Мне хотелось бы немного времени уделить описанию нашей позиции в преданном служении и о состоянии ума, которое будет благоприятно для повторения джапы. Рупа Госвами описывает ступени, по которым восходят преданные в своей духовной практике, и он начинает со шраддхи. Шраддха означает, что мы больше не рассчитываем на материальное счастье. Вначале наша вера в СК не очень крепкая и наше повторение святого Имени никакое. Тем не менее, мы начинаем этот процесс, почему? Потому что у нас есть шраддха. И шраддха означает, что у нас с одной стороны есть сомнения в то, что материальная жизнь может сделать нас счастливыми. У нас есть опыт, что, занимаясь материальной деятельностью, мы не испытали счастья. У нас есть также благоприятное отношение к преданным, почтительное отношение к Божествам, прасаду, киртану, четкам, ДУ. Все это благоприятный фон, на котором должна начаться наша духовная практика. Без определенных качеств нам будет трудно повторять святое Имя. Трудность будет заключаться в том, что наш ум будет привлекаться материальными объектами. Привычка отвлекаться будет довлеть над нами. Духовная жизнь – это способ преодолеть привычки материальной жизни. И самая сложная задача – это преодолеть влияние своего ума. В какой-то момент практики мы должны обнаружить, что у нас не получается повторять внимательно. Мы можем месяцами, годами повторять невнимательно и при этом не чувствовать проблем, и даже факт того, что нет перемен в сердце, не беспокоит нас. Но рано или поздно должен возникнуть эффект, который известен во всех духовных традициях – эффект покаяния, раскаяния. В нашей традиции об этом говорит Господь Чайтанья во втором тексте Шикшаштаки. Прославляя славу святого Имени, Он говорит, что при этом у Него нет к Нему привязанности. И это беспокоит Его, Он страдает от этого. В какой-то момент мы должны обнаружить, что у нас нет привязанности к святому Имени, нам не интересно повторять Его. И когда мы это обнаружим, и это будет беспокоить нас – это уже хороший признак. Это означает, что мы готовы к тому, чтобы сделать следующий шаг. Если же мы смирились с тем, что повторяем оскорбительно, тогда это означает, что мы не прогрессируем. Подобные ретриты предназначены для того, чтобы сдернуть нас с этой безразличной позиции. Итак, мы должны сделать открытие, что у нас есть анартхи, в противном случае мы не будем продвигаться дальше. Само это открытие может повергнуть нас в уныние, но с духовной стороны – это хорошее достижение. Когда мы обнаружим, что у нас есть проблемы в духовной жизни, мы можем стать более серьезными. Когда мы начнем искать причину этого, то обнаружим, что причина - в наших анартхах. Причиной, корнем всех анартх является безразличное повторение, невнимательное повторение. В одной из своих книг Бхактивинод Тхакур, в разделе «Садху-санга и анартха-нивритти» говорит, что очищение от анартхи безразличия к святому Имени происходит в общении с преданными. Это возможно, когда мы принимаем правильную позицию в обществе преданных. ШП давал подобные наставления. Он говорил, что если нам удастся занять правильную позицию в обществе преданных, то мы будем быстро прогрессировать. Это позиция слуги преданных, это позиция, при которой наши анартхи будут уничтожаться, а не культивироваться. В 11 Песни ШБ говорится о том, что делать, если мы обнаружили равнодушие к святому Имени. Кришна дает наставления Уддхаве. В период борьбы с анартхами преданный будет чувствовать натиск материальной энергии, и как в любой войне, будут победы и поражения. ШП говорил, что СК – это объявление войны материальной энергии, и в этой войне возможны и победы, и поражения. Кришна объясняет, как реагировать на свои слабости, на свою дурную карму. Он говорит, что влечение к преданному служению уже есть, уже есть интерес к сознанию Бога, но все еще остаются материальные желания, и они дают о себе знать. И порой преданный оступается и действует, как материалист. Но если преданный раскаивается в своих отклонениях и продолжает преданное служение, если он не считает это должным, то такой преданный будет прогрессировать. Порой мы чувствуем слабость в повторении святого Имени, нежелание повторять, апатию. Но мы должны продолжать, и не просто продолжать, а продолжать в правильном настроении. Это настроение – слуги преданных. Избавление от анартх будет происходить только в том случае, если мы будем находиться в среде преданных и находиться в этой среде как слуга преданных. Однажды Гаура-кишор дас Бабаджи давал наставления одному молодому преданному. Он говорил ему: «Какой смысл повторять 64 круга? Возьми лучше лопату и перекопай огород преданным, тогда, может быть, тебе удастся почувствовать вкус святого Имени». Это наставление касается конкретного преданного и конкретной ситуации, но важно, что мы должны понять, что мы получаем доступ к повторению святого Имени по милости преданных. Мы будем чувствовать силы в повторении святых Имени по милости преданных, мы будем прогрессировать и избавляться от всех препятствий по милости преданных. И в конце концов, ввернувшись к Кришне, мы опять же получим возможность служить Ему также по милости преданных. Это будет придавать нам силы в повторении святых Имен. Рупа Госвами говорит, какими должны быть наши отношения с преданными. Они описаны в «Упадешамрите». Это простые действия, но они имеют силу и могущество, и они рождают любовь во взаимоотношениях. Если мы таким образом общаемся с преданными, то наши чувства будут очищаться и нарастать. И также мы должны позаботиться о своем общении, если мы хотим, чтобы наша практика была успешной. Мы должны нуждаться в поддержке преданных. Если мы хотим подняться на новый уровень воспевания, мы должны общаться с подобным уровнем преданных, которые также заинтересованы в этом. В общество приходят очень много самых разных людей, и мы знаем, что внутри общества есть разные категории преданных. В целом наставление таково, что мы должны стремиться к более возвышенному общению. Практически это означает, что мы должны стремиться к общению с теми, кто заинтересован в очищении своего сердца. Такое общение называется садху-санга. Такие преданные могут быть не лишены каких-то анартх, но они находятся на верном пути и стремятся к верной цели. Таких преданных может быть совсем немного, но они будут вдохновлять нас на нашем пути, и такое общение будет защищать нас. Со своей стороны мы также должны давать общение, и такая атмосфера будет вдохновлять нас совершать новые и новые усилия. И цель таких фестивалей в том, чтобы здесь собирались единомышленники, которые хотят прогрессировать в СК. Харе Кришна!
|