрецов. Монах – моно – один. Это слово произошло от слова муни – мудрец. Должна быть внутренняя деятельность. Как можно развить качество смирения, живя в миру? Очень трудно. Как развить знание, когда все поглощены заработком, зрелищами? Многие уединяются, чтобы получить знание и потом дать его людям.
Вопрос: распространенная ошибка – люди часто судят о религии по ее не самому удачному представителю. Есть какое-то мнение на этот счет? Ответ: это сознание мошенника. Мошенник думает: «Если люди делают плохо, то чем я хуже? Я тоже могу так делать!». Сознание праведника – он берет пример с праведных людей. Взять любое движение – например, Иисус Христос – если мы будем брать пример с него, то все будет хорошо, но если мы будем брать примеров с мошенников этой религии, тогда ничего хорошего не получиться. Либо мы идем за Иисусом, либо мы идем за обманщиками. Мошенники выберут мошенников, праведники выберут праведников.
Вопрос: кто в основном привлекается СК, если говорить о статусе, существующем в обществе? Люди, какого класса преобладают? Ответ: есть четыре категории, которые приходят. Есть страдающие, есть нуждающиеся. Есть любознательные – это больше из молодежи, им интересно почитать, посмотреть, спросить. Есть редкая категория людей – мудрецы, которые сразу ищут Бога. Большинство людей – страдающих. Но статистика не проводилась, каких больше.
Вопрос: в чем причина страданий? Ответ: сначала появляются неправильные желания, потом поступки, потом на эти поступки приходят реакции. Скажем, я завидую кому-то, и из зависти я начинаю воровать, мне кажется несправедливым, что у кого-то есть деньги, а у меня нет. Меня не интересует, как ему достались деньги – от кропотливой работы или по наследству. Я беру чужие деньги противозаконно, тогда приходит сразу реакция, меня начинает искать милиция. Меня находят, и я оказываюсь в тюрьме. Все началось с желания, поэтому все страдания на земле базируются на неправильных желаниях, жадности, зависти, похоти.
Вопрос: если человек недавно привлекся, он становится очень активным, как воспринимать эту стадию фанатизма? Сам по себе фанатизм – это страшная вещь? И как с ним бороться? Либо к нему нужно относиться как к одному из этапов развития? Ответ: фанатизм бывает слабым, сильным и средним. В Ведах можно прочитать, что СК – самое важное для человека, самое высшее. Фанатик делает вывод, что все остальное не нужно, все остальное нужно отбросить, все остальные религии запретить, только СК. Он не учитывает, что люди находятся на разных ступенях развития и всем нужно помогать по-разному. Нужно поддерживать все религии, поддерживать людей, нужно найти способы сотрудничества, и не уничтожать все остальные уровни. Это фанатизм в невежестве, он абсолютизирует свою религию, преследуя при этом мировое господство. Они будут сражаться до смерти. Фанатизм в страсти подразумевает выгоду. Если фанатик видит в чем-то выгоду, он будет решительным. Если религия даст ему славу, имидж, прихожан, пожертвования, храмы, тогда он выберет эту религию. Фанатизм в благости – это когда человек относится к себе очень строго, к другим очень мягко, с любовью.
Вопрос: часто люди приходят для того, чтобы найти недостатки. Настолько ли наше общество безупречно, как говорят, или все-таки есть какие-то недостатки? Ответ: у нас, также как и у всех остальных. Допустим, мы сейчас едем по дороге, и мы знаем, куда мы едем. Но представьте, что мы едем по незнакомой дороге и не знаем, куда нам ехать. Суть в том, что дорога одна, но мы знаем, куда едем. Нам также будут попадаться ухабы и кочки, и нам также нужно соблюдать правила дорожного движения. Поэтому, путь тот же самый, только мы точно знаем, куда мы едем.
Вопрос: хотелось ли вам, чтобы не было православия, чтобы отсутствовали другие религии? Ответ: все религии должны присутствовать, мы не должны их упразднять, они даны Богом свыше. Но необходимо религии очистить, потому что люди их сильно оскверняют. Искажаются божественные принципы. Это уже другой вопрос. Любая религия хороша, но нужно очищение. Что это означает? Нужно научиться следовать принципам своей религии, жить согласно ее заповедям. Непросто провозглашать себя кем-то, а жить согласно заповедям, это и есть настоящая религия.
Вопрос: скажите, пожалуйста, исходя из своего опыта и практики, насколько скор процесс очищения? Всегда есть желание, чтобы он прошел побыстрее. Меняется ли он в течение практике по скорости и интенсивности? Ответ: есть очищение разных уровней. Грубое - от грубых привычек. Есть очищение ума и речи, это уже более тонкие вещи. Избавиться от грубых привычек – алкоголизма, наркомании, мясоедения, проституции можно быстро, достаточно полгода. Отдельные упрямые элементы всегда будут, но в целом можно легко за полгода от всего этого избавиться при помощи образования и изучения Вед, а вот уже тонкое очищение будет зависеть от собственных усилий каждого. Это может затянуться на годы, на жизни, у всех по-разному. Когда люди начинают контролировать свои поступки, их жизнь становится гармоничной. Человек должен иметь желание очиститься, причиной желания должно быть желание прогресса. Нужно объяснить людям, что счастье, мир, любовь зависят напрямую от качеств людей.
Вопрос: говорится, что сознание Кришны открыто для всех, даже для убийц и воров, почему? Ответ: с целью очищения. СК предоставляет возможность очиститься каждому человеку, кто этого хочет. В нашем движении есть разные люди, и оно помогает каждому, и грешнику, и праведнику. Харе Кришна!
|