Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Семь привычек ...", лекция 2, ч.2

Сферы влияния людей, зависящих и независимых от обстоятельств

Почему привычка не зависеть от обстоятельств является основой успеха? Потому что эта привычка реально позволяет человеку действовать там, где он действительно может что-то сделать. Человек, зависящий от обстоятельств, как правило, по лени своей сваливает все на обстоятельства и пребывает в умонастроении: «Ничего нельзя поделать. В этом виновато то-то и то-то». Тогда как человек, обладающий этой привычкой, всегда ищет, что он может сделать; он всегда находит в себе то, на что он реально может повлиять. Такой человек никогда не винит свою судьбу. С другой стороны, есть люди, у которых даже если все хорошо, им все равно нужно найти кого-нибудь, кого можно обвинить, чтобы просто оправдать свою леность или свою неудачливость.

Если человек считает: «Просто я неудачник», – то что получается в результате? Человек, который говорит это, делает само сбывающиеся предсказания, и эти предсказания наверняка сбудутся. Он говорит: «Я такой». И естественно он будет таким. Если человек говорит, что я плохой, что я не могу ничего делать, то он таким в результате и будет. Тогда как человек, обладающий этой привычкой, ищет, на что он может повлиять. У человека, развившего эту привычку совсем другое направление деятельности. Стивен Кави объясняет это с помощью схемы:
 
Внутренний круг – это сфера нашего влияния. В этот круг входит все то, на что мы можем оказать влияние. Вне этого круга находится большая сфера, и там находится все то, от чего мы так или иначе зависим, но на что реально повлиять мы не можем.

Человек, имеющий привычку не зависеть от обстоятельств, сосредоточивает всю свою деятельность на внутренней сфере, то есть на сфере своего влияния. Тогда как человек, не обладающий этой привычкой, мысленно пребывает во внешней сфере. Он постоянно рассуждает, что не может это сделать потому-то и потому-то.

Если человек в ходе практики развивает в себе эту привычку, то постепенно сфера его влияния начинает расти, а сфера зависимости начинает сужаться. И, наоборот, у человека, не имеющего этой привычки, сфера его влияния постепенно сужается до тех пор, пока не превратится в точку. А что касается сферы зависимости, то он становится полным рабом обстоятельств и зависимым от всего. И поэтому человек, у которого развита первая привычка, может чего-то добиться, тогда как человек, не развивший в себе этой привычки, не способен ничего добиться; он полностью беспомощен, он несется как пылинка, направляемая потоком жизни, и ничего не может при этом сделать. В этом, в конечном счете, заключается секрет успеха. Мы всегда должны искать в себе, на что мы можем повлиять, чтобы реально изменить определенную ситуацию. Сейчас это может показаться немного абстрактным, чем-то вроде красивой теории, но что при этом нужно делать на практике, может быть непонятно. Но что советует Кави? Он говорит, что мы должны тренироваться, понемногу развивать в себе стремление и способность не зависеть от внешних обстоятельств. И он говорит, что мы можем это делать в любых ситуациях.

У меня перед глазами стоит распространенная ситуация, которая является очень хорошей возможностью потренировать свою способность не зависеть от обстоятельств. Бывает так, что во время раздачи прасада раздатчик начинает раздавать с человека, который сидит рядом с тобой и начинает двигаться в противоположном направлении. Это означает, что тебе придется ждать, пока он не обойдет всех по кругу, и только потом очередь дойдет до тебя. У человека, зависящего от обстоятельств, в данной ситуации будет тенденция раздражаться, злиться на весь мир, и говорить что-то вроде «нужно ходить по часовой стрелке, а не против» и т.п. Или же можно просто сидеть, повторять мантру и думать: «Как здорово, что через 15 минут у меня будет прасад».

Итак, есть очень много ситуаций, в которые мы можем попасть и постараться развить в себе эту привычку. Мы должны очень внимательно наблюдать за своим поведением и анализировать. Живу ли я как животное, на которое надавили, и которое соответственно отвечает? Какова моя реакция? Определяется ли она целиком тем раздражителем, который действует на меня извне, или же я реагирую на основании каких-то глубинных внутренних ценностей?

 

Вопрос из зала: …

Ответ: Да. Он развил в себе, в конечном счете, большую степень внутренней свободы, чем его мучители. Можно сказать, что он стал, в каком-то смысле гуру для своих мучителей. Через какое-то время фашисты стали приходить к нему за советом, потому что они видели, что этот человек полностью независим от обстоятельств, и что они, по сути дела, никак не могут ему повредить.

 

Так действует этот механизм. Мы увидим, что наше влияние на других людей будет расширяться по мере развития нашей способности не зависеть от обстоятельств. И это, в сущности, то, что мы видим на примере наших духовных учителей. Шрила Прабхупада был полностью независим от внешних обстоятельств. Только такой человек мог пройти через то, через что прошел Шрила Прабхупада. В возрасте 70-ти лет он, не имея ни гроша за душой, не имея никаких друзей, а только две коробки с книгами, приехал в Америку, и в течении года бился «как рыба об лед». Любой бы из нас на его месте давно уже не плюнул на эту Америку и вернулся бы обратно во Вриндаван. Более того, он иногда даже приходил в порт и спрашивал, когда идет во Вриндаван следующий пароход, но, тем не менее, не покупал билет. Он был полностью независим от этих обстоятельств. Также в Америке он впервые увидел снег, и т.п., но не прекращал своего преданного служения, потому что руководствовался высшими ценностями. Он не останавливался и в результате добился успеха.

Есть еще одна замечательная история, которую я не встречал нигде, кроме интервью Шри Вишнупада, который он дал Сатсварупе Махараджу, когда тот готовился к написанию «Прабхупада лиламриты». В ней Шри Вишнупад рассказывает замечательную историю. Это было в Бомбее в очень тяжелый период в истории ИСККОН, когда практически произошел раскол. В храмах происходили всевозможные скандалы; движение разрослось, но преданные были незрелыми. В то время произошел очень большой конфликт между домохозяевами и санньяси, когда одни обвиняли других и наоборот. В этот же самый момент Шрила Прабхупада бился за землю, но у него ничего не получалось: их выгоняли, полиция снесла храм. И случилось так, что несколько дней подряд одно за другим приходили известия одно хуже другого, и в какой-то момент пришло совершенно уничтожающее известие, пришел преданный на котором «не было лица», и выложил все Шриле Прабхупаде.

Все вокруг не знали что делать. Шрила Прабхупада совершенно спокойно все это выслушал. Потом он повернулся ничего не сказав, закрыл за собой дверь и зашел в свою комнату. А Шри  Вишнупад стал наблюдать за ним в замочную скважину, так как обстановка была очень накалена, и ему было интересно, как же поведет себя его Гуру Махарадж. И он увидел, что Шрила Прабхупада лег на пол и стал смеяться. Шри Вишнупад говорит, что смех Шрилы Прабхупады был подобен лепесткам роз, которые падали с неба, и этот смех приносил утешение и умиротворение. Это то, каким образом реагирует человек, независящий от обстоятельств. Именно потому, что он не зависит от обстоятельств, он может преодолеть любые обстоятельства и добиться успеха в любой ситуации.

 

Давайте рассмотрим еще один достаточно распространенный пример, на котором мы можем реально потренироваться в этой привычке. Представим, что мы живем в храме и у нас плохой президент, который по нашему мнению во всем виноват. Как реагирует в этой ситуации человек, зависящий от обстоятельств? Он целиком концентрируется на слабостях своего президента, и, таким образом, становится зависим от его слабостей. Такие люди сходятся друг с другом и начинают обсуждать, что этот президент сделал с ними.

В Кошнасе однажды была такая ситуация. Это было что-то наподобие очередной революции. В этот период Кошнас стал походить на растревоженный улей. Люди собирались группками и начинали обсуждать, что президент сделал с тем-то и тем-то преданным. Так продолжалось в течение двух недель.

Интересно, как должен был поступить в подобной ситуации независимый человек для того, чтобы реально повлиять на ситуацию и на человека, которым все недовольны? Такой человек начинает взаимодействовать с хорошими сторонами президента, и тогда этот человек обращается к нему своей хорошей стороной.

Очень интересно, каким образом разрешилась эта ситуация. Все преданные единодушно решили, что этот президент должен уйти, а на его место нужно назначить нового. И никакого другого варианта быть не может. Потом приехал один единственный человек, независящий от обстоятельств, он поговорил с разными людьми и все оставил по-прежнему. И хотя внешне ничего не изменилось, все почувствовали, что все как-то встало на свои места, и люди, которые раньше кричали: «Мы никогда больше не будем с ним работать!», – стали с ним работать. Почему? Потому что этот человек научил их взаимодействовать с хорошей стороной президента храма, а самого президента повернуться к другим своей хорошей стороной. И с этого момента все поменялось. За два или три дня буквально произошло чудо, потому что обстановка полностью переменилась.

Итак, этот человек практически ничего не поменял. Единственное, что он поменял – это атмосферу и отношение к проблеме. И люди, которые раньше считали себя смертельными врагами, и смотреть не могли друг на друга, снова стали работать вместе. Такова сила человека, развившего в себе привычку независимости от внешних обстоятельств.

 

В конце этого раздела Кави советует, по крайней мере, 30 дней попытаться в каждой ситуации действовать в направлении того, что мы можем реально изменить, то есть, сосредоточившись на сфере своего влияния, а не пытаться сваливать все на внешние обстоятельства, и посмотреть, как изменится ваша жизнь.

 

Описание первой привычки в священных писаниях

***

Матра-спаршас ту каутнея шитошна-сукха-духкха-дах

Агампайино `нитьяс тамс титикшасва бхарата

(Б.-г. 2.14)

 

«О, сын Кунти, временное проявление счастья и несчастья и их исчезновение в должный срок подобны приходу и уходу зимы и лета. Они рождаются из чувственного восприятия, о, потомок Бхараты, и человеку нужно научиться выносить их так, чтобы они его не тревожили».

 

Это то, с чего начинает Господь Кришна. На самом деле, если мы рассмотрим коллизию Бхагавад-Гиты, в самом ее начале Кришна говорит Арджуне об этой привычке. Он говорит: «Арджуна, если ты хочешь добиться успеха, то должен развить в себе терпение и не обращать внимания на внешние обстоятельства, внешнее счастье и несчастье, которые зависят от соприкосновения чувств с их объектами». Таково одно из первых наставлений Кришны в Бхагавад-Гите.

Титикшава или терпение является основой первой привычки, поэтому, когда Господь Капила описывает качества садху, то он начинает именно с этого качества, титикшава. Таким образом, терпение, или способность не реагировать на внешние обстоятельства является основой всего благоприятного.

 

***

нараянах пара-сарве на кутахчана бибьяти

сварга-паварга наракеш апиту ньяартха даршанаха

 

Это стих из шестой песни Шримад-Бхагаватам, который очень точно описывает эту привычку. Этот стих произнес Шукадева Госвами, и в нем говорится, нараянах пара-сарве на кутахчана бибьяти, что означает, что человек, полностью посвятивший себя служению Нараяне, лишен страха, в каких бы обстоятельствах он ни находился. Сварга-паварга наракеш апиту ньяартха даршанаха, неважно, где он находится, на райских планетах, достиг ли он освобождения или же попал в ад, такой человек все равно занимается тем же самым. Другими словами, в каких бы обстоятельствах не находился преданный, он все равно продолжает заниматься преданным служением Нараяне.

 

***

Есть еще один хороший стих в конце второй главы Бхагавад-Гиты, который говорит, что такое поведение дает человеку внутреннюю свободу. И зачем это нужно? Такой человек становится по-настоящему свободен.

 

рага-двеша-вимуктайс ту вишаян индрияйш чаран

атма-вашьяйр видхеятма прасадам адхигаччхати

(Б.-г. 2.64)

 

Здесь говорится, что рага-двеша-вимуктайс ту, человек, который освободился как от раги, привязанности к внешним обстоятельствам, и двеши, ненависти к ним; вишаян индрияйш чаран, и обуздал свои чувства, то есть не дает своим чувствам реагировать так, как они хотят реагировать на внешние раздражители; атма-вашьяйр видхеятма, и следует регулирующим принципам свободы, то есть при любых обстоятельствах следует регулирующим принципам преданного служения; прасадам адхигаччхати, обретает милость Господа.

 

***

Следующий стих в целом характеризует качество преданного служения.

 

са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже

ахаитуки апратихата йайатма супрасидати

(ШБ 1.2.6)

 

Здесь говорится, что полное удовлетворение человеку может принести только такая деятельность в преданном служении, которая является ахаитуки, не имеющей никаких мотивов, и апратихата, никак не зависящая от внешних обстоятельств, то есть не прерываемая ими. Только в этом случае человек йайатма супрасидати, может испытать полное удовлетворение.

 

***

Есть еще один стих, который, возможно, еще более точно описывает эту привычку. Этот стих проводит грань между человеком, зависящим от обстоятельств и сваливающим все на них, и преданного, независящего от обстоятельств. Это знаменитый стих из десятой песни Шримад-Бхагаватам, который произнес Брахма.

 

тактену кампам сусамикша-манам бунджана эватма критам випакам

хритва квапубьяр видадам намасте дживе те йомух типаде садхая бхак

(ШБ 10.14.34)

 

тактену кампам сусамикша-манам – здесь говорится, что преданный, чтобы с ним не происходило, принимает как милость Господа; бунджана эватма хритам випакам – такой преданный говорит, что все плохое, что со мной происходит, является последствием моих греховных поступков, и Кришна дает лишь небольшую часть того, что я на самом деле заслужил; хритва квапубьяр видадам намасте – и при этом, независимо от того, что с ним происходит, он продолжает служить Кришне своими телом, речью и умом; дживе те йомух типаде садхая бхак – человек, который поступает таким образом, заслуживает право на освобождение.

 

Еще раз я хочу повторить, что две вещи, мукти или освобождение (свобода), и независимость от обстоятельств, неразрывно связаны друг с другом. И у нас, как у преданных есть реальная возможность развить в себе это. Мы должны понять, что это нам нужно и тренировать в себе это качество независимости от обстоятельств.

 

Ответы на вопросы:

В: …

О: До определенной степени. Я сказал, что эта привычка на самом деле уровень чистого преданного, уровень ананда-майи. До тех пор, пока мы не находимся на этом уровне ананда-майи, мы будем до определенной степени зависеть от каких-то низших обстоятельств, и соответственно находиться на более низшем уровне.

 

В: …

О: Последнее описание как раз и показывает зависимость от Господа. Когда человек не зависит от внешних обстоятельств, а говорит: «Все то, что со мной случается – это милость Господа», – это как раз и есть признак этапа полной зависимости от Господа. Есть два варианта: либо мы зависим от внешних обстоятельств и виним во всем обстоятельства, либо мы зависим от Господа. Альтернативы никакой нет.

На самом деле, единственный способ реально не зависеть от внешних обстоятельств – это полностью положиться на Господа. Если просмотреть известную серию стихов второй главы Бхагавад-Гиты, то можно увидеть, что именно это объясняет Кришна. Кришна призывает Арджуну не зависеть от внешних обстоятельств, и постепенно подводит его к тому, чтобы тот научился постоянно зависеть от Господа.

 

В: …

О: Это то, о чем я говорю. Мы должны практиковаться, практиковаться и еще раз практиковаться. У нас есть разум, и мы должны видеть. Вся наша практика именно на это направлена. Каждое утро, когда мы кланяемся перед преданными и говорим: «Я приношу почтение всем вайшнавам, преданным слугам Господа, которые подобны деревьям желаний …», – нужно делать это не потому, что просто именно сейчас нужно поклониться. Мы должны осознанно выражать почтение всем вайшнавам, и понимать, что целиком зависим от преданных в своем преданном служении. Человек существо социальное. Если мы лишимся общества преданных, и будем общаться только с кармическими людьми, то долго ли мы просуществуем как преданные?

Бывает, что те, кто тесно живет и общается с преданными, принимает это как должное, и забывает, до какой степени сложно жить без преданных, жить среди людей, которые культивируют совсем иные ценности. Люди, живущие материальными ценностями, вольно или невольно вселяют в нас эти чуждые ценности. Таким образом, мы должны понимать, что мы зависим от каждого преданного. Как говорит Бхактивинода Тхакур в одной из песен: «О, Вайшнава Тхакур, Кришна принадлежит тебе. Поэтому ты можешь дать его мне». И если мы будем в каждом преданном видеть того человека, который может дать мне Кришну, то сможем хорошо к нему относиться. Мы должны именно осознанно видеть в нем человека, который может дать мне Кришну. И это на самом деле так, потому что кто еще в наших трудных обстоятельствах придет к нам на помощь? Только преданный. Кто может дать нам хороший совет? Только преданный. Преданный может сказать: «Прабху, ты находишься в майе». Никто другой не скажет, что ты находишься в майе. Наоборот, другие порадуются, что ты попал в майю и стал одним из  них: «Наконец-то ты стал нормальным».

Таким образом, если мы поймем свою зависимость от преданных, то тогда сможем по достоинству оценить то, кем на самом деле они являются, и тренироваться в своей жизни. Ни в коем случае нельзя смотреть на преданных как на что-то само собой разумеющееся. Общество преданных – это очень редкая и хрупкая вещь.

 

В: …

О: В конечном счете, все эти книги, и эта в том числе, преследуют материальные цели; они дают человеку возможность лучше наслаждаться в материальном мире. И мы понимаем, что, в сущности, тот совет, который он дает, в одинаковой степени приложим для всех людей. Даже если человек просто хочет лучше наслаждаться в материальном мире, то он тоже должен стараться развивать в себе способность не зависеть от обстоятельств, потому что иначе он будет рабом этих обстоятельств. На самом деле, у каждого человека есть свобода выбора реакции. Важна не столько боль, которую нам причиняют, сколько наша реакция на эту боль. Два разных человека могут совершенно по-разному реагировать на одно и тоже событие. Если человек не зависит от обстоятельств, то он будет совершенно невозмутим, и эта боль будет ему ни почем. Тогда как другой человек просто сойдет с ума от этой боли. Это то, каким образом обычно поступают люди, и преданные в том числе. Они начинают сходить с ума из-за каких-то пустяшных внешних обстоятельств. Они не усвоили в себе этой привычки и не руководствуются ей. Развитие этой привычки является необходимым условием для счастливой жизни каждого человека.

Стивен Кави смог определить достаточно глубокие привычки, которые присущи чистым преданным. Тем и хороша его книга. Он рассказывает одну очень интересную историю. Однажды он давал лекцию, посвященную этому. Он объяснял людям, что их боль в действительности определяется не обстоятельствами, а реакцией на них. И он сказал, что в середине его речи одна женщина вскочила, замахала руками, что-то стала говорить, потом села, и просидела до конца лекции в каком-то странном волнении. В перерыве он подошел к ней и спросил, что с ней произошло. Она стала ему объяснять: «Я работаю медсестрой, и ухаживаю за самым неблагодарным человеком на свете. Этот человек причиняет мне невероятные страдания. И, похоже, что ему доставляет удовольствие мучить меня. Он совершенно неблагодарный. Он постоянно выливает на меня свою боль, и никогда не скажет даже спасибо за все мои огромные усилия. Все это было причиной моих внутренних мук, и я в свою очередь выливала это на своих родственников. И тут выходите на сцену вы и говорите, что на самом деле ты не зависишь от всего этого. Ты не мучаешься. Просто ты сама согласилась страдать, дав право на то, чтобы тебя мучили. Я стала думать, заглянула внутрь себя, и в какой-то момент вдруг поняла, что действительно, я сама дала этому человеку право причинять мне боль. Не он причиняет мне боль, а я дала ему это право». И в тот момент, когда она это поняла, у нее произошла смена парадигмы, и она стала махать руками, кричать и т.д.

Другими словами, каждый человек должен обнаружить в себе эту свободу воли, которая есть у нас в силу того, что нам дан высший развитый разум, свободу не быть рабом внешних обстоятельств, а быть свободным от них.

 

В: …

О: Да конечно. Отречение подразумевает, что человек отрекается и от удовольствий этого мира. Почему, на самом деле, человек зависит от обстоятельств? Потому что он пришел сюда, чтобы зависеть от них. Другими словами, он пришел в это мир, чтобы наслаждаться внешними материальными вещами, но наслаждение ими в свою очередь причиняет ему страдания. Поэтому метод преданного служения подразумевает отречение. Это, безусловно, очень близкие понятия.

 

В: …

О: Если человек постоянно говорит о себе плохо, то главное не то, что он говорит плохо, а главное то, что он постоянно говорит о себе. Это означает, что он полностью сосредоточен на себе. И такая постоянная критика в свой адрес – это одна их форм самолюбования, но со знаком минус. Обычный человек постоянно хвалит себя, а преданный, чтобы обратить на себя внимание, начинает плохо говорить о себе. Но нужно понять, что в этом нет никакого толка.

Мы не можем имитировать поведение великих преданных. Величайшие преданные, как, например, Кришнадас Ковирадж Госвами, говорил в Чайтанья-Чаритамрите, что тот, кто произнесет его имя попадет в ад, и что он хуже, чем червь в навозе. Но он не говорит об этом на каждой странице Чайтанья-Чаритамриты. Он не начинает Чайтанья-Чаритамриту со слов: «Вы знаете, какой я плохой! Я хуже червя в навозе». И на следующей странице он не описывает, как он ползает в этом навозе. Но люди иногда начинают копаться в своих недостатках, и пишут об этом целые автобиографии. Но кому нужна эта грязь? В этом нет никакой ценности.

Кришнадас Ковирадж Госвами один лишь раз написал такие слова, когда у него было определенное настроение, но при этом все остальное время он описывает Господа Чайтанью таким образом, что фигура самого Кришнадаса Ковираджа Госвами никак не заслоняет Господа от читателей. Мы практически никогда его не видим. Он ни в коем случае не вмешивается в наши отношения с Богом.

Таков истинный преданный. Истинный преданный ни в коем случае не должен ударяться в эту крайность и постоянно говорить плохо о себе. У искреннего преданного действительно есть ощущение того, что он плох. Так проявляется искреннее смирение преданного. Но это не означает, что он на каждом углу говорит об этом.

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2486 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора