Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » 2011 » Февраль » 23 » Cамбандхамрита или в духовной жизни нет депрессий-
10:01
Cамбандхамрита или в духовной жизни нет депрессий-

Тема нижеследующих размышлений, ни много ни мало, призвана привести вайшнава в стабильное состояние, в котором унынию нет места в принципе. С большой надеждой ожидаю, что преданные Кришны испытают большую радость от этой работы, и неиссякаемое вдохновение в духовной жизни, робкие шаги в которой мы все совершаем.
На размышления, связанные с этой темой, меня вдохновил один разговор с одним вайшнавом, который, делясь со мной, обнаруживал чувство потерянности, уныния и безысходности. Это всё касалось его духовной жизни или практики бхакти. Сразу оговорюсь, что мы опустим сравнительный анализ различных духовных практик, известных в наши дни, предполагая по-крайней мере некую осведомленность в них. Однако в заключении будет предельно очевидно, насколько путь бхакти превосходит все другие пути самоосознания. Причем, меня самого, пишущего эти строки, это чрезвычайно воодушевило. Тем самым я очень благодарен Шри Кришне и Шри Гуру за Их милость.
В трактатах святых вайшнавов прошлого даются характеристики чистого преданного служения. Такие ачарьи как Рупа Госвами говорят, что преданное служение может быть трёх видов – садхана бхакти; бхава бхакти и према бхакти.
Садхана бхакти имеет две основных характеристики – это клеша гхни (избавление от страданий) и шубхада (благотворное во всех отношениях влияние на жизнь садхаки-вайшнава и его окружение).
Бхава бхакти несет в себе уже четыре основных характеристики – две предыдущих – клеша гхни и шубхада и две дополнительных – мокшалагхукрит (выше по отношению к освобождению) и судурлабха (чрезвычайно редко достижимо).
Уровень бхавы имеет шесть характеристик – четыре предыдущие и две дополнительные. Это – сандранандавишешатма (приносит ни с чем не сравнимое блаженство) и Шри кришнакаршини (привлекает Самого Кришну).
Итак, есть определенные проявления бхакти на уровне садханы, бхавы и премы. И есть одна важная характеристика, которая объединяет их все. С самых первых шагов в служении Кришне (даже если они носят характер неосознанности) человек испытывает счастье, несравнимое со счастьем чувственных наслаждений. Очень быстро, за короткий срок (обычно), преданный легко отказывается от всего, что, как казалось ему, делало его счастливым. И это стало возможным только благодаря удивительному вкусу бхакти, который он сразу же получил. Это не промывание мозгов и не зомбирование сознания человека. Преданный остается адекватным, но меняется его представления и отношение к жизни, людям, событиям. И именно это, впоследствии, делает его счастливым. Во-первых, он не совершает поступков (не совершает потому, что не хочет, видя их бессмысленность и пагубность), которые влекут за собой страдания. Это разумно и каждый может оценить это. Т.е., получив альтернативное представление о мире и смысле жизни, преданный, тут же вливается в новую для него атмосферу.
В Бхагавад Гите Кришна говорит об этом следующим образом -
вишайа винивартанте нирахарасйа дехинах
раса-варджам расо 'пй асйа парам дриштва нивартате

Душа, находящаяся в теле, может воздерживаться от чувственных удовольствий, хотя ее по-прежнему влечет
к объекту чувств. Однако, испытав высший вкус, она утрачивает вкус ко всему низменному и утверждается в
сознании Кришны.
Да, вкус к материальному счастью еще, в определенной степени, остается, но он не препятствует человеку, благодаря новому могущественному вкусу преданного служение Кришне – источнику всех рас и вкусов.
Ощущение радости, откровения, знания и глубокого смысла его существования открываются для преданного, вставшего на путь бхакти. и это происходит с первых шагов.
На уровне бхава бхакти это счастье увеличивается во много раз. Сандрананда вишешатма означает, что счастье, испытываемое вайшнавом настолько огромно, что никто и ничто не может его переубедить в обратном – ни последователь материальных наслаждений, ни монист, жаждущий слияния с Абсолютом, в целях избавления от пагубного влияния на живое существо материальной энергии.
Когда же према пробуждается в сердце преданного, Кришна не может не привлечься любовью такого преданного. И преданный обретает совершенство жизни, когда полностью пробуждается его духовная природа – ананда.

Итак, счастье, счастье превосходящее ощущения чувственных удовольствий и осознания себя отличным от материи, не идет ни в какое сравнение со счастьем преданного. И это то, что происходит уже в начале пути.
Теперь о разговоре с преданным. Всё в роде красиво и легко так. Однако на практике (т.е. по опыту жизни) преданные обнаруживают несоответствие с представлениями ачарьев. Почему?
Вы знаете, а ведь многие преданные достаточно часто погружаются в депрессию – т.е. состояние, апатии, ощущения собственной никчемности, опустошенности и потому пассивности. А оправдывают они это всё обнаружением в сердцах своих огромного числа анартх – воинственных и могущественных желаний, ну ни как не связанных со служением Кришне. И это приводит их в уныние. Вот здесь кроется простая, но важная ошибка – тайна. И эту тайну мы сейчас раскроем, чтобы ни один вайшнав не допустил в своей жизни этой ошибки.
Сколь бы не был сложен путь бхакти, вследствие ясного понимания самбандхи , абхидеи и прайоджаны, преданный, преисполненный большого энтузиазма, несмотря на ошибки и своё несовершенство, никогда ни в коем случае не опускает руки и не впадает в безутешную депрессию. Ясно пончв науку преданного служения и законы этого мира, установленные Всеблагим Господом, преданный, несмотря на влияние на него гун материальной природы, с решимостью продолжает служить Шри Кришне. А какая другая альтернатива? Вот, что Кришна говорит в Гите –
Б.Г.14.22-25
шри-бхагаван увача
пракашам ча правриттим ча мохам эва ча пандава….

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: "О сын Панду, тот, в ком не вызывают ненависти /неприязни/ знание, привязанность и иллюзия, когда они есть, и тот, кто не сожалеет о них, когда они исчезают; кто всегда непоколебим и стоек, кто безучастен и трансцендентен к подобным проявлениям, ибо знает, что все это результат действия материальных гун; кто в горе и счастье остается спокойным и невозмутимым; кто не делает различий между горстью земли, камнем и золотым слитком; кто одинаково приемлет радости и невзгоды; кто в почете или бесчестье продолжает целеустремленно двигаться к цели, снося упреки и не обращая внимания на похвалу; кто не делит людей на друзей и врагов; кто отрекся от всякой материальной деятельности – такой человек трансцендентен к трем гунам материальной природы /вышел из под влияния/.
Какой удивительный текст (как и все в Гите). Вот проявляется гуна благости – не стоит привязываться. Вот страсть и невежество накатили, а просветление ушло – а мы всё равно продолжаем служить Кришне, и пытаемся это делать искренне. Тогда Кришна Сам нам подскажет что и как – тешам сататам йуктанам…дадами буддхи йогам там йена мам упайанти те.
Это очень удивительный текст, о котором хотелось бы поговорить отдельно. Смотрите – радости, невзгоды, то одна гуна, то другая, а преданный продолжает целеустремленно двигаться к цели. Какой смысл останавливаться и созерцать тамас – о, как в сердце моем много нечистот – и такая, и вот такая и такая вот ещё есть. Хотите счастья, восторга, блаженства – ВСЕГДА ДУМАЙТЕ О Кришне. И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, т.е. всегда служите, так или иначе, нужно делать то, что мы сейчас в конкретную минуту можем сделать. Связь с Шри Кришной должна быть всегда – вот главная тема данных размышлений.

Давайте проследим этот путь.
Однажды, по необъяснимой милости, встретив святых вайшнавов , воспевающих благословенные имена Шри Кришны, человек, вкусив нектара Шри Намы, решается ступить на этот путь, влекомый непреодолимым вкусом, о котором мы уже говорили. Он испытывает счастье, которое бьёт ключом из его же сердца. Не понимая, отчего это происходит, он испытывает большую радость при встрече с вайшнавами и преклоняется пред ними. Однако этот восторг является неосознанным, хотя вполне осязаемым. Сам человек еще не понимает, что с ним происходит. И он в силу переполненности чувств от общения с вайшнавами и воспевания имен Кришны в киртане испытывает огромный энтузиазм, хотя причину его объяснить он не может. И когда встают вопросы совместного обсуждения, то он с трудом сдерживается, т.к. не видит ничего более важного, кроме совместного воспевания. И это великая удача. Однако… Сколь долог этот энтузиазм, многим преданным известно. Проходит время и ум требует новизны, совсем не привлекаясь тем же воспеванием, и начинает не ценить преданных Кришны, а поклонение Ему становится формальным. Отчего?
По классическому идеальному сценарию (ну не знаю, скорее всего, редко имеющему места в жизни), человек, вступивший в общество вайшнавов, начинает получать образование. Классически это Кришна катха. Сейчас это многие образовательные курсы, начиная с бхакта программ, бхакти врикш и бхакти шастр. При этом, самое главное в образовании преданного имеет место класс Шримад Бхагаватам, на котором от сердца к сердцу передается опыт вайшнавов и происходит углубление понимания аспектов духовного знания. Осваивая различные аспекты духовного знания – самбандхи абхидеи и прайоджаны он начинает воспевать святое имя Шри Кришны совсем с другим чувством. Он делает это уже осознанно или полноценно, прекрасно понимая, что сейчас он соприкасается с Самим Шри Кришной – Верховной Личностью Бога. Он осознает свое вечное положение – души, преданной Кришне и временность материального существования.
сарвопадхи-винирмуктам / тат-паратвена нирмалам
хришикена хришикеша- / севанам бхактир уттама
Человек должен освободиться от всех материальных обозначений и с помощью сознания Кришны очиститься от всей материальной скверны. Он должен восстановить свою чистую сущность и занять свои чувства в служении Господину чувств.
Итак, сначала его восторг был неосознанным, но вследствие духовного образования и опыта духовной жизни он испытывает счастье еще большее, но уже имея понимание происходящего. Он утверждается в позиции преданного Кришны, на основе разума. И так это происходит – вайшнав всё глубже и глубже проникает в океан бхакти, получая возможность достичь сокровищ премы, которые Кришна приготовил для него.

Где же тут место для депрессий?
О, анартхи. Кто – то скажет, что всё дело в них. Ну, нет, конечно. Нет огня без дыма. И на чистом небе появляются облака. И даже великие мыслители могут ошибиться. Вот тут нужно разобраться – что же нам делать с анартхами, которые не дают нам покоя и возможности совершать преданное служение так, как мы хотели бы. Это, конечно идеализация.
Существуют три гуны материальной природы. Они подробно описаны в Бхагавад Гите и еще более подробно в Шримад Бхагаватам. Дак вот, есть описание медитации в гунне невежества. Что это? Медитация в благости на вещи и действия, которые приносят очищение существования человека. Это рекомендуется для возвышения сознания и создания для этого благоприятной среды. Медитация в страсти – на успех, оценку, карьеру, наслаждения и т.п., когда человек сосредотачивается на том, что он хотел бы получить в этой жизни. Медитация в невежестве – на собственные анартхи! По крайней мере это одна из медитаций. Анартхи – это нечто нежелательное – это как испражнения. Никто не хотел бы быть запачканным в испражнениях. Но они уже с нами. У нас при этом есть выбор – думать об этих анартхах – испражнениях или посвятить свое время, мысли и силы служению Кришне. А разве это возможно – с анартхами служить Кришне? Если бы это не было возможно, то шансов бы не было ни у кого. По-крайней мере вначале это имеет место.
Есть люди, которые слишком большое внимание уделяют своим анартхам – анализируют их, рассматривают с разных сторон, то находя их ужасными, то оправдывая их. Это медитация в гунне невежества. К чему она приводит? Конечно! Если вы думаете о пустоте, то у вас становится пусто в голове, как сказал Мадхвачарья. Если вы думаете об испражнениях (анартхах), то…
Однажды я поделился с моим Духовным Учителем. Я рассказал о преданных, к которым испытывал очень большое уважение, т.к. многому учился у них. Но одна вещь мне не давала покоя – они часто обсуждали и критиковали преданных. Гурудева сказал мне – вместо того, чтобы посвящать своё время служению Шри Кришне, они занимаются неблагодарным делом – обсуждают недостатки других преданных, тем самым омываясь в этих испражнениях.
Кто без недостатков, поднимите руку!
И что теперь, не будем служить Кришне?
Вся уникальность бхакти в том, что просто служа Шри Кришне, Сама бхакти деви очищает нас от всех недостатков. Сначала она помогает нам их обнаружить, и тут же помогает избавиться от них. Как? – Всё в том же процессе преданного служения. Они уйдут. Единственное условие – нужно все время быть занятым в служении. Преданный, влекомый вкусом преданного служения, в конце концов, не будет обращать внимания на се посторонние желания. Но при этом Нельзя останавливаться, и тем более оглядываться. Но. Даже если преданный оступается, и возвращается к дурным поступкам, при этом желая избавиться от всего, что мешает ему служить Шри Кришне – он может быть уверен, Кришна НИКОГДА его НЕ ОСТАВИТ. АПИ чет су-дурачаро…Важно всегда быть занятым – это может быть воспевание святого имени на четках, в киртане, служение Божествам, уборка места, где Они живут и т.д. Нужно набраться терпения. В нашем сердце очень много грязи и потому, как говорит Вишванатха Чакраварти Тхакур в МК необходимо запастись терпением на всю жизнь и, преисполнившись энтузиазма уверенно совершать служение Шри Кришне. И тогда… Ведь бхакти это то, что привлекает Самого Шри Кришну. Бхакти это Шримати Радхарани. Разве может Его еще кто-то или что-то привлечь. КОГДА МЫ СОВЕРШАЕМ ЧИСТОЕ БХАКТИ, ТО САМА Шримати Радхарани БЕРЕТ НАС за руку И ВЕДЕТ К Кришне. В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ МЫ ОБНАРУЖИВАЕМ, ЧТО УЖЕ ВЫШЛИ ИЗ ТУМАНА НЕВЕЖЕСТВА. Это всё происходит по всеблагой и беспричинной вселюбящей милости Богини Бхакти – Шримати Радхарани.
Есть у нас анартхи или их нет – не предмет для обсуждения. Знать их нужно, но медитировать на них очень опасное дело. Нужно всегда быть «в теме» - в служении. И тогда материальный мир не сможет влиять на преданного. Вся основа и различные составляющие материального рабства – папам, биджам, кутам, прарабдха апрарабдха – будут сожжены в огне преданного служение, т.к. исчезнет их основа – авидья.
Как это вдохновляет. У нас нет причин для скорби в принципе. Кто – то более чист, кто то менее – важно быть в правильной санге – должен быть только один дух, одно настроение, одна цель. И всё это начинается с Бхагаватам. А иначе депрессия. Выбирай мой друг. На пути преданного служения нет потерь. В этом особая уникальность бхакти.
Нет места для депрессий. Стоит только благодарить Кришну и вайшнавов за ту безграничную благосклонность к нам, что они оказали.
Какое я испытываю счастье, от понимания этих истин и как я благодарен всем преданным во главе с Шрилой Прабхупадой. Во истину – на этом пути нет потерь. И даже если преданный оступается, если желание его сердца это достичь лотосных стоп Кришны – Господь непременно поможет ему.
Б.Г.9.30
апи чет су-дурачаро бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах самйаг вйавасито хи сах
Даже если тот, кто занимается преданным служением, иногда совершает неблаговидный поступок, его все равно следует считать праведником, ибо он на верном пути.

Б.Г.6.40

шри-бхагаван увача
партха наивеха намутра винашас тасйа видйате
на хи калйана-крит кашчид дургатим тата гаччхати

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: "О сын Притхи, трансценденталисту, занятому благой деятельностью, не грозит гибель ни в материальном, ни в духовном мире. О друг Мой, зло никогда не одолеет того, кто творит добро.
Б.Г.2. 40
нехабхикрама-нашо 'сти пратйавайо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа трайате махато бхайат
Тот, кто идет по этому пути, не знает ни потерь, ни поражений. И даже незначительное продвижение вперед спасает его от самой большой (величайшей опасности).

Лила Пуруша дас 21.02.2011
Написано накануне перед явлением Его Божественной милости Шрилы БхактиСиддханты Сарасвати Тхакура.

Прикрепления: Картинка 1
Категория: Философские мысли, личный опыт | Просмотров: 2415 | Добавил: ЛПД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Календарь новостей
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора