Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Семь привычек ...", лекция 3, ч.2
Жизнь в соответствии с миссией – залог успеха

И если человек сделает это, то он обретет внутреннюю гармонию. Но что происходит с нами сейчас? Придя в ИСККОН, мы получили определенную систему очень высоких ценностей, но если мы не впитали эти ценности в свою плоть и кровь, то живем жизнью лицемера. И пока мы будем вести жизнь лицемера, мы не будем по-настоящему счастливы. До тех пор пока мы реально не будем соответствовать высоким идеалам, которые нам дали, мы не сможем быть по-настоящему счастливыми, а до тех пор, пока мы не будем счастливы, наша жизнь не будет наполнена смыслом, и мы не достигнем успеха. Поэтому для того, чтобы человек был счастлив и жил полноценной жизнью очень важно ощущение личной миссии. Если человек действительно впитает в плоть и кровь все свои цели, и будет жить в соответствии со своими ценностями, то он станет по-настоящему счастливым. Это напоминание очень важно для нас, потому что часто люди принимают инициацию и говорят: «Я ученик своего учителя». Но если спросить, чему они научились у своего духовного учителя, в чем смысл того, что они говорят: «Я его ученик», – то можно заметить, что для многих смысл заключается в том, чтобы просто получить новое имя и вместо одного ряда бус носить три. Но на самом деле, чтобы реально быть учеником, мы должны учиться у своего учителя, перенимать его опыт.

Или, например, человек может говорить: «Я преданный Кришны». Но нужно спросить, действительно ли я предан Кришне? Действительно ли я делаю то, что говорит мне Кришна?

Однажды, во время живого эфира на радио позвонила старая женщина и спросила: «Вы все время говорите преданный-преданный, а могу ли я называть себя преданной?» Для нее это было очень важным вопросом. Она рассказала, что читает мантру, собирается бросить есть мясо и яйца и т.д.

И все мы также должны как можно чаще спрашивать у себя: «А правда ли я преданный? Действительно ли я живу в соответствии с теми ценностями, по которым должен жить? Действительно ли я учусь чему-то у своего духовного учителя?» Нужно помнить об этих ценностях, сверяться и жить в соответствии с ними, и тогда мы будем внутренне гармоничны, целостны и честны перед самим собой. Эта честность (перед самим собой) сделает нас счастливыми. В противном случае мы будем жить лицемерно.

Давайте посмотрим, что происходит с человеком, который не принимает глубоко ценности, описанные в книгах Шрилы Прабхупады, и не живет в соответствии с ними? Человек, формально присоединяясь к ИСККОН, получает высокую цель – стать чистым преданным, но сам, в действительности, хочет стать не чистым преданным, а скажем лидером санкиртаны, или президентом храма, или еще каким-нибудь начальником, чтобы распоряжаться средствами, убежать от служения, найти жену и т.д. Итак, мы имеем высокую цель формально, но человек должен спрашивать себя: «Живу ли я в соответствии с этой высокой целью? Действительно ли моя жизнь строится в соответствии с этой высшей целью? Не поставил ли я где-то посередине другие цели, и не стремлюсь ли к этим обходным целям вместо той, самой высокой цели, которая у меня есть?» И для этого нам нужна миссия. Без миссии это не возможно.

 

Мы можем видеть реальный пример того, как человек получил миссию от своего духовного учителя и посвятил всю свою жизнь выполнению этой миссии. Это пример Шрилы Прабхупады. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур при первой же встрече сказал ему распространять Сознание Кришны в англоязычных странах, и эта первая фраза стала миссией всей его жизни, а вся остальная жизнь строилась вокруг нее.

Именно потому, что Шрила Прабхупада получил миссию от своего духовного учителя и следует ей, он во всем добивается успеха. Никто и ничто не может своротить его с пути потому, что он принял эту миссию, и кроме нее у него в сердце не осталось ничего. Он видит свою цель, и каждый его поступок направлен на то, чтобы достичь этой цели. Таков единственный способ, с помощью которого мы действительно можем добиться в чем-то успеха.

Так должен действовать каждый преданный. В противном случае мы будем лицемерами, потому что, получив ценности нужно жить в соответствии с ними.

Пример действия в соответствии с ценностями

Когда человек обретает миссию, то это делает его способным «своротить горы», это наделяет его огромными возможностями, о которых человек даже не подозревает. Сейчас мы рассмотрим пример того, как это проявляется в случае с коммерческой организацией.

Кави говорит, что любая организация, добивающаяся успеха, имеет очень четко сформулированную миссию, и все члены этой организации разделяют ее. Он описывает в этой связи компанию “IBM”, производящую компьютеры. Миссией (девизом) этой компании является: «Самоуважение, совершенство и служение». Таковы три цели, которые формируют ценности “IBM”. Каждый человек, который работает в “IBM”, стоит на своем месте для того, чтобы достичь самоуважения, совершенства и служения. Не правда ли, достаточно хорошие цели?!

Далее Кави говорит, каким образом это работает на практике. Он приводит очень интересный пример. Однажды он давал семинар для высокопоставленных работников “IBM” в Нью-Йорке, и на этот семинар слетелись люди с разных концов Соединенных Штатов. И вдруг один из участников этого семинара неожиданно заболел. Тогда его отвезли в самую лучшую клинику, в которой был специалист конкретно по этой болезни, и позвонили его жене в Калифорнию. Жена, конечно же, взволновалась, потому что это была серьезная хроническая болезнь, и человек, который с ней говорил, хотя она не сказала этого напрямую, понял, что ей хотелось бы, чтобы ее мужа отвезли в Калифорнию, потому что там есть врач-специалист, который следит за ним и хорошо знает его ситуацию. Тогда они решили, что нужно отправить его в Калифорнию. Но отправлять его из больницы в аэропорт, затем ждать самолет и т.д., по их мнению, было слишком долго (около 3-4 часов на машине). Поэтому “IBM” за свой счет наняло вертолет. Они посадили его на этот вертолет и довезли до аэропорта в Нью-Йорке. Затем пересадили его на самолет, который специально наняли для этого человека за счет компании, и отправили в Калифорнию, где его благополучно встретила счастливая жена.

Не плохо быть сотрудником такой компании?! У них есть определенные ценности, и они действуют на основании этих ценностей и ничто не может им в этом помешать. Такой силой наделяет человека миссия.

Кави говорит, что если человек усваивает миссию, то вся организация в целом становится очень сильной.

Любая организация для того, чтобы добиться успеха должна сформулировать миссию. Когда Шрила Прабхупада организовывал ИСККОН, он также сформулировал миссию. И будучи в этой организации мы должны как минимум знать, какие цели ставит перед собой эта организация, чтобы понимать что мы делаем.

Миссия объединяет

Что дает миссия? Миссия – это объединяющий фактор, она дает людям возможность объединяться. До тех пор, пока мы не будем иметь общую цель и разделять ее, каждый из нас будем оставаться обособленным от других, будет тянуть в свою сторону, и в результате получится как в знаменитой басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Каждый будет тянуть в свою сторону потому, что не знает, куда мы идем и чего хотим добиться. В этом случае мы будем просто топтаться на месте. Чтобы этого не происходило, каждая организация должна определить свои ценности и миссию, а все ее члены очень хорошо знать эту миссию, понимать ее и стремились к ее достижению. Только тогда они смогут ее достичь.

Именно поэтому так важно, чтобы каждый приходил на лекцию по Шримад-Бхагаватам. Лекция по Шримад-Бхагаватам вырабатывает у людей единство целей и единство миссии. Если человек систематически пропускает лекции по Бхагаватам, не ходит на утренние программы, то можно увидеть, что у него появляются отдельные интересы, он становится, как говорит Господь Капиладев в третьей песни Шримад-Бхагаватам, сепаратистом. Такому человеку становится крайне трудно жить в обществе преданных, потому что он не чувствует, что разделяет ценности всех остальных. Очень важно, чтобы все мы жили едиными ценностями. Поэтому так важно посещать лекции по Шримад-Бхагаватам. Шрила Прабхупада говорил, что самой важной частью утренней программы является лекция по Шримад-Бхагаватам. Что бы ни случилось, мы должны каждый день ее посещать, и тогда у нас постепенно выработается единое видение, единство целей, и мы станем очень сильными как организация.

Если в организации есть определенная миссия и члены организации разделяют ее ценности, то не нужно, чтобы над каждым отдельным человеком стоял надсмотрщик. В этом случае человек сам будет действовать в соответствии с этими ценностями; он будет руководствоваться в своей деятельности только ими и стремиться только к ним.

От кого мы получаем миссию

Кави говорит, что, как правило, человек получает свою миссию от кого-то. В нашем случае мы получаем миссию от духовного учителя. В одном из комментариев к четвертой песни Шримад-Бхагаватам Шрила Прабхупада объясняет, что когда духовный учитель дает ученику миссию, вместе с этим он дает ему энергию, шакти, с помощью которой человек может исполнить эту миссию.

Реальный пример этого – сам Шрила Прабхупада. Он делал людей независимыми, давая им миссию. Он не хотел, чтобы ученики зависели от него. Шрила Прабхупада построил ИСККОН и добился грандиозного успеха именно потому, что давал каждому миссию и вместе с ней – веру. Когда он говорил человеку что является его миссией, то человек верил в это, так как Прабхупада давал энергию, шакти.

Однажды, например, он послал шестерых своих учеников, три семейных пары, в Лондон, и сказал: «Откройте храм в Лондоне». Такова была их миссия. И получив эту миссию, они выполнили ее. До этого Бхактисиддханта Сарасвати послал на запад санньяси, и санньяси жил в Лондоне в течение нескольких лет, но у него ничего не получилось. Почему? Потому что он (санньяси) не принял миссию от своего духовного учителя. Но Шрила Прабхупада обладал таким могуществом, что мог вложить в человека веру в то, что тот может исполнить эту миссию.

Каждый из нас уже получил миссию от Шрила Прабхупада – стать чистым преданным. Шрила Прабхупада написал свои книги таким образом, что мы можем поверить, что каждый способен стать чистым преданным. На самом деле, если бы мы сами по себе, не зная, например, книг Шрилы Прабхупады, могли читать первоисточники, мы бы никогда не поверили в то, что можем стать чистыми преданными, но Шрила Прабхупада так написал свои книги, что дает каждому человеку возможность увидеть этот идеал и понять, что он может реально его достичь. В этом величие Шрилы Прабхупады.

Таким образом, у нас есть все: у нас есть и миссия и шакти, которую дал нам духовный учитель. Теперь дело только за нами. От нас требуется лишь одно – реально принять эту миссию. Как раз об этом говорит вторая привычка. Она призывает человека принять миссию, по-настоящему впитать ее в свою плоть и кровь.

Иногда нам трудно в это поверить. Иногда мы говорим, что все это не для меня, все это только для чистых преданных. Но, на самом деле, каждый из нас должен стремиться стать чистым преданным и в этом, по сути дела, смысл инициации. Когда мы получаем инициацию и новое имя, то это значит, что мы должны выбросить все свои старые привычки. Символический момент, когда мы получаем новое имя, означает, что у нас должна смениться парадигма, что мы должны отбросить все свои старые отождествления. Новое имя дается человеку именно для того, чтобы облегчить возможность отбросить все старые отождествления. Раньше я отождествлял себя со старым именем, и на этом имени было очень наращено много различных оболочек. Теперь я получил новое имя, и у меня не должно быть ничего кроме той миссии, которую духовный учитель дает мне вместе с четками, когда протягивает их.

 

Когда миссия становится неизменной, и люди живут в соответствии с неизменными ценностями (а ценности должны быть неизменными), то они могут достичь успеха. Если же их ценности постоянно меняются, то они никогда не достигнут успеха. Лучшим примером этого является конституция США. В конституции США, которая была принята лет двести тому назад, записаны определенные ценности, на основании которых строилась эта страна, и за прошедшие двести лет в этой конституции было всего пять поправок. Таким образом, можно сказать, что эта конституция остается неизменной, и поэтому американцы живут в соответствии с этими ценностями. Конституция же Российской Федерации меняется «каждую субботу», и мы уже не знаем, какой день конституции отмечать. Сегодня одна конституция – коммунистическая конституция, завтра социалистическая конституция, потом «перестроичная конституция» и т.д. Законы постоянно меняются, а если закон меняется, то это значит, что закона нет. Закон является законом только тогда, когда он неизменен. Люди склонны жить только в соответствии с чем-то неизменным. У нас же законы постоянно меняются, потому что не формулируют каких-то глубинных ценностей, и в результате на такие законы никто не обращает внимания.

Миссия наделяет силой

Давайте рассмотрим еще один пример, показывающий, какими могущественными делает людей даже материальная миссия. Кави приводит пример одной гостиницы, в которой он однажды остановился. В этой гостинице его поразило то, что весь персонал искренне хотел ему служить. Они делали все возможное, чтобы создать для постояльцев максимум удобств. И он никак не мог понять, каким образом администрация гостиницы создает такое умонастроение у своих сотрудников.

Кави рассказал такой случай. Однажды он заказал себе в номер ужин, который должны были принести в 17-00. И официант, который нес этот ужин, задержался на 15 минут. Никто кроме этого официанта не знал об этом. На следующее утро раздался телефонный звонок в номере Стивена. Он снял трубку и услышал голос начальника официанта, который стал горячо извиняться, что ему доставили такие неудобства – задержали на 15 минут его заказ, и добавил, что гостиница от своего имени приглашает его бесплатно позавтракать в ресторане, или же заказать завтрак в свой номер.

Больше всего его поразило то, что этот официант мог не говорить своему начальнику, что совершил такой проступок, потому  что его действия никто не контролировал. Но, тем не менее, он все же признался в этом.

После этого случая Кави поинтересовался у менеджера, каким образом в этой гостинице удалось установить такие принципы, и менеджер сразу же достал бумагу и сказал: «Это миссия нашей гостиницы». На что Кави ответил, что знает много организаций, у которых хорошие миссии, но у которых, тем не менее, не происходит такого глубокого осознания миссии. Тогда этот человек достал из ящика стола еще несколько бумаг и сказал: «Вот это миссия нашей гостиницы. Вот миссия каждого отдела этой гостиницы, а вот миссия каждого человека, который работает в этой гостинице. И здесь вы найдете миссию каждой горничной».

Все эти частные миссии согласуются с общей миссией, но при этом являются миссией для конкретного занимаемого места. Другими словами, каждый человек должен знать и четко видеть то, чего он хочет достичь, и тогда он сам будет очень сильным, и вся организация, к которой он принадлежит, в целом будет сильна и сможет достичь успеха.

Поэтому мы очень хорошо должны знать миссию всего ИСККОН в целом и при этом понимать свою роль в этой миссии.

Порядок выработки миссии

Человек должен знать свою миссию, и лучше всего, если она будет у него в письменном виде. Нужно вспоминать о своей миссии каждый день.

Кави рекомендует определенную последовательность выработки миссии:

1.       Прежде всего, чтобы определить свою миссию мы должны найти человека, который оказывает на нас самое сильное влияние и вносит очень большой вклад в нашу жизнь, и на кого мы хотим быть похожими. (В нашем случае это духовный учитель.) Найти такого человека – первое, что мы должны сделать. И главное, что мы должны понять, выбирая такого человека – какие качества, которые есть у него, я хотел бы развить в себе. В священных писаниях так же говорится, что мы должны изучить характер духовного учителя и понять, чему мы хотим у него научиться.

2.       Затем, мы должны подумать:

a)      каким бы я хотел стать;

b)      чего я хотел бы добиться;

c)      что я хотел бы иметь;

3.       Третьим шагом нужно определить роли, которые мы играем (для нас: в преданном служении). И очень важно четко представить (визуализировать) то, чего я хочу добиться в каждой из этих ролей; каким я хочу видеть себя в каждой отдельной роли. Если, например, я лектор, то я очень четко должен представить, какой способностью я должен обладать, чтобы стать хорошим лектором, и т.д.

4.       Затем нужно сесть и написать черновик своей миссии. И процесс определения (прояснения) миссии не менее важен, чем сам результат. Не нужно рассчитывать на то, что мы очень быстро что-то напишем. Это медленный процесс. На самом деле, если мы просто будем думать над этим, то уже само по себе это очень важно. Это как раз и есть процесс усвоения своей миссии. Нужно написать черновик и носить его все время с собой, чтобы периодически проверять, насколько правильно мы определили для себя свою миссию. Чтобы проверить это нужно проанализировать:

a)      Отражает ли эта миссия самое лучшее, что во мне есть?

b)      На каких принципах она зиждется?

c)      И самый главный критерий определения правильности миссии – вдохновляет ли меня эта миссия?

Другими словами, мы должны сформулировать миссию, а затем прочитать и посмотреть, вдохновляет ли она меня. Если мы прочитаем эту миссию, и нам станет скучно, то она никогда не сможет стать нашей миссией. Миссия должна вдохновлять. Мы должны поставить перед собой высокую, очень конкретную цель, которую мы ясно видим, и при этом она должна нас вдохновлять. Потом, в течение некоторого времени, мы должны проверять, дополнять или как-то менять этот черновик, пока, в конце концов, не выработаем окончательный вариант своей миссии.

5.       Следующим шагом будет заучить его (черновик) наизусть, или же всегда иметь у себя перед глазами. Это нужно для того, чтобы все время помнить, что это моя миссия и периодически ее пересматривать, потому что миссия может меняться в зависимости от обстоятельств или новых ролей, которые мы получаем.

Описание второй привычки в священных писаниях

Сейчас мы вспоминали стихи из священных писаний, которые говорят об этой второй привычке.

 

***

вьявасаятмика буддхир  экеха куру-нандана

баху-шакха хй ананташ ча  буддхайо `вьявасайинам

(Бхагавад-Гита 2.41)

 

Находящиеся на этом пути тверды в своих намерениях и преследуют только одну цель. О возлюбленный сын Куру, многоветвист разум тех, кто нерешительны.

Здесь Кришна говорит, вьявасаятмика буддхир  экеха куру-нандана, у человека, который решителен, есть только одна цель; баху-шакха хй ананташ ча, тогда как разум человека, разрываемого материальными желаниями, всегда многоветвист и он никогда не сможет добиться цели.

И Вишванатха Чакраварти Тхакур в комментарии пишет, что смысл этого стиха заключается в том, чтобы получить миссию от духовного учителя и сделать эту миссию смыслом своего существования. И если мы так сделаем, то сможем развить в себе это качество: вьявасаятмика буддхих, или однонаправленный, нацеленный на одно разум. И до тех пор, пока мы не получим миссию от духовного учителя, мы не сможем обрести этого качества, наш разум будет оставаться многоветвистым, и мы будем попусту блуждать по этому древу материального мира. Это очень четкая иллюстрация того, о чем я сегодня говорил.

 

Ответы на вопросы:

После прошлой лекции мне задали вопрос: «Как реально научиться правильно общаться с людьми?» На самом деле, чтобы действительно научиться правильно общаться с людьми и достичь всех обещанных выше результатов, мы должны развить в себе первые три привычки. Только после этого к нам придет желанная способность правильно общаться с другими. И когда мы рассмотрим третью привычку, то я расскажу, каким образом и почему так происходит.  До тех пор, пока мы не разовьем этих трех привычек, мы не сможем правильно общаться друг с другом, и не сможем жить в обществе вайшнавов так, как мы должны жить.

 

В: …

О: В двенадцатой песни Шримад-Бхагаватам есть история про Аванти-брахмана, брахмана из Авантипура и там говорится о многих учителях, которые были у него. Он учился у дерева терпению, и т.д. Это означает, что человек, который хочет научиться, может учиться у чего угодно. Поэтому Чанакья Пандит говорит, что если хороший совет исходит от человека низкого происхождения, то мы должны принять от него этот совет.

Но, тем не менее, у нас должен быть один человек, который является нашим истинным учителем, и чей авторитет мы признаем безоговорочно. Это человек, которому мы полностью преданы и у которого по-настоящему учимся, получаем миссию, и на кого стараемся походить. Пусть мы не будем учиться у чего угодно, но, по крайней мере, один такой человек у нас должен быть, и тогда мы сможем добиться успеха. Очень и очень важно все время иметь перед глазами человека как пример, которому мы можем следовать. Чему мы должны у него научиться? Мы должны научиться действовать так, как действует он. Мы должны научиться у него решимости в достижении поставленной цели.

 

В: …

О: Мы можем и должны следовать по стопам Шрилы Прабхупады. Пример Шрилы Прабхупады должен быть всегда у нас перед глазами, чтобы учиться у него, поэтому, собственно, у нас и есть «Прабхупада-лиламрита», но также обязательно должен быть живой человек. Особенно это становится ясно с течением времени. Рассмотрим пример Иисуса Христа. Для протестантов он является единственным учителем. Они признают его своим учителем и личным спасителем, но в силу того, что этот учитель жил слишком давно и в других обстоятельствах, то от него очень трудно чему-либо научиться. Будучи не в силах учиться у Христа и следовать его примеру, человек может начать думать: «Он был таким-то и таким-то и находился в других обстоятельствах, тогда как я слаб и нахожусь тут. Да и вообще, он уже спас меня, и поэтому мне не нужно ни о чем беспокоиться и ничего делать». Если же у нас есть живой учитель, то мы видим, что это реально, что каждый из нас может поступать так, как поступает он, если прилагать усилия. Кто из христиан может поступать так, как поступал Христос? Кто из христиан может настолько реально воспринять Христа как учителя, чтобы действительно следовать его примеру? Это слишком далеко и слишком абстрактно. Фигура Христа стала слишком туманна для людей. Именно поэтому так важно иметь живого духовного учителя.

Тоже самое бывает со временем с любым духовным учителем. В нашей цепи ученической преемственности много замечательных духовных учителей, но должен быть живой духовный учитель, за которым мы следуем. Это важно. Иначе мы никогда не сможем реально в плоть и кровь вобрать свою миссию. Иначе мы всегда будем говорить, что «человек слаб, немощен», «это было давно, и тогда Кали-юга не развилась еще до такой степени», и т.п.

 

В: …

О: Это очень хорошо. Если нам повезло, то мы можем получить миссию лично от своего духовного учителя. И духовный учитель на самом деле дает нам миссию. Он уже дал нам проповедническую миссию. Он сказал: «Каждый из вас должен выходить и проповедовать». И теперь каждый из нас должен определить свое место в этой проповеднической миссии, а для этого нужно не лениться, а приложить свои собственные усилия и разум.

Свою миссию нужно сообразовывать с реальной действительностью, поэтому можно спросить о ней у духовного учителя. Я помню, как при первой встрече со своим духовным учителем, когда я зашел к нему в кабинет в Швеции, и он узнал, что я кандидат наук, то это его очень развеселило, и он сказал: «Теперь ты должен стать настоящим доктором философии. Ты должен очень хорошо изучить философию». И я воспринял это как свою миссию, по крайней мере, на данный момент.

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2595 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора