Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Семь привычек ...", лекция 3, ч.1

Бхакти Вигьяна Госвами

Семинар: "Семь привычек людей, способных во всем добиваться успеха".

Лекция 3
Обзор прошлой лекции

На прошлом занятии мы рассмотрели первую привычку, которая заключается в том, что человек должен понять, что он до определенной степени является хозяином своей судьбы; он обладает способностью не зависеть от обстоятельств, и поэтому может не попадать под влияние внешних условий, как это обычно происходит с большинством людей.

Еще один важный момент, о котором мы говорили – смена парадигмы. Что это реально значит для нас как преданных?

Если быть внимательным, то можно заметить, что человек является, в каком-то смысле, продуктом внешних обстоятельств, хотя многие этого не понимают. Другими словами, человек является, как бы, отражением чужого мнения о себе, или же обстоятельств, в которые он попадает, и которые, в свою очередь, накладывают на него свой отпечаток, и таким образом отражаются в нем. Наше сознание наделено отражающей способностью, и когда сознание индивидуальной души помещается в определенные обстоятельства, то оно начинает отражать на себе эти обстоятельства, и мы начинаем думать, что мы и есть то, что нам навязано извне.

По сути дела, обусловленное живое существо живет в этом мире, не понимая своей истинной природы. Оно живет в окружении определенных обстоятельств и привыкает отождествлять себя с этими обстоятельствами. Иначе говоря, обстоятельства навязывают нам наше представление о себе. Обстоятельства диктуют нам кто мы. Если мы родились в России, то думаем, что мы русские, и поэтому должны быть православными и т.д. На санскрите это называется – упадхи, или ложные отождествления, которые навязаны нам извне. И преданное служение начинается с того момента, когда мы освобождаемся ото всех упадх.

Понятие смены парадигмы, по сути дела, является, по крайней мере для нас, освобождением от внешних отождествлений. Сарвападхи винир муктам тат паратвина нирмалам. Преданное служение начинается с того, что человек перестает отождествлять себя с обстоятельствами и с тем, что они ему навязывают.

Легче всего понять что такое упадхи, если сходить на кладбище. На кладбище эти упадхи запечатлены на камне. На этих памятниках можно увидеть то, с чем отождествляли себя люди при жизни. Люди живут ради определенной цели, и эта цель потом запечатлевается на их надгробном памятнике. Люди вкладывают очень большой смысл в эти упадхи, внешние ценности. Они живут всем этим. Можно видеть как они, или их родственники, дорожат этим, когда пишут это на надгробных камнях.

Однажды я видел, что на одном из таких памятников лежала штанга, и сразу становится ясно, что «под этой штангой» лежит штангист. Человек считал, что он штангист. Но больше всего меня поразила одна надпись, и то, как привязанность к каким-то внешним отождествлениям доходит до смешного. Надпись была такой: «Здесь лежит персональный пенсионер».

Человеку нужно кем-то себя считать, и поэтому он готов отождествлять себя со всем, что угодно. Он отождествляет себя с какими-то ролями, которые он играет. Так проживает жизнь обычный человек.

Но на самом деле, чтобы прожить жизнь по-настоящему, человек должен отождествить себя со своей истинной сущностью, и только в этом случае его жизнь будет иметь какой-то смысл. Все мы в свое время уже пережили смену парадигмы. Мы избавились от этих ложных отождествлений. Мы пришли в ИСККОН потому, что хотели найти свое истинное «я». И все, что мы делаем здесь, направлено на то, чтобы обнаружить свое истинное «я» и жить в соответствии с этим истинным «я». И в прошлый раз мы говорили, что вся коллизия Бхагавад-Гиты построена на смене парадигмы. Вначале Арджуна говорил исходя из каких-то материальных отождествлений. Он говорил, что он брат Кауравов, что ученик того-то и т.д., то есть перечислял все свои роли. Кришна же сказал ему: «Забудь обо всем этом. Выброси все это». Последний стих Бхагавад-Гиты как раз и является призывом Кришны к тому, чтобы человек оставил свои упадхи. Сарвадхарман паритьяджа, отбрось все эти ложные дхармы, которые ассоциируются у тебя с этим внешним миром. Отбрось все это и попытайся обнаружить свою истинную сущность. Пойми свою истинную сущность, которая заключается в том, что ты должен предаться Мне.

Есть другая история из Рамаяны, которая хорошо иллюстрирует это. В свое время Хануману различные полубоги дали очень много благословений. Они наделили его различными способностями, которыми он стал злоупотреблять. И тогда один мудрец проклял его. Он сказал: «Ты забудешь отныне все свои способности». Хануман упал к нему в ноги и стал раскаиваться. Тогда мудрец произнес: «Ты вспомнишь об этих способностях, когда кто-то напомнит тебе о них и скажет, что ты можешь это делать».

В подобном положении находимся и мы. Находясь в этом материальном теле, мы забыли о своих истинных способностях, о способностях души. Мы подобны Хануману, которого прокляли, и который забыл о своих способностях. И также как и ему, нам нужен кто-то извне, кто напомнил бы нам, что мы духовны по своей природе и обладаем всеми способностями духа, гораздо превосходящими материальные способности. И действительно вспомнив это, мы сможем реально реализовать эти возможности. Это то, что должно произойти с нами в процессе преданного служения. Мы должны вспомнить свои истинные способности, свое истинное «я», и помня это, заниматься преданным служением как нужно.

 

Вторая привычка
«Начинайте с конца в уме»

 

Чтобы понять смысл этой привычки можно представить такую сцену. Представьте, что вы идете на похороны какого-то близкого друга, заходите в церковь, слышите музыку, видите горюющих людей, подходите к гробу и видите … что в гробу лежите вы сами. И тогда вы понимаете, что пришли на свои собственные похороны.

Теперь вы можете сесть на стул и послушать, что о вас будут говорить. В этот момент попытайтесь представить, что бы вы хотели услышать. На похоронах обычно говорят, что это был за человек и какую роль он играл.

«Начинайте с конца» означает – попробуйте довести свою жизнь до конца и понять, чего вы действительно хотите добиться, что бы вы хотели услышать о себе на собственных похоронах.

Связь первых трех привычек

Первая привычка объясняет человеку, что он является своим собственным программистом и может вести жизнь так, как захочет, то есть в соответствии со своими ценностями. А вторая привычка говорит, что человек должен сам определить ценности, в соответствии с которыми он будет жить. Вторая привычка – это привычка вырабатывать свои ценности, привычка понимать чего я хочу добиться, ясно представлять конечную цель. Третья же привычка, о которой мы будем говорить в следующий раз – это привычка строить свою жизнь вокруг этих ценностей.

Вторая привычка заключается в том, что человек разрабатывает систему ценностей, в соответствии с которыми он живет. И нам в принципе не нужно сильно стараться, чтобы разрабатывать систему ценностей, так как присоединившись к ИСККОН мы получаем эту систему ценностей. Но для нас смысл этой второй привычки состоит в том, чтобы действительно жить в соответствии с этой системой; чтобы эта система ценностей, которую мы получили из книг Шрилы Прабхупады или от нашего духовного учителя, стала действительно нашей. Другими словами, это привычка личного лидерства. Вторая привычка – это привычка определять  направление собственной жизни. Человек должен знать и понимать, куда он идет. Но очень часто в повседневной суете люди забывают об этом. Более того, обычные люди, которые живут кармической жизнью, сами хотят забыть, куда они идут, потому что, по большому счету, они не знают – куда идут. Как правило, у них толком нет никакой цели и никакого смысла. И нам, чтобы не сбиться с пути, постоянно понимая, куда мы идем, нужно четко видеть это направление. Это направление должно быть нашей путеводной звездой.

Если перефразировать все это и сказать по другому, то первая привычка говорит вам, что вы творец, и что у вас есть эта способность творить, в частности, творить свою собственную  жизнь. Вторая привычка – это привычка делать что-то вроде первичного творения. Из Шримад-Бхагаватам мы знаем о двух видах творения, о сарге и висарге. Сарга – это первичное творение, которое делает Кришна, а висарга – вторичное творение, которое осуществляет Брахма. Сарга – это когда Кришна творит образец вселенной в уме, а висарга – когда Брахма осуществляет этот творческий акт непосредственно. Таким образом, Кришна является первичным творцом, а Брахма – вторичным.

И если посмотреть, то каждая вещь, которая творится в этом мире, творится дважды. Сначала они возникает в уме, а потом воплощается в реальности. Точно так же, первая привычка говорит вам, что вы творец, а вторая, что вы должны создать первичное творение, то есть должны представить в уме, чего вы хотите.

Известно, что хороший проект иногда занимает больше времени, чем его реальное осуществление. Хороший проект – это проект, в котором каждый винтик имеет свое место. И когда строители начнут строить по такому проекту, то они точно будут знать до каждой мелочи, где и что необходимо сделать. И наоборот, плохие строители приходят и начинают «что-то?» строить. Тогда как нормальные строители для того, чтобы строение получилось хорошим, сначала очень детально создают проект. И чем более детально мы это сделаем, то есть чем более детально представим это в своем уме, тем легче нам будет это построить.

Таким образом, вторая привычка говорит человеку, что сначала он должен очень четко, в деталях, в собственном уме представить, чего он хочет добиться, и только потом начинать что-то делать. Но сейчас люди очень страстны и поэтому говорят: «Что думать? Нужно что-то делать!» И такие люди начинают «что-то» делать. Затем им приходится это переделывать один раз, другой, третий, и, в конце концов, у них может так ничего и не получиться. Но вторая привычка человека, который добивается успеха, гласит о том, что сначала нужно четко поставить себе цель. А третья привычка – это уже непосредственное осуществление этого, то есть когда человек строит свою деятельность вокруг своих ценностей и стремится к достижению этих ценностей.

Таким образом, рассматривая эти привычки, можно заметить два понятия: лидерство и менеджмент. Вторая привычка – это привычка личного лидерства, а третья – привычка личного менеджмента, когда человек уже руководит своей жизнью в соответствии со своими ценностями.

Постепенно развивая в себе эти три привычки, человек реально становится независимым от обстоятельств, то есть развивает способность к первой привычке. Первые три привычки, о которых мы вкратце поговорили, неразрывно связаны друг с другом; одна не мыслима без другой. Если мы четко не поставим перед собой цель, к которой идем, то никогда не сможем быть по-настоящему независимыми от обстоятельств. Способность не зависеть от обстоятельств реально приходит к человеку только тогда, когда он четко знает, чего хочет. Если же мы не знаем, чего хотим, то нам всегда придется быть рабами обстоятельств.

Вторая привычка – это привычка вырабатывать свою миссию и сохранять видение этой миссии. Если у меня есть миссия, то никакие обстоятельства не смогут сбить меня с пути. Другими словами, человек должен понимать свою собственную миссию, то есть понимать, ради чего он живет. Каждый человек должен знать, чего он хочет. Это то, о чем мы поговорим сегодня.

 

Приложение второй привычки к жизни преданных

Иногда люди устремляются куда-то и могут достаточно успешно продвигаться к своей цели и, поднимаясь со ступеньки на ступеньку по лестнице успеха, достигают желаемого результата. Но, достигнув своего, они вдруг понимают, что их лестница была прислонена не к той стенке, и поэтому они забрались не туда, куда надо. Например, многие люди стремятся к богатству, и, в конце концов, когда они получают его, то хватаются за голову и говорят: «На самом-то деле богатство мне не нужно».

Другими словами, прежде чем начать действовать, человек должен определить, чего он хочет, каковы его ценности, в соответствии с чем он живет. Вторая привычка говорит о том, что человек должен написать что-то вроде сценария своей собственной жизни. До тех пор, пока он сам этого не сделает, он будет проживать чужой сценарий, то есть сценарий, который написали ему обстоятельства. Обстоятельства поставили его в определенные условия, дали ему определенное образование, определенное воспитание и т.д. И такой человек будет жить как робот в соответствии с этими навязанными ему вещами, условиями, способностями и всем остальным. Такой человек не будет понимать, зачем он живет, почему он живет и как он живет.

Сейчас имеет место горячая тема о том, что в тоталитарных сектах людей кодируют. И если «называть вещи своими именами», то вторая привычка заключается в том, что каждый человек обладает способностью закодировать себя. Когда люди говорят, что людей кодируют в тоталитарных сектах, то они не понимают, что, в сущности все уже закодированы, потому что будучи уже запрограммированным, каждый человек в этом мире проживает какую-то программу. Человек рождается с определенной программой, и, как правило, просто слепо на веру принимает эту программу. Например, если человек родился в мусульманской стране, то он, соответственно, живет по программе мусульманина; если он родился в православной стране, то он должен жить по православной программе и т.д. Другими словами, обычный человек не оценивает ценности сам, тогда как первая привычка говорит человеку, что он может написать программу сам для себя. Вторая привычка учит человека реально писать эту программу, то есть делать жизнь осмысленной. Она говорит – ты должен поставить свои цели и стремиться к достижению этих целей. И поэтому Кави называет эту привычку «начинайте с конца».

Очень важно постоянно держать конечную цель перед собой и ясно видеть ее. Поэтому Шрила Прабхупада установил правило проводить каждый день в наших храмах лекцию по Шримад-Бхагаватам. И по сути дела Шрила Прабхупада следовал, таким образом, этому завету «начинать с конца». Каждый день преданных, которые серьезно стремятся к духовной жизни, должен «начинаться с конца». Каждая лекция по Шримад-Бхагаватам, которая проходит в храмах, говорит о том, чего мы хотим достичь в конечном счете. Она говорит: «Подумай о том, что ты все равно умрешь. Тебе нужно достичь чего-то. Ты должен стать чистым преданным. В конце тебе нужно будет выдержать испытание смерти и вернуться к Кришне». Итак, лекция по Шримад-Бхагаватам – это самый лучший способ правильно написать свою программу. Каждый человек должен очень четко понимать, что он делает, и двигаться по жизни исходя из конечной цели. И мы видим, что это реально происходит, под влиянием книг Шрилы Прабхупады человек может переписать свою программу и исправиться.

Сейчас я приведу пример, который иллюстрирует, что если человек поставит перед собой высшую цель, то сможет ее достичь. Это одно из писем, которое пришло на «Книгу почтой». Оно показывает, как книги Шрилы Прабхупады меняют человека.

Пишет Дорофеев В.Б. «В середине декабря прошлого года одному из моих сокамерников родители передали книги «Учение Господа Чайтаньи», «Источник вечного наслаждения», «Наука самоосознания» и «Бхагавад-Гита как она есть». Многие из сокамерников прочли эти книги, но понять никто не понял, хотя споров и дискуссий было много. Я тоже прочел все вышеперечисленные книги и во второй раз читаю «Бхагавад-Гиту», – и здесь начинается самое интересное; после того, как он прочитал и понял, что может делать то, что написано в этих книгах, он начал переписывать свою собственную программу, – с нового 1993 года я бросил курить, пить чай, употреблять наркотические вещества, не ем мяса, и, кроме того, стараюсь не сквернословить. Здесь в камере я многим пытался объяснить, что человеческая форма жизни дана нам как высшее благо, что мы не есть это материальное тело, которое рождается, болеет, стареет и умирает, а есть душа – неотъемлемая частица Бога, и что именно душа движет телом. Любить надо Бога, чтобы вернуться домой обратно к Господу. Тогда душа обретет вечное духовное тело, исполненное блаженства и знания».

Этот человек следует принципу – «начинать с конца». Он четко понимает свою цель и говорит о ней с большой уверенностью. Он хочет вернуться обратно к Богу, в тот мир, где получит духовное тело, исполненное вечности, блаженства и знания. Далее он продолжает: «Когда я освобожусь, то я обязательно найду духовного учителя. Еще у меня появилась мечта – я хочу построить храм».

У этого человека есть все, что необходимо для успеха. Он точно понял, как должен жить, и строит свою жизнь в соответствии с этим. И более того, он поставил перед собой цель, миссию – он хочет найти духовного учителя и построить храм для его удовлетворения.

С этого человека нам всем надо брать пример. Мы не должны в ежедневной суете забывать о том, что нам всем была дана эта миссия, и для того, чтобы помнить о ней, каждый свой день нужно «начинать с конца». Далее мы поговорим о том, как это должно выглядеть на практике, и к каким результатам это приведет.

 

Процесс выработки миссии
Наши роли в жизни; порядок выработки миссии

Давайте вернемся к примеру с собственными похоронами, и представим, что там будут выступать разные люди, например, наш сосед по комнате, президент храма, наш духовный учитель.

В этом мире все мы играем разные роли, и, чтобы понять свою миссию, сначала мы должны разобраться, какие же роли мы играем.

Допустим, у нас есть роль ученика своего духовного учителя – это главная роль; роль брахмачари, роль мужа, отца, редактора, преданного санкиртаны и т.д. Итак, нужно четко определить все функции, которые мы выполняем в своей жизни, и посмотреть, чего я, собственно, хочу добиться в каждой из этих ролей, другими словами, что я хочу услышать о себе в том или ином качестве. Такой анализ нужен для того, чтобы мы не оказаться в жалкой ситуации, как это произошло в истории про Бхактисиддханту Сарасвати и одного повара.

В гаудия-матхе был один повар, который вечно со всеми ругался. Не было такого человека, с которым бы он не поссорился. Он постоянно вступал в какие-то конфликты, и всем от него просто не было покоя. В конце концов, он умер, и брахмачари собрались вместе после его похорон и стали обсуждать что и с кем он сделал. И вдруг, в разгар их беседы открылась дверь, и вышел Бхактисиддханта Сарасвати. Он оглядел всех суровым взглядом и сказал: «Он замечательно гладил свое дхоти», – вышел и закрыл дверь.

В этой ситуации Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, как человек, развивший в себе в полной мере первую привычку независимости от внешних обстоятельств, видел во всем, и в том числе в этом поваре,  только самое хорошее. Но для нас желательно не оказаться в роли этого повара в том смысле, чтобы единственное, что хорошего о нас мог сказать наш духовный учитель на наших похоронах, что мы, например, хорошо завязывали свою шикху, или что-то в этом роде.

Итак, рассмотрев все свои роли, человек должен очень хорошо подумать над своей миссией и четко определить ее. Миссия каждого человека должна состоять из двух элементов, из:

1.       цели (чего я хочу достичь), и

2.       ценностей, на основании которых я собираюсь достичь желаемой цели;

Эти два элемента должны присутствовать в любой миссии.

Затем, когда человек определил свою миссию, он должен пропустить ее через каждую из своих ролей.

Итак:

1.       сначала нужно понять свои ценности,

2.       потом определить миссию – чего я хочу достичь,

3.       затем пропустить ее через свои роли, поставив в каждой из этих ролей долгосрочные цели, то есть то, чего я хочу достичь, в конце концов,  в соответствии с этой миссией,

4.       и после, на основании этих долгосрочных целей выработать краткосрочные цели.

Примерно так выглядит механизм выработки миссии.

 
Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2651 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора