Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Семь привычек ...", лекция 9, ч.1

Бхакти Вигьяна Госвами

"Семь привычек людей, способных во всем добиваться успеха"

Лекция №9

Седьмая привычка

Сегодня мы поговорим о седьмой, последней привычке. Седьмая привычка стоит несколько особняком по отношению ко всем остальным привычкам и в каком-то смысле является их основой. Эту привычку Стивен Кави формулирует так: «Не забывайте заточить пилу». Что это значит? Это название произошло от притчи о человеке, который пилит дерево.

Один человек пилит изо всех сил дерево. В руках у него большая пила. С него градом течет пот. Он страшно устал. Другой человек, видя, как он устал, подходит к нему и спрашивает:

-          Что ты делаешь?

-          Ты что не видишь? Я спиливаю дерево, – отвечает он.

-          И сколько ты этим занимаешься?

-          Уже пять часов подряд.

-          Почему бы тебе ни остановиться немного и ни заточить свою пилу? Потому что если ты пять часов спиливаешь одно дерево, то должно быть у тебя очень тупая пила.

-          Неужели ты не понимаешь, что у меня нет на это времени?

 

Таков аллегорический смысл этой привычки. У всех нас есть определенная «пила», с помощью которой мы пытаемся достичь какой-то цели, и эта «пила», в частности, наше тело и мы сами. И для того, чтобы действовать эффективно и реально достигать успеха, мы не должны забывать о самих себе. То есть мы не должны забывать «заточить пилу».

Иначе говоря, у нас есть какие-то способности, которые дал нам Кришна, и чтобы мы смогли достичь успеха в своей деятельности, мы должны со своей стороны уделять внимание этим способностям и стараться их развивать.

Четыре сферы жизни

Существует четыре сферы жизни, четыре основных стороны человеческой личности, и четыре способности или таланта, которые даны нам в связи с этими четырьмя сферами. Эти четыре сферы жизни или деятельности человека – это физическая сфера, умственная сфера, духовная и эмоциональная.

Этот список из четырех сфер жизни исчерпывает практически все то, что мы делаем. Любая наша деятельность относится либо к физической, либо к умственной, либо к духовной, либо к эмоциональной сфере. И каким бы духовным ни был человек, он все равно занимается физической, умственной и также эмоциональной деятельностью. И я даже осмелюсь предположить, что мы большую часть времени занимаемся именно этими формами деятельности.

Чтобы понять, что подразумевает под собой седьмая привычка и что нам нужно, чтобы действительно добиваться успеха, необходимо рассмотреть, что же представляют собой эти различные сферы деятельности, и что способствует обновлению способностей человека.

Иначе говоря, седьмая привычка, о которой мы будем сегодня говорить – это привычка обновлять самого себя, привычка развивать свои способности, закаливаться и пополнять ресурсы, которые у нас есть.

Если мы будем только полагаться или использовать то, что нам дано, не обновляя это, то эти ресурсы рано или поздно иссякнут, и мы окажемся у разбитого корыта. В этом случае мы будем просто эксплуатировать свои ресурсы, не пополняя их, и в результате окажемся в очень плачевном положении.

В сущности, эта привычка является основой успеха во всех остальных привычках и в жизни вообще, поэтому нужно очень большое внимание уделять этой деятельности.

К какому квадрату деятельности относится деятельность по обновлению? Деятельность по обновлению и пополнению своих ресурсов (способностей) – это, безусловно, типичная деятельность, относящаяся ко второму квадрату. Она не срочная, но важная. До тех пор, пока мы не оказываемся полностью разбитыми, мы не понимаем, насколько это срочно заботиться о своем физическом и умственном здоровье. Пока мы ни сходим с ума, мы не понимаем, что необходимо заботиться о своем умственном благополучии. То есть в так называемом нормальном состоянии – это несрочная деятельность, и поэтому люди имеют склонность пренебрегать ей или забывать о ней. Но это, безусловно, очень важная деятельность, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Сейчас мы одну за другой опишем различные сферы деятельности и поговорим, что подразумевает под собой эта привычка. Но сначала давайте поймем, что же нам мешает заниматься этим. Это – лень, которая, как известно, родилась раньше нас. Именно эта прародительница всех человеческих грехов – лень – является тем самым препятствием, которое мешает нам заниматься всем этим. И чтобы побороть эту лень у человека должна быть дисциплина.

1. Физическая сфера

Итак, начнем с физической сферы, которая для всех является очевидной вещью. Я хочу начать описание обновления физической деятельности с очень нескромного вопроса: «Кто из вас регулярно делает физические упражнения?»

Если человек делает регулярно физические упражнения, то он имеет какую-то надежду на успех в этой жизни, а остальные, хочу вас разочаровать, этой надежды не имеют (смеется).

Мы обязательно регулярно должны делать физические упражнения, и главное, чего мы этим добиваемся – это даже не столько наше физическое здоровье, что, безусловно, является очень важной вещью, сколько то, что когда человек делает это регулярно, он начинает себя уважать. Это очень известный факт. То есть регулярная деятельность по поддержания самого себя в порядке нужна нам даже в большей степени для того, чтобы научиться этой дисциплине, нежели чисто для физического здоровья. Только очень дисциплинированный человек, который действительно знает, чего он хочет, способен делать это. Обычно люди говорят: «У меня нет для этого времени». Люди находят время для всего чего угодно, но не могут найти пятнадцати или двадцати минут в день для того, чтобы сделать физические упражнения и весь оставшийся день и всю оставшуюся жизнь чувствовать себя хорошо.

По сути дела мы говорим: «У меня нет времени для того, чтобы заточить пилу». И у нас нет на это времени до тех пор, пока мы ни оказываемся на смертном одре, и 33 миллиона болезней одновременно поселяются в нашем теле и раздирают нас в разные стороны.

Я помню, как однажды после живого эфира ко мне в БиБиТи позвонил человек и стал жаловаться на сознание Кришны. Он стал рассказывать, как он был преданным, как читал мантру, как приходил в храм и как абсолютно разочаровался. Он поделился тем, насколько странно выглядит храм для человека, который приходит со стороны. Первое, что видит такой человек, особенно если ему не посчастливится прийти рано утром, когда все сидят и читают джапу – он видит кучу сутулых людей, которые, сгорбившись, сидят и что-то бормочут. Он говорит, что зрелище это абсолютно страшное, потому что любой более или менее разумный человек понимает, что физическое здоровье человека, прежде всего, зависит от его осанки, от того, насколько прямой его позвоночник.

Теперь я хочу спросить, сколькие из вас следят за тем, чтобы ваш позвоночник был прямой? И мне кажется, что тут срабатывает принцип Парето, в соответствии с которым хорошей деятельностью занимается примерно 20% людей, а 80% занимается ерундой.

По сути дела, из 168-ми часов, которые есть в неделе, для того, чтобы поддерживать себя в хорошем физическом состоянии нам нужно всего лишь 2 часа в неделю. Из 168-ми часов, которые у нас есть нужно потратить 2 часа в неделю, то есть 20 минут в день для того, чтобы в течение всей своей жизни поддерживать себя в нормальном состоянии. И у человека нет никаких оправданий, чтобы не делать этого.

Шрила Прабхупада сам является лучшим примером этого. Каждый день как часы он выходил на прогулку. С этим связана очень интересная история. Однажды, еще до того, как Шрила Прабхупада приехал на Запад, он очень сильно заболел – у него было не очень здоровое сердце. Когда он лежал с сердечным приступом, его родственники вызвали какого-то врача, который оказался типичным млеччхой. Этот врач пришел, шатаясь. Он был в стельку пьян. Один его глаз смотрел в одну сторону, другой – в другую, язык его заплетался, и при этом от него разило перегаром. Он подошел к Шриле Прабхупаде, посмотрел на него, лежащего в кровати, и сказал: «Ты должен делать упражнения», – и ушел.

Любой из нас, кто находился бы в этой комнате, воспринял бы уже сам тот факт, что врач был пьян, как достаточное основание для того, чтобы не следовать его совету. Ни правда ли? Но, как известно, Чанакья Пандит советует, что если хороший совет идет из дурного источника, мы должны принять его и пользоваться этим советом.

С тех пор, как пьяный врач дал Шриле Прабхупаде этот совет, Шрила Прабхупада каждый день выходил на прогулку и делал упражнения. Это хороший пример и урок для всех нас, кто считает себя последователями Шрилы Прабхупады. На самом деле это очень просто. Кто-то может заниматься 20 минут в день йогой, кто-то может бегать.

Это то, с чего человек может начать процесс овладения самим собой и своими чувствами. Если человек делает это, то он начинает действительно чувствовать уважение к самому себе. Он начинает чувствовать, как обретает власть над собой. И наоборот, человек, который не способен на эту простую вещь, теряет всякое самоуважение к себе и, в конце концов, отчаивается.

У меня есть друг, который раз десять в году говорит: «Начиная с этого дня, я каждый день буду бегать». Он покупает новые кроссовки, новый тренировочный костюм и бежит. В течение нескольких лет я наблюдал, как он это делает. Это продолжается обычно 2-3 дня. Но каждый раз он очень уверенно об этом заявляет. Однако с годами уверенность в его словах уменьшается, уменьшается и уменьшается. Теперь, когда он говорит: «С этого дня я каждый день буду бегать», – он уже сам себе не верит, и это в нем чувствуется. Вначале, когда он только начинал это делать, в нем чувствовалась очень большая уверенность и энтузиазм, он был очень воодушевлен самим фактом этого. Теперь же он продолжает делать это по привычке, но очень быстро заканчивает.

 

На самом деле, работать над физической сферой может каждый. Это та вещь, которая находится в самом центре круга нашего влияния, в самом центре того, что мы можем сделать. Это совсем не трудно. Единственное, что в начале нам не будет это нравиться, в начале нам естественно будет трудно, но главное начать, и, начав однажды, делать это каждый день, и мы никогда об этом не пожалеем.

Однако тут есть другая опасность, которая в особенности подстерегает преданных. Преданные имеют тенденцию сначала ничем не заниматься и всем пренебрегать, говоря, что мы трансцендентны и целиком находимся под покровительством божественной энергии, которая прямо-таки за волосы тащит нас в духовный мир. А потом, когда, нарушив все физические законы, которые только можно, они начинают получать последствия всего этого, то они бросаются в другую крайность и начинают целиком сосредотачиваться на своем теле, начав заниматься йогой по четыре часа в день и т.п.

Тут ни в коем случае нельзя перестараться. Особенно, если человек долго пренебрегал этим, то он ни в коем случае не должен сразу бросаться и целый час в день бегать или еще что-то. Есть очень хорошая русская поговорка, которая, к сожалению, очень часто относится к преданным: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Я думаю, что очень полезно помнить об этой поговорке.

 

Итак, если мы будем регулярно делать физические упражнения, то нас ожидает чувство удовлетворения от ежедневной победы над самим собой, то есть над своей ленью. Если мы сможем каждый день одерживать победу над своей ленью, то будем гораздо лучше себя чувствовать и наша самооценка сильно увеличится.

2. Умственная сфера

Обучение

Сейчас мы рассмотрим следующую сферу деятельности – это умственная деятельность. Здесь следует заметить, что наряду с физическим развитием, очень важно также постоянно развивать свои умственные способности. Что происходит, когда человек кончает учиться? Сначала он считает дни, когда же сдаст выпускные экзамены в институт или из института, или из школы, и как только он кончает учиться, то забрасывает учебники на дальнюю полку и забывает обо всем этом.

На самом деле для того, чтобы развивать свои умственные способности, человек обязательно должен продолжать учиться. Это единственный способ поддерживать свой ум в нормальном здоровом и сильном состоянии. Мы должны тренировать свои умственные мускулы, и самый лучший способ для этого – постоянно учиться. Михаил Булгаков сказал одну очень умную мысль: «Никакая школа не может ничему научить человека. Человек всему учится сам. Но что может дать школа? Школа может привить человеку дисциплину, которая необходима для того, чтобы он учился». Для того чтобы заставить себя каждый день учиться, каждый день обновлять свои умственные способности, у человека должна быть определенная дисциплина. И если человек прошел эту школу: сначала обучение в школе, потом в институте, – то он развивает в себе дисциплину или способность продолжать учиться, и дальше уже учится целую жизнь.

Целую жизнь, не переставая учиться – это то, что мы должны делать и как преданные и просто как люди. Вместо этого, как только люди оканчивают институт, они забрасывают все учебники, и весь остаток своего времени посвящают … Чему? Телевизору! Статистика показывает, что в среднем «нормальный» человек проводит 45-50 часов в неделю около телевизора. 45-50 часов – это больше, чем он уделяет чему бы то ни было еще. 45-50 часов человек сидит перед этим ящиком для идиота, уставившись в него, и при этом мозги его медленно, но верно покрываются паутиной. Телевизор выбрасывает на человека всякую гадость и глупость, он программирует его определенным образом, и более того, человек привыкает к этому. Привычка смотреть телевизор подобна употреблению наркотика. Я знаю людей, которые, став преданными, были вынуждены отказываться от этой привычки, они проходили через такие ломки, через которые проходит ни каждый наркоман. Смотрение телевизора настолько их засасывало, что они были постоянно одержимы мыслью, как бы поскорее приникнуть к этому животворящему источнику энергии и наслаждения.

В Америке, например, есть возможность смотреть около 50 программ, и известно, что некоторые люди покупают ни один телевизор, а четыре или пять. Они одновременно включают их и смотрят все эти программы, чтобы полностью отключить всякую умственную деятельность, чтобы полностью забить все свои чувства.

В наше время все перевернуто с ног на голову: люди настолько привыкли к этому (к смотрению телевизора), что если в какой-нибудь статье пишут, что сектанты перестают смотреть телевизор, то они сразу же начинают кричать: «Какой ужас! Сектанты сводят людей с ума. Люди перестают смотреть телевизор». Тогда как на самом деле с ума сводит телевизор.

Итак, первое условие для того, что бы поддерживать свой ум в форме – необходимо постоянно учиться. Некоторые люди думают, что у человека с возрастом способность учиться ослабевает, что в детстве все могут учиться, а с возрастом эта способность притупляется. На самом деле это полный предрассудок. Человек сохраняет способность усваивать новое до самого глубокого возраста. Я лично знал женщину, которая выучила немецкий язык в 90 лет. Она переехала из России в Германию, не зная немецкого, и там выучила его и умерла со знанием немецкого языка на 91-м году жизни. Таким образом, человек может учиться до последнего дня своей жизни. Каждый человек может и должен продолжать учиться, он должен ставить перед собой какие-то цели, должен осваивать какие-то новые сферы и тогда его жизнь будет очень интересной и наполненной хорошей энергией.

Чтение

Другая особенность, характерная для людей ленивых и перестающих заниматься поддержанием своего ума в порядке это то, что они перестают читать. Обычно в детстве они читают, но потом в какой-то момент утрачивают всякий интерес к чтению и перестают читать. На самом деле привычка к чтению – это вещь, которая очень хорошо поддерживает наши умственные способности. Мы обязательно должны читать, причем не только священные писания, но и книги, которые способствуют нашему умственному развитию и совершенствованию в нашей профессиональной сфере.

У всех – даже материалистичных – людей, добившихся успеха, была эта привычка. Они постоянно читали. Скажем, знаменитый американский президент Франк Рузвельт имел замечательную привычку – читать одну книгу до завтрака. Он естественным образом обладал способностью к скорочтению, и каждый день перед завтраком прочитывал одну книгу, причем очень хорошо ее осваивал, и только потом завтракал. До тех пор, пока он не прочитывал книгу, он к завтраку не приступал.

Я очень хорошо понимаю это сейчас. По роду своей деятельности я даю живые эфиры на радио «Кришна-лока», и мне задают такие вопросы, после которых понимаешь, что на самом деле нужно развить эту привычку и читать по одной книге до завтрака.

Чтение и изучение священных писаний – это непосредственно духовная деятельность, но помимо этого мы все равно должны читать какие-то книги, которые будут способствовать тому, что мы будем развиваться и более эффективно заниматься тем служением, которое мы делаем.

Письмо

Еще одна форма деятельности, которая развивает умственные способности человека, приучает его мыслить и заставляет поддерживать свой ум в рабочем состоянии – это привычка писать. Люди, особенно сейчас, очень ленятся писать. Пора длинных писем и дневников прошла. Сейчас едва ли кто-то занимается всем этим. Но на самом деле привычка писать, что-то анализировать, что-то разбирать – это очень хорошая привычка, которая помогает человеку глубже освоить какой-то предмет. В сущности, мы можем видеть, что самые хорошие методики обучения подразумевают, что человек пишет. Что он ни просто изучает какой-то материал, ни просто читает или слушает, а садится после этого и пытается изложить на бумаге тот материал, который он услышал, пытается изложить какие-то свои мысли, которые пришли ему в голову, и сделать это последовательно, логически. Если человек будет это делать, то процесс его обучения будет гораздо более эффективным.

Мы знаем, что в некоторых курсах по бхакти-шастри учителя требуют, чтобы человек практически написал сочинение по каждой из тем Бхагавад-гиты которые есть. Для того, чтобы действительно хорошо изучать, и чтобы ум был в хорошей форме, мы должны ни просто читать что-то, но мы должны также писать и пытаться критически разбирать то, что мы прочитали.

Заучивание стихов

Еще одна очень важная форма деятельности, помогающая человеку развивать умственные способности – это заучивание стихов. Это очень полезная вещь, которую необходимо делать. Когда мы учим что-то наизусть, то это поддерживает наш ум и нашу память в остром состоянии.

И, кроме того, духовные преимущества этой деятельности тоже неоспоримы, так как если вы будете учить одну шлоку в день, а это может сделать каждый человек, то через два года вы будете знать всю Бхагавад-гиту наизусть. А если вы будете знать всю Бхагавад-гиту наизусть, то никто не сможет одолеть вас в споре.

Для того, чтобы выучить одну шлоку нужно на самом деле 15 минут времени и немножко усилий. Необходимо выучить одну шлоку в день, в течение дня и перед сном ее повторить, а потом употребить ее к делу. Вначале, безусловно, нашему заскорузлому уму, который долго не тренировался и покрылся паутиной, очень трудно будет это делать. Но нужно лишь почувствовать вкус к этому. Это вещь, которая будет доставлять нам необычайное наслаждение. Мы увидим, как изучение шлок помогает нам: во-первых, усилить свою память и развить умственные способности; во-вторых, углубить наше понимание священных писаний и того, зачем мы занимаемся духовной практикой.

И если мы будем делать это, если мы будем заниматься всем этим каждый день, то каждый день мы будем одерживать победу над собой, над собственной ленью. Каждый день мы будем ложиться спать и с удовлетворением думать: «Еще раз я одержал победу над этим ленивым негодяем, который хочет оставаться в этом болоте материального мира».

3. Духовная сфера

Третья сфера – это духовная сфера деятельности. Не нужно думать, что если мы просто внешне совершаем какие-то обряды, то занимаемся таким образом духовной деятельностью. Духовная деятельность – это, прежде всего, внутренний процесс – процесс работы над самим собой, процесс осмысления того, что я делаю, процесс анализа, когда мы постоянно сверяем, правильно ли я прожил этот день, в соответствии ли со своими ценностями и принципами. Человек должен подвергать себя самоанализу, он должен каждый день как бы возобновлять свое посвящение тому делу, которому он некогда себя отдал.

Люди склонны забывать об этом. Преданные думают, что если они утром в течение полутора часов повторят «шник шник», то они свою духовную деятельность отработали, оттарабанили. Они повторят 16 кругов и говорят: «Уф, слава Богу. Теперь можно заняться настоящим делом».

На самом деле духовная деятельность подразумевает, что человек помнит, для чего он это делает, он помнит, каковы его ценности. Поэтому мы, например, каждое утро проводим утренние программы, которые, на самом деле очень и очень важны. Но нужно помнить, что суть утренней программы не в том, чтобы просто прийти и находиться здесь в пассивном состоянии. Обычно люди думают, что вся духовная деятельность – это нечто очень пассивное, что от них ничего не требуется, что они должны просто прийти и пооткрывать рот: «Блам, блам. Шри гуру чарана падма …». Кто думает при этом о смысле того, о чем он говорит? А ведь это на самом деле молитва, это определенная духовная деятельность. Каждый день мы поем Шриле Прабхупаде: «Шрила Прабхупада, твои лотосные стопы – это единственный путь обретения чистого преданного служения», и мы должны думать об этом, понимать, что это значит. Поэтому в «Шри Шри Гурв-аштаке» – в этих утренних молитвах – говорится, что, по крайней мере, три раза в день мы должны вспоминать об этом. Вишванатха Чакраварти Тхакур очень хорошо понимал, с кем он имеет дело. Он понимал, что в течение всего дня мы не сможем помнить об этом. Поэтому он сказал, что, по крайней мере, три раза в день вспоминайте о том, что ваш духовный учитель пришел для того, чтобы дать вам милость Кришны; о том, что милость Кришны вы получаете через своего духовного учителя. И это будет на самом деле духовная деятельность. Жить духовной жизнью означает проверять себя, сравнивать то, что мы делаем с ценностями, по которым мы живем. По сути дела мы должны усвоить духовные ценности, по которым мы живем.

Другой обычай, который есть в нашей практике – это день вьяса-пуджи. Вьяса-пуджа – это день явления духовного учителя. В этот замечательный день человек должен еще раз вспомнить, что он делает здесь в движении сознания Кришны, для чего он сюда пришел и какую роль играет духовный учитель.

Все это различные формы духовной деятельности и мы должны очень серьезно к этому подходить.

Интересно, что две этих вещи, составляющие духовную деятельность: первое – это чтение и изучение священных писаний, и второе – это молитвы или интроспекция – изучение самого себя, являются одним из принципов ниямы, или предварительной йогической деятельности.

Изучение священных писаний на санскрите называется свадхьяя. Свадхьяя – очень интересное санскритское слово, которое объясняет, что значит по-настоящему изучать священные писания. Сва – значит «свое», дхьяя – значит «размышлять». Свадхьяя – буквально значит «размышлять над самим собой», размышлять над тем, как я живу. И ачарьи объясняют, что смысл этого сводится к тому, чтобы изучать священные писания. Иначе говоря, эти две вещи идут рука об руку. То есть мы должны ни просто читать священные писания, а должны понимать, каким образом эти священные писания относятся к нам, анализировать, прилагать их к своей собственной жизни. Тогда это будет настоящая свадхьяя, настоящий самоанализ.

На самом деле истинный самоанализ подразумевает изучение священных писаний и размышление над тем, что они значат в моей жизни, а не просто понимание того, что я как был негодяем так им и остался, а священные писания как были хорошими, так и остались. Мы должны привнести ценности священных писаний в свою собственную жизнь и сделать их своими собственными ценностями. Именно это и является развитием своей духовной способности. Каждый день мы должны вносить в свою жизнь эти духовные ценности, жить и действовать в соответствии с ними и проверять, насколько эти ценности стали нашими ценностями. И для начала мы должны, по крайней мере, делать то, что говорим, и соответственно потом постепенно мы будем осваивать эти ценности.

Итак, чтение священных писаний, регулярное, хорошее повторение мантры (что, безусловно, является самым главным), и молитва – когда человек думает или размышляет над этим – это три вещи, которые необходимы для того, чтобы человек развивался духовно. Шрила Прабхупада говорил, что если человек будет повторять 16 кругов мантры каждый день, и делать это до десяти часов утра, то он будет находиться вне влияния майи. Одно это может избавить человека от влияния майи.

Есть одна очень хорошая цитата Мартина Лютера – основателя лютеранства. Он сказал: «Если я знаю, что у меня сегодня будет очень много дел, то это значит, что я должен на один час больше провести на коленях в молитве». Другими словами, чтобы наша деятельность в течение дня была духовной, утро мы должны посвятить духовной деятельности: мы должны повторить мантру, должны прийти на лекцию по Шримад-Бхагаватам, должны следовать садхане. И если мы будем это делать, то наша деятельность в течение дня будет действительно духовной.

Если же мы будем повторять мантру на бегу, когда направляемся из одного конца материального мира в другой, совершая какую-то деятельность, и при этом у нас из разных дырок вырываются какие-то звуки, то это по сути дела не является духовной деятельностью. Духовная деятельность значит, что мы повторяем мантру, зная, зачем мы это делаем, почему мы это делаем и как мы это делаем. Иногда люди говорят: «У меня слишком много дел. Я слишком занят служением. У меня марафон». Марафон сейчас стал отговоркой для того, чтобы не повторять мантру. Я очень часто это слышал и видел. Люди объявляют марафон ни с того ни с сего: «Я объявляю марафон». И обычно это значит – я перестаю читать мантру, или перестаю это делать утром, и начинаю делать непонятно в каком состоянии и как.

Итак, если каждый день мы будем делать это, если каждый день мы будем заниматься духовной деятельностью, если каждый день мы будем одерживать победу над собой, тогда все у нас будет хорошо.

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2550 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора