Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Семь привычек ...", лекция 1, ч.1
Бхакти Вигьяна Госвами
Семинар: "Семь привычек людей, способных во всем добиваться успеха".

Лекция 1.

Цель данного семинара.

Причины возникновения семинара.

Сегодня мы начинаем первую лекцию по книге доктора Кави, которая называется «Семь привычек людей, способных во всем добиваться успеха». Идея этого семинара пришла ко мне при следующих обстоятельствах. Один преданный задал мне странный вопрос: «Объясните мне, пожалуйста, как нужно говорить «нет» преданным». И так как в это время я читал эту книгу, то я стал подробно объяснять ему теорию.

Одна из привычек, о которой идет речь в этой книге, как раз заключается в том, чтобы научиться говорить «нет». На самом деле все эти привычки, от первой до последней, учат человека говорить «нет» ненужным вещам, и мы должны этому научиться, чтобы добиваться успеха.

Я стал подробно описывать этому преданному теорию, каким образом нужно говорить «нет». Пока я описывал ему эту теорию, я вдруг понял, что это самая большая моя проблема. Я сам не могу говорить «нет» ненужному. И когда я пытался научить его этому, то сам гораздо глубже понял свои проблемы, и подумал, что неплохо было бы научить этому всех остальных, так как это поможет мне самому глубже понять все это.

Так родилась идея этого семинара.

 

Описание книги Кави.

Зачем нам прибегать к услугам доктора Кави?

Эта книга, прежде всего, адресована тем, кто руководит людьми. Но по мере того, как мы будем ее изучать, станет ясно, что материал, который дается в ней, имеет большую важность не только для руководителей, но и для каждого человека, потому что если мы не руководим ни кем, мы все же должны, по крайней мере, руководить сами собой, а чтобы делать это хорошо, мы должны развить в себе определенные привычки. Иначе говоря, для того, чтобы добиться успеха, неважно в чем, руководство ли это большой компанией или же наша собственная жизнь с ее небольшими делами, мы должны развить в себе определенные качества и привычки. Это основа того, чему пытается научить Кави. Таким образом, цель этого семинара – научить тому, как себя вести, чтобы во всем что мы делаем добиваться успеха. Мы занимаемся преданным служением и хотим добиться успеха, по крайней мере, в этом. То, о чем говорит доктор Кави, во многих отношениях полезно нам в том числе.

Что дал нам Шрила Прабхупада?

Может возникнуть вопрос, зачем нам прибегать к услугам этого доктора Кави, если у нас есть Шрила Прабхупада. И можно сказать, что нам, на самом деле, не нужно ни чему учиться у доктора Кави; нам нужно учиться всему у Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада в своих книгах дал все, и в этом нет никаких сомнений.

Прежде всего, то, что дал нам Шрила Прабхупада – это самбандха гьяна. Он дал нам знание о связи, об отношениях, в которых находится индивидуальная душа и Верховная Личность Бога; об этом материальном мире и о том, в каком положении мы здесь находимся.

И так же он дал нам абхидею, то есть метод, с помощью которого мы должны действовать в соответствии с этими отношениями. Нас связывают определенные отношения с Богом, и поэтому мы должны действовать определенным образом. Такая практика называется абхидеей. Иначе говоря, Шрила Прабхупада научил нас тому, как нужно жить. И в процессе этой практике у человека развиваются определенные качества. И это как раз то, о чем говорит Кави. Привычки, о которых говорит Кави – это определенные качества, которые должен развить в себе человек. Именно об этом же говорит и Шрила Прабхупада. Он дает нам знание, и это знание должно стимулировать человека как-то изменить свою жизнь. Поменяв свою жизнь, он в процессе этой практике, основываясь на верном знании, будет действовать, и в процессе этой деятельности будет развивать определенные качества.

И, в конце концов, Шрила Прабхупада дал нам прайоджану, или высшую цель этого процесса – это любовь к богу. Когда человек достигает этой высшей цели, прайоджаны, то все эти качества проявляются у него автоматически. Шрила Прабхупада много раз повторял, что не нужно делать ничего другого. Достаточно просто заниматься преданным служением и все придет само собой. Он снова и снова подчеркивал, что нам не нужно прибегать к каким-то дополнительным усилиям; что процесс преданного служения самодостаточен, он дает человеку все необходимое. Все, что ему нужно, в конце концов, развивается само собой. И мы знаем много стихов из ведической литературы, где об этом говорится. Ясьятси бхактир бхагаватир акинчана – человек, который бескорыстно занимается преданным служением, развивает в себе все качества полубогов и ему не нужно ни о чем беспокоиться. В других местах Шримад-Бхагаватам и Бхагават-Гиты приведены качества человека, достигшего высшего уровня преданности. Это тот итог, к которому мы должны стремиться. Это естественный результат нашего процесса преданного служения.

Иначе говоря, нам, на самом деле, не нужно прибегать к услугам доктора Кави. Нам достаточно просто читать книги Шрилы Прабхупады. Единственная проблема заключается в том, что мы не следуем тому, что говорит Шрила Прабхупада. Все остальное есть. Проблем в самих книгах Шрилы Прабхупады нет, но проблема есть в нас. К сожалению, мы не следуем всему тому, что говорит нам Шрила Прабхупада. И если бы мы следовали, тонам не нужно было бы прибегать ни к кому другому. Однако, так как мы не следуем, то эта книга, которую прислал мне Мукунда Махарадж несколько месяцев тому назад, является удобным поводом для того, чтобы пересмотреть нашу собственную жизнь, и подумать, что мы действительно делаем, и чего мы не делаем, и как нужно жить. Это еще одно напоминание о том, что мы должны делать. В сущности, он не говорит ни о чем, кроме того, что говорит Шрила Прабхупада. Когда мы будем рассматривать эти привычки, то увидим, как тот материал, поданный с совершенно другого угла зрения, человеком, который совершенно ничего не знает о преданном служении, тем не менее, очень точно соответствует принципам преданного служения и учению Шрилы Прабхупады. Это само по себе достаточно вдохновляющая вещь.

Так же есть еще несколько причин, почему стоит прибегнуть к помощи постороннего источника. Прежде всего, мы знаем принцип, который сформулировал Рупа Госвами. Это принцип юкта-вайрагьи. Он говорит, что все то, что есть хорошего, мы можем использовать в преданном служении. Мы должны связывать с преданным служением все то, что есть хорошего. Чанакья Пандит также говорит: «Если вы видите золотой, который лежит в грязи – поднимите его. Если шудра дает вам хороший совет – воспользуйтесь этим советом. Если женщина происходит из низкой семьи, но обладает хорошими качествами, то следует взять ее в жены. Если в стакане вместе с нектаром находится яд, то нужно выпить нектар, но не пить яд». Таким образом, мы можем это применить. Если Стивен Кави дает нам хороший совет, то мы должны воспользоваться этим советом.

О чем же говорит Кави? Он проанализировал биографии и качества людей, которые могли добиваться успеха, выявил в их характере определенные привычки, и дал систематическое описание этих привычек. Он говорит, что если вы разовьете в себе те же самые привычки, то тоже сможете добиться успеха.

Еще один очень важный момент, который отчасти побудил меня заняться этим семинаром – это наблюдение за проблемами в руководстве храмами, которые я снова и снова вижу. Когда я приезжаю в какой-нибудь новый город, то первый день все хорошо и спокойно, но на следующий день ко мне приходят преданные и начинают жаловаться на президента храма. Я уже знаю, что это произойдет.

Другими словами, мы сталкиваемся в своей проповеднической деятельности со многими проблемами, но у нас есть эта замечательная философия и если мы хорошо проповедуем философию, то такая проповедь приносит нам все что нужно. Хорошая проповедь приводит к нам людей, приносит деньги, помещения и многое другое, но если потом всем эти неправильно управлять, то мы начнем это терять. Навин Кришна прабху сформулировал прекрасный принцип, он сказал, что хорошая проповедь приносит все, а плохой менеджмент заставляет нас все потерять. Иначе говоря, плохой менеджмент – враг проповеди. У нас проповедническая миссия, однако, если мы не поднимем руководство нашими храмами на должную высоту, то наша проповедь, в конечном счете, будет безуспешной. И это вторая причина, по которой было бы неплохо усвоить изучаемые нами привычки, и в особенности тем, кто занимает какие-то руководящие посты.

Другая причина – это то, что независимо от того, какое положение мы занимаем, смысл преданного служения в том, чтобы все мы добились успеха, чтобы все мы стали совершенными людьми. Это миссия Шрилы Прабхупады. Он пришел на запад и дал людям очень высокий идеал, и дал его таким образом, что каждый человек мог понять, что может достичь этого идеала. Все мы должны стремиться достичь этого самого высшего идеала, идеала чистого преданного служения и не удовлетворяться ничем меньшим.

Я помню, как на одной лекции на вьяса-пуджу Шри Вишнупад дал замечательную лекцию, в которой он сказал, что на самом деле движение ИСККОН – это движение для суперменов. Он сказал, что все наши предшествующие ачарьи были суперменами. Бхактивинода Тхакур был суперменом. Бхактисиддханта Сарасвати был суперменом. Шрила Прабхупада был, безусловно, суперменом, и все члены этого движения также должны стать суперменами. Другими словами, все мы должны стать совершенными. Это наша цель и мы не должны останавливаться, достигнув чего-то меньшего. Все должны стремиться к этому.

В сущности, этот материал, который дает Стивен Кави, по крайней мере, дает очень хороший стимул для того, чтобы человек смог понять то, к чему он стремится, и что отделяет его от достижения этого идеала. Более того, если мы посмотрим на жизнь самого Шрилы Прабхупады и на его качества, если мы посмотрим на качества духовных учителей, то мы сможем очень ясно увидеть, что все эти привычки совершенным образом представлены в их личностях. Все они обладали этими привычками. Именно поэтому Шрила Прабхупада достиг успеха.

Некоторые из завистливых духовных братьев Шрилы Прабхупады обвиняли его, говоря: «Абхай Прабху – бизнесмен, поэтому он поехал в Америку и сделал там бизнес. Он добился успеха, потому что знает, как это сделать, но мы садху и поэтому не можем такого сделать. Поэтому у нас ничего не получилось». Другими словами, они пытались приписать успех проповеди Шрилы Прабхупады его организаторским способностям, и до какой-то степени это действительно так. Безусловно, мы знаем, что успех проповеди Шрилы Прабхупады заключался, прежде всего, в его чистоте и в его духовной силе, однако в том числе и в том, что он обладал всеми этими привычками (качествами), о которых мы будем говорить.

Наконец, еще одна причина (по которой я читаю данный семинар) заключается в том, что когда мы будем рассматривать эти привычки, то сможем увидеть, что они, особенно первые три из них, имеют дело непосредственно с тем, каким образом овладеть собой, каким образом вести себя, каким образом контролировать свой ум. Это, как мы знаем, одно из основных положений нашей философии. Это то, что нам нужно. Весь этот материал, который Кави дает в своей книге, позволяет под новым углом зрения посмотреть на то, что мы уже знаем из книг Шрилы Прабхупады. Иногда такое рассмотрение под совершенно новым углом зрения дает возможность по-новому увидеть какие-то качества, к которым мы привыкли. Мы привыкли постоянно слушать «Контроль ума. Контроль ума. Обуздай себя. Обуздай себя». И мы давно забыли, что это значит на самом деле. Мы не знаем, что это значит. И если спросить, что значит контролировать ум, то будет много разных ответов, но скорее всего удовлетворительного ответа не прозвучит. Другими словами, этот материал дает возможность под новым углом зрения рассмотреть то, что мы уже знаем, и таким образом дать нам новый стимул для того, чтобы мы изучали книги Шрилы Прабхупады и понимали что делать.

Что может дать изучение этого материала.

В начале этой книги Стивен говорит, что есть четыре сферы нашей жизни, которые могут резко улучшиться, если человек действительно освоит этот материал.

Первое, что он обещает человеку – это то, что его уверенность в себе, его чувство собственного достоинства, самоуважение и независимость от внешних обстоятельств резко возрастут.

Второе и очень важное изменение, которое каждый человек сможет заметить, и что нам, как преданным, живущим вместе в небольшом коллективе абсолютно необходимо – это то, что человек, освоивший этот материал, сможет улучшить свои отношения с людьми. То, что отравляет наши отношения с другими, уйдет от такого человека, и его отношения с людьми станут богаче и интересней.

Иначе говоря, два этих первых результата тесно связаны друг с другом, так как до тех пор, пока я глубоко не уважаю себя и не знаю, правильно ли поступаю, я не смогу уважать другого. До тех пор, пака у меня нет чувства собственного достоинства я не смогу уважать и ценить достоинство другого человека. Я всегда буду зависеть от слабостей другого человека и от каких-то обстоятельств. Это то, что отравляет отношения между людьми.

Третье обстоятельство – это то, что способность влиять на других людей, в хорошем смысле этого слова, также возрастет. У некоторых людей эта способность развита естественным образом. Такой человек говорит что-то другим, и они с удовольствием готовы это сделать. Но есть люди, которые скажут что-то, и все от них отворачиваются и говорят: «Кто ты такой, чтобы мне это говорить?».

Мы знаем, что Шрила Прабхупада – это идеальный пример личности, имеющей влияние на других. И наши духовные учителя также являются тому примером. Когда они говорят что-то, то все бросаются наперегонки это выполнить. Но когда мы что-то просим сделать, то все чешут затылки и думают: «Опять он пристает ко мне».

Итак, эти привычки, о которых говорит Кави, увеличат вашу возможность влиять на других людей таким образом, что они естественным образом будут хотеть что-то сделать для вас. Это будет естественной реакцией другого человека по отношению к вам.

И, наконец, четвертая, и очень важная способность, которую обещает Кави в результате освоения материала – это развитие в себе способности к самоизменению, к самосовершенствованию, способности к избавлению от рутины. Это способность открываться к новому. Другими словами, такой человек снова обретает способность обучаться.

Все мы от природы обладаем такой способностью, однако в течение жизни, так или иначе, утрачиваем ее. И мы также знаем, что иногда жизнь в храме напоминает жизнь в каком-нибудь болоте. Или же человек замечает, что топчется в преданном служении на месте и не меняется на самом деле. И Кави обещает, что изучение этого материала с новой силой пробудит в человек способность к самоизменению и к самосовершенствованию. Оно будет побуждать его совершенствоваться, давая новый толчок для самоизменения. И если все люди в храме будут именно такими, то жизнь будет очень динамичной и не будет застоя, который иногда происходит. Если люди действительно будут развивать в себе эту способность, то тогда все будет очень хорошо.

 
Что необходимо, чтобы получить то, что обещает Кави?

Чтобы получить то, что он обещает, Кави советует, прежде всего, изучить этот материал самим, а затем, научить ему кого-то другого.

В свое время был хороший анекдот про учителя, иллюстрирующий этот принцип. Учитель жалуется: «Какие у меня глупые ученики!? Раз рассказал. Второй раз рассказал. Третий раз рассказал. Сам понял, а они все не понимают».

Другими словами, когда человек что-то рассказывает, то он гораздо легче сам сможет понять этот материал, потому что, просто произнося это, он берет определенные обязательства по отношению к этому материалу. Ему легче будет применить этот материал в собственной жизни. Если я что-то говорю и прославляю, как, например, эти семь привычек, но сам потом не следую этому, то все будут считать меня лицемером. Поэтому Шрила Прабхупада ввел замечательную систему утренних лекций. Он сказал, что все преданные, которые живут в храме, должны давать утренние лекции, потому что мы должны повторять одни и те же истины, чтобы, по крайней мере, понять их самим. Когда мы сидим и говорим о чем-то, то, прежде всего мы говорим сами себе, а потом уже всем остальным. И, в конце концов, если мы достаточно долго будем говорить о чем-то, то нам в какой-то момент станет совестно не следовать этому самим, и мы начнем следовать. Так действует этот механизм.

У древних римлян была поговорка, которая гласит об этом, «Доценто доцимус», что значит «Обучая, учимся». Когда человек обучает кого-то, то он сам при этом учится.

И, наконец, третье, что необходимо для того, чтобы получить плоды изучения этого материала, человек должен приложить его к своей жизни. Он должен прожить этот материал, применив его к своей жизни, и только тогда все это произойдет.

  

Основа способности добиваться успеха.

Кави начинает введение к этим привычкам с того, что определяет, что такое способность добиваться успеха, и на чем она основана.

Я могу сказать по собственному опыту, что если бы эту книгу мне прислал не Мукунда Махарадж, а кто-нибудь другой, то я, скорее всего, не стал бы ее даже открывать. Когда мы читаем книгу с названием «Семь привычек людей, способных во всем добиваться успеха», то сразу же возникает образ преуспевающего американца в галстуке, с дипломатом, румяного, причесанного и т.д. Кто из нас хочет выглядеть как этот преуспевающий американец? Все мы хотим быть преданными и выглядеть как преданные.

 

Два типа литературы об успехе.

В Америке существует огромное количество литературы о том, как добиваться успеха, и пишется эта литература на всем протяжении существования Америки. Кави говорит, что вся эта литература делится на две большие категории. Первая категория, более распространенная – это что-то вроде Дейла Карнеги, когда тебе говорят, как нужно себя вести в определенной ситуации для того, чтобы добиться желаемого результата. Например, если тебе нужно чего-то добиться от человека, то спроси, какое у него хобби. Послушай об этом и сделай вид, что тебе интересно, хотя на самом деле тебе может быть совсем на это наплевать. Но таким образом ты завоюешь его доверие и тогда сможешь чего-то от него добиться. Или потрепи его собачку по голове и тогда тоже сможешь чего-то добиться. И большая часть этих книг сводится к таким простым рецептам, то есть сделай то-то и то-то тогда добьешься того-то и того-то.

Подобная литература не касается каких-то глубинных принципов. Она говорит о поверхностном изменении. И естественно преданного такой подход не может по-настоящему привлечь. Такой подход сам по себе претит преданным. Но Кави говорит о более глубоких вещах. Он говорит о том, что, в конечном счете, способность добиваться успеха, основана на качествах человека, а не на каком-то внешнем притворстве или внешних шаблонах поведения. У Авраама Линкольна есть замечательная фраза, он сказал: «Вы можете в течение какого-то времени обманывать всех людей, или в течение долгого времени обманывать каких-то людей, но вы не сможете всегда обманывать всех». Другими словами, вы сможете как-то обмануть людей или чего-то добиться внешними методами, но, в конце концов, если вы не честны и не целостны внутри, то рано или поздно это вылезет из вас. Рано или поздно вы обнаружите это в себе, и как бы вы не трепали собачку, это вам не поможет.

Если речь идет о каких-то поверхностных отношениях, то это может привести к успеху, но чтобы добиться успеха в серьезных отношениях, нам нужно изменить свои качества. Другими словами, настоящий успех основан на определенных качествах.

Кави говорит, что если мы подумаем, то сможем заметить, что у каждого человека есть врожденные понятия о ценностях и качествах. Возьмем, к примеру, качество справедливости. Маленькие дети иногда сорятся и говорят при этом: «Так не честно». Откуда они знают, что честно, а что нет? Их еще никто этому не учил. Таким образом, становится ясно, что такие понятия и качества как честность, достоинство, справедливость, ценность самосовершенствования, изначально заложены в глубинную суть каждого человека. Кави говорит именно об этих качествах, о том, чтобы развить их и основывать свой успех на них, а не на внешних стереотипах поведения.

 
Закон успеха.

Первое, что делает Кави в своей книге – он формулирует закон достижения успеха. Это основной закон, который лежит в основе каждой из этих семи привычек. И в каком-то смысле это простой общеизвестный и фундаментальный закон, но если мы рассмотрим свою жизнь, то увидим, что сплошь и рядом нарушаем его.

Чтобы понять этот закон, прежде чем его сформулировать, он рассказывает басню Эзопа. Это басня про крестьянина, гусыню и золотое яйцо.

У одного крестьянина появилась гусыня. Он очень любил эту гусыню. Однажды она снесла золотое яйцо. Крестьянин не мог в это поверить, он поднес это золотое яйцо к своим глазам, проверил его и оказалось, что оно из чистого золота. Он был в полном восторге. И эта гусыня каждый день приносила ему по одному золотому яйцу. Через какое-то время он подумал, что, не лучше ли ему просто разрезать ее и вынуть оттуда все золотые яйца. Именно так он и поступил. Он заколол эту гусыню, разрезал ее, но к сожалению не нашел там ни одного золотого яйца.

В описании Кави золотое яйцо – это результат, к которому мы стремимся, то есть успех о котором он говорит. Гусыня олицетворяет нашу собственную способность приносить успех. Смысл этой басни заключается в том, что если мы хотим добиться успеха, то должны сохранять баланс между стремлением к плодам своей деятельности, то есть золотым яйцом, и нашей способностью приносить успех, или этой гусыней. Человек должен одновременно ухаживать за гусыней, или за способностью приносить золотые яйца, и при этом не забывать о результатах.

Если человек обращает внимание только на золотые яйца, на результаты, то, в конце концов, гусыня погибает, так как не обращая внимания на гусыню, он просто эксплуатирует свою способность добиваться успеха. В этом случае гусыня погибнет и больше не будет золотых яиц.

Если же он наоборот, заботится только о гусыне, и ему наплевать на золотые яйца, то в этом случае тоже ничего хорошего не будет. У меня есть один замечательный пример, иллюстрирующий это. Я знаю человека, который постоянно чему-то учится, но никогда не применяет то, чему научился. Однажды, чтобы развить свою память, он решил выучить расписание поездов токийском метро, и даже начал это делать. Но на самом деле ему не нужна такая память, потому что он не применяет это ни в какой своей деятельности. Он просто учит расписание поездов в токийском метро и все. Или другой пример. Допустим, человек бегает, и с помощью бега хочет продлить свою жизнь. Каждое утро он бегает три часа, и его жизнь продляется на десять лет, но получается, что эти десять лет он провел в беготне. Другими словами, результата от его бега нет, потому что, прожив на десять лет больше, он все это время просто пробегал.

Итак, Кави говорит, что для того, чтобы добиваться успеха, основой любого успеха должен быть баланс, то есть чувство меры, между результатом, которого мы хотим добиться и самой способностью приносить результаты. В любой своей деятельности мы должны найти эту золотую середину, чувство меры. Способность обнаруживать золотую середину – это качество гуны благости, это то, о чем Кришна говорит в Бхагавад-Гите. Он говорит, что не нужно спасть слишком много или слишком мало, есть слишком много или слишком мало и т.д. Это относится ко всем сферам жизни.

Кави говорит, что этот закон – в сущности, очень простая вещь, однако люди сплошь и рядом его нарушают. Мы можем видеть вкруг себя примеры, как некоторые люди в погоне за плодами в преданном служении, буквально загоняли себя. Такие люди говорили: «Что думать, надо работать, надо служить, надо миссию исполнять». И они полностью переставали заботиться о себе, о своем теле, и в результате этого, тело долго не выдерживало. В течение какого-то времени они добивались коротких результатов, но, не следя за этой своей способностью приносить результаты, они, в конце концов, все теряли. Другой пример из кармической жизни – это медицина. По статистике известно, что 99,9% средств, которые люди тратят на лекарство и на лечение, они тратят, когда уже заболели, и только 0,1% они тратят на предупреждение болезней. Это, на самом деле, сформулировано в старой русской поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестица». Это одна из формулировок этого закона, о котором говорит Стивен Кави.

 

Три вида ресурсов, приносящих нам плоды.

Далее Кави говорит, что есть три вида ресурсов, которые приносят нам плоды. (1)Это какие-то материальные ресурсы, например, машины и т.п. И эксплуатируя машины, мы соответственно должны заботиться о них. Это очевидно, хотя далеко не все это понимают. (2)Затем – финансы. Мы должны заботиться о деньгах, поддерживая какой-то определенный капитал, не тратя их все. Это тоже понятно. (3)Но самое ценное, что вообще есть у людей, и что помогает всем, и особенно преданным, добиваться успеха – это другие люди. Каждый сам по себе, в одиночку, не способен ни на что. Каждого из нас в одиночку очень легко победить. Чего мы можем достичь? Однако, если мы соберемся все вместе, то сможем представлять собой огромную силу.

Таким образом, мы должны, прежде всего, понять, что отношения между людьми – это самая важная ценность. Отношения, которые связывают нас с людьми – это ценность, и это залог нашего собственного успеха, и успеха всех остальных. Так мы должны смотреть на других людей. Люди – это наше богатство, это то, что может принести нам успех, и то, что может принести успех всему обществу в целом.

Но именно здесь баланс чаще всего нарушается. Именно в этой сфере люди очень часто нарушают этот баланс между гусыней и золотыми яйцами, которые она несет. Как часто мы забываем, что человек, с которым мы находимся рядом, является самой большой нашей ценностью. В каждой лекции по Шримад-Бхагаватам мы прославляем вайшнавов и общение с ними, но когда дело доходит до реального общения, то мы почему-то забываем об этом. Мы забываем о том, какие они ценные, и какие они особые.

 

Счет в «банке доверия».

Кави говорит очень важную вещь, приводя интересную метафору. Он говорит, что в более или менее тесных отношениях, которые связывают нас с другим человеком, существует что-то вроде счета в банке доверия, и мы можем своими хорошими поступками по отношению к нему увеличивать этот счет, а какими-то плохими поступками снимать с этого счета.

Если нам нужно воспользоваться человеком, если мы хотим положиться на кого-то, то нужно быть уверенным в том, что мы имеем определенный кредит доверия у него. Так Кави предлагает смотреть на человека. Другими словами, это говорит о том, что нужно постоянно поддерживать этот эмоциональный счет. Особенно это относится к людям, с которыми мы тесно общаемся. Чаще всего именно в близких отношениях люди забывают об этом счете доверия, который связывает их с другим человеком. Это бывает, прежде всего, в семье. Очень часто люди в семье полностью забывают о том, что им нужно постоянно иметь и поддерживать какой-то кредит доверия у другого человека. Они часто нарушают этот принцип.

Прежде всего, мы должны усвоить этот самый главный закон в отношениях между людьми. Мы должны постоянно делать какие-то вклады на счет доверия другого человека. И чем нужно при этом руководствоваться? Мы должны руководствоваться одним главным законом. Законом любви. Этот закон говорит о том, что для того, чтобы любовь и отношения, которые связывают нас с другими людьми, были настоящими и крепкими, они должны быть бескорыстными. Любовь, которая связывает и которая является, в конечном счете, гарантией нашего успеха, в том случае если мы зависим от этих людей, а также отношения, которые связывают нас с ними, должны быть полностью бескорыстными. Мы ни в коем случае не должны смотреть на другого человека как на объект эксплуатации. В нашем сознании не должно быть концепции «Я хочу получить от него золотые яйца, а все остальное меня не интересует. Я готов сделать что угодно, лишь бы достать из него эти золотые яйца».

Любовь или отношения, которые связывают нас с другим человеком, должны быть бескорыстными.

 

Семь вещей, увеличивающих и уменьшающих кредит доверия.

Сейчас мы поговорим о семи вещах, которые увеличивают наш кредит доверия в отношениях с другим человеком и тем самым укрепляют наши отношения с ним, и о семи вещах, которые наоборот уменьшают этот кредит и способствуют тому, что наши отношения портятся.

Если мы будем знать и выполнять эти семь основных вещей, то нас будут связывать очень хорошие и крепкие отношения с людьми. И наоборот, если мы будем нарушать их, то мы, в конце концов, останемся в одиночестве.

 

Оказывать небольшие услуги.

Итак, первая и самая важная вещь – это то, что мы никогда не должны забывать оказывать небольшие услуги, делать какие-то маленькие приятные вещи, проявлять элементарную вежливость по отношению к другому человеку, если мы хотим, чтобы нас с ним связывали хорошие отношения. Иногда преданные считают, что они полностью трансцендентн

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2387 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора