Вопрос: христиане говорят, что мы все родились греховными, и этот мир изначально греховен, поэтому нет никакого смысла что-то здесь делать, как бы мы ни старались. Христос обещал освободить всех в конце жизни, не важно кто и как будет жить. Ответ: но разве не сказал он таких слов: как тело без духа мертво, так и вера без дела мертва. К чему тогда все его призывы? Если вы хотите понять суть христианства, нужно почитать слова самого Христа, они очень хорошо отражены в нагорной проповеди. Там он говорит удивительные вещи, такие как: «Тот, кто ради имени моего оставит свои семьи, дом, мужа, жену и детей, тот получит во сто крат и жизнь вечную». Вот смысл учения Христа. Вы часто встречали таких христиан, которые следуют этой его заповеди? Я еще ни одного не видел! Может быть мне не повезло. Мне чаще кажется, что люди просто не понимают христианства, они выдергивают фразу из контекста и апеллируют ей. Он также сказал: «Иди и больше не греши». Почему никто не вспоминает эту фразу? А теперь они говорят, что Господь пообещал, поэтому я просто принимаю веру, и он в конце жизни искупит все мои грехи. Да, Господь прощает прошлые грехи, но он говорит, что в будущем - не греши. Т.е. они берут то, что им нравится, остальное они замалчивают. Сама история христианства удивительна, за 2000 лет 2000 сект – надо умудриться столько создать интерпретаций слов Бога. Поэтому мало кто понимает его учение, потому что все интерпретируют. В Ведах тоже есть разные традиции, но в основном две: личностная и безличностная. В христианстве же усматривается куча принципиальных противоречий. Это означает, что нет традиции передачи знаний, поэтому один говорит так, другой так. К кому обращены слова священных писаний – не убий, не укради? Если мы греховны и ничего не можем поделать, тогда к кому обращены эти слова? Другое дело, что следовать трудно – влияние общества, Кали-йуга, все это понятно, но в чем тогда смысл трансформации, изменений, когда мы добровольно от чего-то отказываемся? Люди хотят получить богатство задаром. Любой человек понимает, что ценность должна что-то стоить, за нее нужно платить, и если платить не хочется, то будет некоторое разочарование. Разум человека чрезвычайно гибок, в священных писаниях много наставлений, и благодаря гибкости разума можно выбрать все, что хочешь, можно найти в Ведах разрешение есть мясо, пить вино. В конце концов, мы можем подумать, какие у нас странные принципы, ведь в Ведах говорится про то, что все можно. Почему мы остановились именно на Веданта-сутре, почему не на Кама-сутре, она же тоже из Вед? Но когда мы получаем знание через парампару, нам дают то, что необходимо для одухотворения разума. В священных писаниях есть наставления для самых разных людей. Священные писания можно так извратить, что в конце прийти к выводу, что Кришна вообще не Бог, а непонятно кто. Для того, чтобы понять истину, нужно следовать определенной традиции. Если этого нет, то получается непонятная стряпня. Вопрос: насколько вероятно, что мы можем обрести качества полубогов? Ответ: Шрила Прабхупада говорит, что первые 50 качеств есть у всех живых существ, 5 дополнительных качеств проявляют Брахма и Шива, затем идут качества Вишну и последние 4 качества Кришны. Но обычно джива не выходит за границы 50 качеств. Вопрос: почему мы не встречаем в Кришне качества, которые описаны в соционике? Ответ: у меня встречный вопрос: почему Кришна должен равняться на соционику? Кто первичен? Если мы принимаем Кришну за точку отсчета, значит все остальные теперь должны отчитываться перед Ним. Рупа Госвами пишет, что качества Бога бесконечны, в «Нектаре» перечислены основные 64. В Боге есть и экстравертность, и интровертность, в Нем есть все. Например, мы знаем, что Кришна красноречив и способен говорить на разных языках, это можно отнести к качеству экстравертности, большой коммуникативной способности, Он открыт для мира и можем вступать со всеми в отношения. С другой стороны говорится, что Он – непроницаем и непонятен до конца – это качество интровертности. Вопрос: есть какие-то уровни, более высокие, чем Бог в сердце? Ответ: да. Хануман в «Брихат-бхагаватамрите» говорит, что есть уровни выше, чем Бог в сердце. Это когда Господь рядом. Вопрос: очень часто встречаются противоречия в шастрах. С чем это связано? Ответ: противоречия нужны для тех, кто их ищет. Часто можно встретить таких людей. Как только они находят противоречия, их преданность начинает колебаться. Настоящая преданность не зависит от противоречий. В Кришне полно противоречий, Он - их источник. Самые разумные люди – это те, кто развивает любовь к этой противоречивой Личности. Не ловитесь на противоречия. Логика – это удел людей, которые находятся на ментальном уровне. Но выше ментального уровня, уровня ума – уровень разума, выше уровня разума – духовный уровень, и на духовном уровне тоже есть много подуровней, и высший уровень – это уровень чистой любви, который никак не связан с логикой. Ловушки логики нужны для того, чтобы ловить людей, которые привязаны к уму и к законам взаимодействия на уровне ума. Человек на уровне разума думает, что шастры исходят от Бога, поэтому они совершенны как Бог, и если он видит какое-то противоречие, он видит в ней ловушку и понимает, что она расставлена специально для дилетантов. Разумный человек обходит все эти ловушки. Такой человек пользуется не лаукикой – мирской логикой, а шастра-мулакой – логикой священных писаний. Логика писаний – Кришна - источник всех материальных миров, мудрые, которые знают это, посвящают себя преданному служение и поклоняются Господу всем сердцем. Вопрос: какие нужно выполнить требования, чтобы возвратиться в духовный мир? Многие думают, что они преданные, но многим из нас придется перерождаться. Прабхупада пишет, что нужно избавиться от всех материальных желаний. Ответ: мы должны думать не о том, как нам избавиться от материальных желаний, как нам бросить то или это, мы должны думать о том, как больше привнести в свою жизнь Кришну. Нам нет необходимости думать о негативных вещах. Мы, конечно же, должны знать о своих анартхах, но думать и медитировать на эти темы нет никакого смысла. Наша задача должна быть позитивной – привнести в свою жизнь максимум Кришны. Если мы будем постоянно думать о том, как избавиться от материальных желаний, то, только думая об этом, мы не избавимся от этих желаний. Материальные желания означают только одно – нам не хватает Кришны. Мы должны постепенно неуклонно наполнять свое бытие Кришной. Когда мы наполним свое бытие Кришной, тогда наше сознание также наполниться Кришной. Мы сознанием сначала бытие, то, что нас окружает. Если мы наполним бытие, то наполнится и сознание. Поэтому важным моментом является не только принятие философии на внешнем уровне, но и принятие культуры – как мы живем, что мы едим, что мы читаем, что у нас дома происходит. Вопрос: говорится, что в духовный мир можно вернуться уже с уровня нама-бхасы. Но вряд ли найдется у нас хоть один такой. По-моему, все находятся на уровне нама-апарадхи. Ответ: я так не думаю. Нама-бхаса - это вполне реальный уровень. Конечно, там есть свои уровни, но это реальная вещь, и она не требует какой-то специальной милости Кришны. Нама-бхаса - это то, что совершается собственными усилиями. Воспевание нама-бхаса означает внимательность и избегание 10 оскорблений. Когда человек повторяет мантру, он старается думать о Кришне. Если он не может думать, он смотрит внимательно на изображение Кришны – это продолжение усилий к внимательности. Он избегает 10 оскорблений: он не оскорбляет вайшнавов; не считает полубогов равными Вишну; он следует наставления своего ДУ; не относится пренебрежительно к священным писаниям; он не считает, что слава воспевания святого Имени является плодом воображения; не дает ложных интерпретаций святому Имени; он не грешит в надежде на очистительную силу святого Имени; не считает, что воспевание приравнивается к кармическим ритуалам; не проповедует неверующим и не сохраняет материальных желаний. Они есть, желания, но он их не сохраняет, он хочет от них избавиться + внимательность. Симптомы нама-бхасы – вдохновение, желание двигаться к Кришне, интерес ко всему, что связано с Кришной. Это нормальные симптомы нама-бхасы. Если человек постоянно погружен в критику, мрачный, винит всех вокруг – это симптомы нама-апарадхи. С этого уровня нужно уходить и подниматься на уровень нама-бхасы. Мы должны карабкаться наверх, стараться, и Кришна в определенный момент нас поднимет. Милость Кришны заключается в том, что Он дал нам эти 10 оскорблений, чтобы мы знали, что тормозит наш духовный прогресс. Вопрос: как быть, если выполнение своих обязанностей занимает слишком много времени и из-за этого прогресс тормозится? Ответ: нужно просто принять свое положение и прогрессировать так, как удается прогрессировать. Если человек перегружен внешними обязанностями по своей судьбе: семьей или работой, и он не может этим пренебречь, он должен просто принять свой режим. Если он видит, как другие быстро прогрессируют и сокрушает по поводу своего медленного прогресса, он должен понимать что проблема не в том, что он медленно прогрессирует. Он должен быть счастлив, что он вообще прогрессирует, потому что повсеместно люди наоборот только деградируют. Для нас хорошо все, что с нами происходит сейчас. Если мы движемся сейчас черепашьим шагом, значит это наша скорость, но главное, что мы движемся в верном направлении. Важна не скорость, а сам факт того, что человек прогрессирует. Все преданные начинают духовную практику из разного положения, и проблема начинается только тогда, когда они начинают себя сравнивать с другими, как быстро они прогрессируют. И также нужно понять еще одну вещь – сравнивать себя нужно в равных категориях. Т.е. брахмачари сравнивают себя в категории брахмачари, грихастхи - в сфере грихастх и т.д. Харе Кришна!