Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Семь привычек ...", лекция 2, ч.1

Бхакти Вигьяна Госвами

Семинар: "Семь привычек людей, способных во всем добиваться успеха".

 

Лекция 2.

Обзор прошлой лекции.

 

Успех. Залог успеха в преданном служении.

Первая привычка, которую мы сейчас рассмотрим, является самой главной из всех семи, описанных Кави.

Сперва давайте определимся, что мы подразумеваем под успехом? Что является критерием успеха преданного? Критерием успеха преданного является удовлетворение гуру и Кришны. И когда мы говорим об этих привычках, то мы по сути дела говорим о том, как можно удовлетворить своего духовного учителя и Кришну.

Чем же лучше всего можно удовлетворить? Стать чистым преданным. Поэтому, на самом деле, суть этого семинара, как и всего остального, заключается в том, чтобы понять, каким образом нам можно стать чистыми преданными. Ни о чем другом мы не собираемся говорить, потому что все остальное не так важно.

 

В конце предыдущей лекции мы определили, что успех в любой деятельности, будь то материальная или духовная деятельность, зависит от того, насколько человек соблюдает равновесие между своим стремлением достичь определенного результата в этой сфере, и своей способностью приносить этот результат. Это в равной степени относится ко всему, с помощью чего мы достигаем успеха. Мы можем достичь успеха при помощи определенных инструментов, с которым мы работаем. Например, мы можем достичь успеха с помощью каких-то материальных ресурсов, которыми мы располагаем. И главным компонентом нашего успеха, (и что в большей степени относится к преданному служению, чем к кармической деятельности), являются преданные, а точнее общение с преданными. Мы, прежде всего, должны понять простую мысль, что сами по себе мы не способны достичь успеха; что в своем успехе в преданном служении мы, прежде всего, зависим от преданных. И это самое главное. Поэтому Шрила Прабхупада часто цитировал одну песню Нароттамы даса Тхакуратадера чарана-себи-бхакта-сане бас / джанаме джанаме хой эи абхилаш. «У меня есть единственное желание – эи абхилаш – из рождения в рождение служить лотосным стопам чистого преданного, или духовного учителя, тадера чарана-себи, и все время находиться в обществе преданных, бхакта-сане бас. Это два залога успеха в преданном служении: 1) служение лотосным стопам чистого преданного, или духовного учителя, и 2) общение с другими преданными.

И поняв, что в своем успехе в преданном служении мы зависим от других преданных, мы должны стараться наладить хорошие отношения с ними, чтобы все другие помогали нам в нашем преданном служении.

 

Семь правил, позволяющих поддерживать хорошие отношения с другими людьми

В конце прошлой лекции мы перечислили семь правил, которые человек должен соблюдать, чтобы поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Это в равной степени относится как к преданным, так и к непреданным. Это общие законы, которые распространяются на любые отношения между людьми.

Чтобы это знание принесло реальные плоды, а это то, ради чего мы проводим этот семинар, мы должны стараться воплотить это в жизнь, то есть стараться действовать в соответствии с этим знанием, потому что просто выслушав это и разойдясь, мы не получим желаемого результата.

Эти семь правил следующие:

1.       постоянно делать мелкие услуги человеку, с которым мы хотим поддерживать хорошие отношения;

2.       исполнять свои обещания;

3.       оправдывать ожидания других;

4.       защищать репутацию человека в его отсутствие, то есть никогда не говорить о человеке плохо за его спиной. Это означает, что мы всегда должны быть верны этому человеку, и ни в коем случае не говорить плохо за его спиной. Мы должны вести себя так по отношению к любому человеку, и в особенности к тому, с кем нас связывают близкие отношения, потому что, поступая так, мы подрываем доверие к себе со стороны того человека, с которым разговариваем об этом.

5.       не стесняться просить прощения у другого человека, даже если мы не считаем себя виноватым. Как только мы почувствовали, что чем-то обидели человека, необходимо сразу же попросить у него прощения.

6.       слушать чужое мнение о себе и быть открытым, чтобы понять, «услышать», это мнение о себе;

7.       обладать способностью услышать другого человека (или развивать ее). Мы не должны просто пытаться что-то сказать другому человеку, выложив что-то свое, или же навязав ему свое мнение, но прежде нужно попытаться услышать его. Это одно из условий того, что нас с этим человеком будут связывать хорошие отношения.

 

Смена парадигмы меняет поведение человека

В конце прошлой лекции мы говорили о том, что есть много форм литературы об успехе. Это психологическая литература, в которой людей учат тому, как преуспеть в этой жизни. И, как правило, большая часть книг, которые говорят об этом, ограничиваются любо тем, что человек должен изменить свое поведение (иметь определенные формы поведения), любо он должен изменить свои отношения. Тогда как в нашем курсе мы будем говорить о том, что мы должны сменить свой характер, свои качества. И характер, или качества, тесно связаны с понятием – парадигма. Парадигма – это определенный  взгляд на мир; это определенная система ценностей, определенная система координат, в соответствии с которой мы тем или иным образом относимся к миру.

Когда я, например, говорю об этих привычка, которые помогают добиться успеха, то я подразумеваю, что, в конечном счете, успех нашей деятельности зависит от правильного взгляда на мир и от правильного отношения к тому, что с нами происходит. Это фундаментальная вещь. В конечном счете, наше поведение и отношения вторичны. Они зависят от этой парадигмы, которая является первичной вещью. Другими словами, парадигма – это то, что на самом деле реально определяет наше поведение.

Мы можем слушать эти семь правил общения с преданными, и на первый взгляд может показаться, что все они целиком поведенческого характера, типа: «Старайтесь вести себя так-то и так-то. Старайтесь делать хорошо. Старайтесь улыбаться. Старайтесь выслушивать другого. Старайтесь выполнять свои обещания и т.п.» Но на самом деле это не совсем так, потому что для того, чтобы поддерживать глубокие отношения, мы должны изменить свой взгляд, или отношение к преданным.

Внешне мы можем менять свое поведение сколько угодно, например, при встрече всегда стараться улыбаться преданным, но если внутри я не изменил себя, и действительно не понял, что от этого человека зависит мой духовный прогресс, то внешние способы ничего реально не изменят. Сейчас мы рассмотрим пример, который иллюстрирует то, каким образом меняется парадигма, и как именно от смены парадигмы зависит наш характер, наше отношение к чему-либо и, соответственно, наше поведение.

 

Когда я был в Швеции, в моей группе был один человек, который выполнял определенные функции. И получилось так, что наши с ним отношения не заладились. Все, чтобы он ни делал, меня почему-то раздражало; мне казалось, что он все делает неправильно. Постепенно это накапливалось-накапливалось, и через какое-то время я уже не мог его видеть. Это дошло до такой степени, что когда я просто проходил мимо него, то я ни то что улыбаться не мог, я не мог даже смотреть в его сторону лишний раз. При этом я мог сколько угодно проповедовать себе, что он «древо желаний», и что он «может исполнить все мои желания», но я все равно не мог видеть это «древо желаний». И, в конце концов, когда он сделал какую-то мелочь, которая послужила последней каплей, я подумал: «Все, хватит. Больше я не хочу иметь с ним ничего общего. Он должен уехать. В конце концов, мне мои нервы дороже». Я вызвал его к себе в кабинет, запер комнату на ключ и стал говорить ему все, что о нем думаю; всю правду-матку в лицо. Я сказал ему, что он то-то и то-то делает не так, и что сам он такой-то и такой-то. Я обвинил его во всем, в чем только мог, а он при этом спокойно сидел и нагло улыбался. С него все было как «с гуся вода». И это только еще больше разжигало меня.

Сказав ему все, что считал нужным, я подвел итог: «Все, хватит. Собирай свои вещи и уезжай. Чтобы ноги твоей тут больше не было». Но он с той же самой наглой улыбкой, совершенно невозмутимо сказал: «Никуда я не уеду. У меня виза до июля, и я буду находиться здесь, по крайней мере, до этого времени, а на твое мнение мне наплевать».

После этого я не выдержал и стал говорить на повышенном тоне, показывая, кто здесь главный. Я сказал ему, что до июля он тут не будет точно, и что я прямо сейчас звоню по телефону, заказываю билет на самолет, и завтра он уже уедет.

В этот момент я ничего не понимал, ничего не чувствовал, ничего не знал. Я был полностью сосредоточен на объекте своей ненависти.

И вдруг, потому что я говорил очень громко и бескомпромиссно, он понял насколько это серьезно. И через несколько мгновений я увидел, что он заплакал.

Сразу же я подумал: «О, Господи, я наверно что-то не то делаю». Мне стало очень не ловко; я стал ерзать на стуле и т.п., но решение мое при этом не переменилось.

Какое-то время он плакал. Я не знал что делать. Потом я подошел к нему и стал его успокаивать: «Не плачь. Жить можно не только же в Швеции. В конце концов, ничего страшного не случилось».

И тут он открыл мне свое сердце. Он сказал: «До того, как я присоединился к ИСККОН, я был гомосексуалистом. Если я вернусь домой, то мне все будет об этом напоминать, и ко мне вернутся все мои старые привычки, с которыми я не смогу совладать. Я знаю, что «упаду» в такой ситуации, потому что занимался этим даже в день инициации. Но здесь, в Кошнасе, я могу с этим, так или иначе, совладать».

И после этих слов я был готов упасть перед ним на колени. Я сказал ему: «Оставайся в Кошнасе сколько надо. Я постараюсь наладить наши отношения. Я буду помогать тебе, чем смогу».

 

В этой ситуации можно хорошо видеть, что как только я услышал о его проблеме, то у меня полностью переменилось отношение к нему. До этого я воспринимал его как винтик в общей системе; и этот винтик плохо работал. Поэтому мне хотелось избавиться от этого винтика. Меня все раздражало в этой ситуации. Но вот я увидел, что это личность. И на самом деле, это не просто личность, а преданный, который пытается очиститься, и делает что-то для этого. После этого мне не нужно было как-то искусственно менять свое поведение. Мне совершенно естественно захотелось чем-то ему помочь. Это показывает огромную силу перемены парадигмы. Если в человеке меняется его внутреннее состояние, его глубокая внутренняя сущность, то поведение и поступки меняются сами собой, потому что они являются производными от этого.

Кави дает очень интересное сравнение. Он говорит, что парадигма, или наше отношение к миру, подобно карте. Если у нас правильная карта, то мы сможем по ней найти то, что надо. Если же карта не правильная, то, как бы мы ни старались вести себя, как бы мы ни относились к данной ситуации, мы все равно ничего не сможем найти. Представьте, что вы едете на машине, и вам нужно найти в незнакомом городе какое-то место, но по ошибке вам дали карту другого города. И теперь, когда у вас на руках неправильная карта, вы можете сколько угодно менять свое поведение, менять свое отношение к ситуации, стараться быть большим оптимистом и убеждать себя, что я обязательно достигну этой цели, но вы никогда реально не достигнете искомой цели. Другими словами, парадигма, или внутреннее отношение – это наша карта. Поэтому реальный успех в нашей деятельности зависит от внутреннего отношения, от характера, то есть от фундаментальных принципов, на которых мы строим свое отношение к жизни.

В примере, о котором я сказал, смена парадигмы произошла мгновенно, но обычно в реальном мире смена взгляда на мир происходит достаточно мучительно. Это медленный и мучительный процесс, потому что нам с самого детства прививали неправильную парадигму. Все мы знаем, что такое смена парадигмы, потому что все мы прошли через это. Когда мы присоединились к движению сознания Кришны, то это знаменовало перемену нашей парадигмы. До этого большинство из нас, возможно, не верило в Бога, а если кто-то и верил, то не знал, какой Он на самом деле. Когда же мы присоединились к движению сознания Кришны, то узнали, что у Бога есть серьги в форме акул, и что Он играет на флейте и пасет коров, а также, что Он голубого цвета. Другими словами, наша система координат полностью поменялась от полного неверия к представлению о том, что Бог является личностью со всеми вытекающими из этого последствиями. Это фундаментальная смена парадигмы. И реально такая смена парадигмы происходит в течении долгого времени. Это медленный и мучительный процесс, который не может произойти очень быстро, потому что для этого необходимо в корне поменять свои привычки.

Давайте посмотрим, как мы меняемся в процессе преданного служения. Сначала мы узнаем самбандха-гьяну или знание о том, что существует Бог, что мы являемся душами, и что это знание соединяет нас. Затем, когда мы начинаем процесс преданного служения, то сам этот процесс как раз и является методом перемены парадигмы, то есть перемены системы ценностей, системы взглядов на мир, которая есть у человека. После, когда мы достигаем прайоджаны, или цели преданного служения, у нас к этому моменту уже полностью формируется верное отношение ко всему, которое проявляется в том, что у нас сформировывается правильный характер. И процесс переделки старых неправильных привычек в новые не может произойти быстро. Он должен происходить медленно и болезненно, потому что привычки – это то к чему мы привыкли, и даже если они неправильные, они все же дают нам определенное чувство комфорта. Если мы привыкли что-то делать, то мы чувствуем себя удобно в этом. И избавляться от старых привычек очень трудно. Есть знаменитый пример, как у одного учителя музыки на двери висело объявление, в котором говорилось, что стоимость урока для тех, кто совершенно ничего не знает о музыке 30 долларов, а стоимость урока для тех, кто уже учился музыке – 60 долларов. Когда его спросили, почему так, то он сказал, что переучивать всегда труднее, чем обучать заново.

Смысл в том, что у нас уже сформировались неверные привычки. В силу нашего длительного материального общения с материалистичными людьми, с самой материальной энергией и ее ценностями, в нас сформировались неверные ценности, неверные принципы и неверные привычки. И поэтому, чтобы сформировать верные, хорошие привычки, нужно приложить очень много труда. В этом заключается смысл и суть процесса преданного служения. Другими словами, смысл процесса преданного служения как раз сводится к тому, что мы должны выработать в себе верные привычки, усвоить истинные принципы и жить и поступать в соответствии с истинными ценностями.

 

Из чего состоит привычка?

Сейчас мы посмотрим, из чего состоит привычка. Что нужно для того, чтобы какая-то вещь вошла в привычку?

Выше мы дали определение привычки. Привычка – это усвоенный принцип, который проявляется в определенных формах поведения. У каждого из нас есть определенные принципы. Если эти принципы вошли в нашу плоть и кровь, то, становясь привычкой, они проявляются в нашем внешнем поведении. Это то, что мы будем понимать под привычкой.

Существует также три элемента, из которых состоит привычка:

1.       знание;

2.       желание;

3.       умение.

 

1) Привычка обязательно должна состоять из знания о том, что я должен делать. Другими словами, если мне говорят, что у меня должна быть правильная привычка, то, прежде всего я должен знать, что именно я должен делать в соответствии с этим. 2) Затем, она состоит из нашего отношения к этому, то есть зависит от нашего желания. Иначе говоря, чтобы у меня сформировалась привычка, мне не достаточно просто что-то знать, я должен также еще хотеть это делать. 3) И, наконец – умение, или способность это делать. Таковы три элемента, составляющих привычку.

Допустим, у нас была неправильная привычка – мы ели мясо. Для того чтобы избавиться от этого, и развить в себе правильную привычку у нас должно быть три этих компонента. Во-первых, мы должны иметь знание. Сначала мы должны понять, что мясо есть вредно, и что если мы не едим мясо, то это хорошо. Во-вторых, мы должны захотеть это делать. Многие люди знают, что мясо есть вредно, но для того, чтобы это стало реальной привычкой, нужно захотеть перестать есть мясо. И, в-третьих, у человека должно быть умение. Иногда у человека есть желание не есть мясо, потому что он знает, что это вредно, но он не умеет и не знает, что готовить в этом случае. Он не знает, как обойтись без мяса, потому что привык его есть, и поэтому считает, что без мяса ему придется помереть голодной смертью. Таким образом, должно быть также и умение. Таковы три компонента, которые являются составляющими любой привычки.

Есть одна очень хорошая английская поговорка, которая иллюстрирует, каким образом, возникает привычка и то, к чему это приводит. В ней говорится: «Посеешь мысль, пожнешь поступок. Посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу». Таким образом, мы видим, что все начинается с мысли. Сначала возникает мысль. Затем мысль претворяется в действие. Потом, если действие постоянно повторяется, то оно превращается в привычку. Привычка формирует глубинный характер, а характер, в свою очередь, формирует нашу судьбу.

В конечном счете, мы сейчас говорим о том, как правильно жить (поступать), и каким образом сделать так, чтобы наша судьба сложилась правильно, как мы того хотим.

 

 

Первая привычка

«Независимость от обстоятельств»

Сейчас мы рассмотрим первую привычку. Ее можно назвать «Независимость от обстоятельств». Это название не является точным переводом формулировки Кави, но очень хорошо отражает суть этой привычки.

Кави говорит, что первое условие, которое является фундаментом для достижения успеха – это привычка не зависеть от внешних обстоятельств.

Очень любопытно, что Кави вообще говорит об этом. Мы знаем, что результатом преданного служения является то, что человек выходит из-под влияния гун материальной природы. И это примерно то, о чем говорит Кави. По сути дела, возможно, сам того не понимая, он призывает людей не зависеть от гун материальной природы. И он говорит, что мы можем делать это; что в каждом человеке заложена способность не быть рабом внешних условий.

 

Мы зависим от внешних условий

Мы являемся падшими обусловленными душами, и смысл термина «обусловленный» заключается в том, что мы зависим от внешних условий. Если нас поместить в одни условия, то мы отреагируем определенным образом. Если же нас поместить в другие условия, то мы будем реагировать другим образом. И это является характеристикой обусловленной души. Но первая привычка, которая является базисом всех остальных привычек и основой достижения успеха – это способность не зависеть от внешних условий.

Каждый из нас может очень легко проверить, насколько мы обладаем способностью не зависеть от внешних условий. У скольких из нас настроение зависит от погоды?

Вот доказательство того, что люди зависят от погоды. Сегодня идет дождь, и поэтому мне с утра позвонил один человек, который, возможно, присутствует в аудитории, и спросил, буду ли я давать лекцию. Я удивился. Разве я не должен давать лекцию потому, что идет дождь? Другими словами, если бы дождя не было, то он не позвонил бы и не спросил об этом.

Еще один пример того, как внешние условия влияют на человека. Я прожил в Швеции семь лет. В конце августа – начале сентября там начинается зима, а это означает, что в это время солнце заходит за облака и выходит где-то в конце марта. И зная об этом, я начинал впадать в депрессию и единственная мысль, которая была у меня в голове – куда бы уехать.

Это реально означает, что мы зависим от погоды. И так как наше настроение зависит от погоды, а деятельность, в свою очередь зависит от настроения, то получается, что мы в своем преданном служении зависим от внешних обстоятельств. Тогда как, по мнению Кави, и я присоединяюсь к нему, человек должен руководствоваться внутренними ценностями. Другими словами, движущим фактором для человека, развившего в себе эту привычку, являются внутренние ценности. И когда человек зависит от своих внутренних ценностей и принципов, то постепенно он обретает способность не зависеть от внешних обстоятельств.

 

Пример человека, независимого от внешних обстоятельств

Кави говорит, что любой человек, не зависимо от уровня своего сознания, может научиться не зависеть от внешних обстоятельств. Он приводит один поразительный пример – пример Виктора Франкла. Виктор Франкл – это австрийский психолог, еврей по национальности. Во время Великой Отечественной войны он попал в концентрационный лагерь. И трудно даже себе представить, через какие муки, унижения и страдания он там прошел. Его жена была сожжена в газовой камере. Его родственники были замучены и убиты. Над ним сами много издевались. Но в один прекрасный момент, посреди этих мук он вдруг понял: «Те, кто мучает меня, могут причинить вред моему телу, но они не могут причинить вреда «мне»». Он понял: «Я – душа, Виктор Франкл, не завишу от этого». И понемногу он развил в себе огромную степень внутренней свободы. Он подвергался этим мукам, но при этом не обращал никакого внимания на своих мучителей. Когда его мучили, то он с помощь своего воображения и памяти представлял, как стоит за кафедрой перед своими студентами и рассказывает им, через какие муки он прошел. Другими словами, он смотрел на все это со стороны, и совершенно не реагировал негативным образом. Он был полностью независим от всего этого.

Такое поведение сохранило ему жизнь. И когда он вышел, то написал книгу, и стал учить студентов тому, как можно оставаться независимым.

 

На самом деле, эта привычка характерна для всех людей, добивающихся успеха. Мы должны, прежде всего, понять, что, по большому счету, наша реакция может не зависеть от внешних раздражителей. Если же наша реакция целиком определяется внешними раздражителями, то мы ведем себя как животные. Животное лишено свободы волеизъявления. Например, если мы начнем дразнить собаку палкой, то она начнет рычать или лаять, не зависимо от того, кто ее дразнит. Она просто будет реагировать на это. Павлов изучал эту систему условных рефлексов. И обусловленные люди ведут себя подобным образом. То есть – ты дотрагиваешься до них, а они соответственно реагируют. Но каждый человек, и это то, что мы должны как преданные очень хорошо усвоить, обладает свободой выбора; он обладает внутренней свободой, которая позволяет ему выбирать, каким образом он будет реагировать на внешние обстоятельства. И как раз в этом заключается смысл первой привычки. Другими словами, смысл первой привычки заключается в том, что мы должны практиковать и развивать в себе свободу реакции на внешние обстоятельства; мы должны перестать быть рабами внешних условий.

Говорится, что как преданные мы не должны реагировать на позор и на прославление, нам должно быть все равно, ругают нас или хвалят. Мы должны внутренне четко знать, что мы делаем, и быть уверенными в своей правоте для того, чтобы продолжать действовать независимо от внешних обстоятельств.

 

Формы детерменизма

На самом деле, свобода выбора – это самая главная способность, которая отличает человека от животного. Тогда как большая часть людей исповедует ложное представление о предопределенности. Если вы начнете говорить с людьми, то большинство из них начнет говорить: «А что делать? Я вот такой». И по сути дела, человек снимает с себя, таким образом, ответственность за свои собственные поступки и реакции. Существует четыре формы такого ложного детерминизма:

1.       Генетический детерминизм. Это, в конце концов, означает, что во всем виноваты мои бабушка с дедушкой (предки). У моей бабушки был такой ген, а у дедушки такой, и так как один из них пил, а другой курил, то я тоже курю и пью, и т.п. У них были такие-то гены, и поэтому я такой.

2.       Психологический детерминизм. Иначе говоря, во всем виноваты моя мама и мой папа. Они меня плохо воспитывали, они меня в детстве не любили, поэтому я вырос такой.

3.       Астрологический детерминизм. Это означает, что, так как я, например, стрелец или козерог, то поэтому должен реагировать соответствующим образом. Многие люди читают гороскопы по сути дела только для того, чтобы объяснить себе, почему они так себя ведут и не могут вести по-другому. Таким образом, они помещают себя в клетку астрологического детерминизма, и, оставаясь в ней всю свою жизнь, разводят руками и говорят, что ничего поделать не могу, потому что такими их мать родила.

4.       Сваливать все на обстоятельства. В этом случае, когда с нами что-то происходит, мы виним в этом кого-либо или что-либо. Например, такой человек может говорить: «Президент храма плохой, поэтому я веду себя таким образом». В конечном счете, эти люди говорят, что во всем виноват Кришна. Очень часто люди говорят, что Бог сделал меня таким, и поэтому я не могу поступать по-другому. Говоря так, человек во всем обвиняет Кришну.

Таким образом, можно видеть, как две вещи: наша обусловленность, то есть зависимость от обстоятельств, и наша зависть к Кришне, которая есть в нашем сердце, – непосредственно связаны между собой. Тогда как независимый человек, прежде всего, чувствует свою собственную ответственность, и понимает, что сам должен отвечать за свои поступки. Независимый человек считает, что он сам виновен в том, что с ним случается, и единственный, кто за все это должен расплачиваться – это также он сам. В этом заключается разница между человеком, имеющим привычку не зависеть от обстоятельств, и человеком, зависящим от них.

Очень легко можно заметить то или иное умонастроение в себе. Для этого достаточно послушать, как мы объясняем свои поступки. Например, мы можем говорить о своем отношении к какому-то преданному: «Он, конечно, преданный, но все же он раздражает меня». Что это реально означает? Это означает, что виноват этот человек, а не я. «Что я могу поделать? Так уж случилось, что он бесит меня?!… Я такой. Я родился под таким-то знаком, а он под таким-то, и должно быть именно поэтому он так на меня действует. Он выводит меня из себя по этой причине, поэтому я целиком снимаю с себя ответственность».

Или, например, если мы находимся в критической ситуации, то разводим руками и говорим: «Я ничего не могу поделать. Так уж сложились обстоятельства».

Что сказал бы в такой ситуации человек, независящий от обстоятельств? Он бы сказал: «Нужно подумать, что я могу сделать в этой ситуации».

В первом случае, когда один человек выводит другого, человек, независящий от обстоятельств сказал бы: «Я могу контролировать себя; я могу контролировать свои реакции; я могу сам определять то, как я должен реагировать в данном случае».

Также мы часто говорим: «Я вынужден это делать». И когда мы так говорим, то тем самым предполагаем, что есть какая-то внешняя сила, которая заставила меня поступить именно таким образом, а не как-то иначе. На самом деле, если мы начнем разбираться в себе, то поймем, что сами хотели сделать это, то есть мы сами сделать этот выбор, но при этом хотим свалить ответственность на кого-то другого.

Или же еще более распространенный пример: «Я хотел бы это сделать, но у меня нет времени». Таким образом, мы тоже сваливаем все на обстоятельства. Недавно мне один человек сказал: «Я хочу повторять 25 кругов на экадаши, но у меня нет времени». Что это реально значит? Это означает, что на самом деле «я не хочу этого делать, потому что предпочитаю делать что-то другое». У меня есть 24 часа, и если бы я хотел повторить 25 кругов на экадаши, то всегда мог бы найти для этого время, но так как я предпочитаю делать что-то другое, то у меня не оказывается времени. Или многие люди говорят, что у них нет времени повторять 16 кругов, или 5 кругов, или даже один круг.

Это то, как действует человек, зависящий от обстоятельств, потому что он не развил в себе этой привычки.

Как преданные, мы должны понимать, что наше поведение в любых обстоятельствах должно,  прежде всего, основываться на глубинных принципах и ценностях преданного служения. Мы должны усвоить это и тренировать эту способность в любых обстоятельствах. У нас есть свобода воли, изначально дарованная нам Кришной, и разум, с помощью которого мы можем упражняться в этой способности.

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2319 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора