Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Семь привычек ...", лекция 9, ч.2

4. Эмоциональная сфера

Четвертая сфера деятельности – это социальная или эмоциональная сфера. Это очень важный аспект нашей деятельности, которым мы, к сожалению, очень часто пренебрегаем. Мы думаем, что это сентиментальность, и что правильное общение с другими людьми ни так важно; главное заниматься служением. И что мы видим в результате? Мы видим, что сердце человека, который действовал таким образом, начинает черстветь и, в конце концов, становится совершенно сухим.

Если человек забывает, что он социальное существо и живет в общении с другими преданными, и перестает уделять достаточно внимания социальному аспекту своей деятельности, то есть перестает строить любовные взаимоотношения с другими, то он очень скоро очерствеет, и превратится, в конце концов, в какого-нибудь йога. Черствость сердца – это на самом деле одна из характеристик йогов. Йог уходит куда-то и сидит там в одиночестве, в результате чего его сердце становится черствым.

Об этом говорил Прахлада Махарадж, и об этом же говорил Шрила Прабхупада. Прахлада Махарадж говорил, что есть люди, которые занимаются так называемой духовной деятельностью, и ради этой духовной деятельности уходят в Гималаи и пытаются спасти себя. Но я должен развивать в себе сострадание к другим живым существам, и проявлять его в общении с другими, находясь на своем месте.

Это то, что, в конечном счете, должны делать мы для того, чтобы нормально развиваться.

Забывая об эмоциональной сфере своей деятельности, мы превращаемся в имперсоналистов, а это то, чем мы не должны быть. Интересно, что эта деятельность даже не требует отдельно-выделенного времени. Если, скажем, на занятия, по развитию своих умственных или физических способностей, или на духовную деятельность, нужно время, то общение происходит естественным образом, и человек должен лишь хотеть и стремиться правильно строить свои взаимоотношения, он должен стараться понять других людей, стараться сделать что-то хорошее для других и тогда все у него будет хорошо.

 

Итак, если мы будем уделять должное внимание всем четырем сферами жизни, то сможем развить привычки, о которых мы говорим. В действительности, это очень ни простая вещь, и реально развить эти привычки очень трудно. И чтобы, с одной стороны, действительно развивать в себе эти привычки, а с другой, нормально и правильно общаться с другими людьми, человек, в сущности, должен иметь одно единственное качество – он должен чувствовать внутреннюю защищенность или уверенность в себе.

Все о чем я говорил – это, в каком-то смысле первая из семи привычек. Уверенность или внутренняя защищенность непосредственно связана с первой привычкой, но она также связана и со всеми остальными привычками, и, в сущности, она связана с самим качеством нашего существования в материальном мире.

Если у человека нет этой внутренней защищенности или внутренней уверенности в себе, то он никогда не сможет чувствовать себя нормально, полноценно, не сможет нормально общаться с другими людьми и нормально духовно развиваться.

Семь источников внутренней защищенности или уверенности в себе

Сейчас мы последовательно рассмотрим семь источников внутренней защищенности или уверенности в себе, то откуда приходит к человеку это чувство и как можно его в себе развивить.

Это очень важное качество, над которым должен работать каждый человек. И чтобы понять его, нужно понять его природу, его источник. Это философский принцип: для того, чтобы понять что-то, мы должны понять, откуда это исходит.

1. Внутренняя честность человека

Итак, первый источник, откуда к нам приходит чувство защищенности или уверенности в себе – это то, о чем мы говорили на многих лекциях, то есть внутренняя честность или внутренняя целостность человека, принципиальность человека. Когда человек живет в соответствии со своими принципами, когда его привычки и образ жизни соответствуют его ценностям и идеалам, тогда его можно назвать действительно внутреннее целостным или честным человеком.

У англичан есть очень хорошая поговорка – «work what you talk», которая означает «делай сам то, о чем говоришь». Другими словами, мы должны поступать в соответствии с тем, что говорим. Это то, что люди сразу замечают. Если человек провозглашает что-то, а сам живет по-другому, то это первый признак лицемерия. Это то, в чем люди иногда обвиняют преданных. У нас очень высокие идеалы и реально воплотить их в нашей жизни очень трудно (но, тем не менее, мы должны стараться это делать), и когда люди приходят к нам, то первое, что они видят – это разницу между идеалом и реальностью, и поэтому они начинают обвинять нас в лицемерии. Это действительно лицемерие. Поэтому наша обязанность заключается в том, чтобы стать действительно чистыми и сильными, а для этого не должно быть этой пропасти между нашим идеалом и нашей практикой, нашей ежедневной жизнью. Только тогда мы сможем обрести внутреннюю целостность, и тогда естественным образом мы будем чувствовать внутреннюю защищенность или уверенность в себе.

В нашем случае это, прежде всего, следование тем обетам, которые мы дали когда-то своему духовному учителю. Мы склонны забывать об этом сплошь и рядом, и это на самом деле самая большая трагедия. Иногда человек, побуждаемый майей (иллюзий) – склонностью к чувственным наслаждениям – думает, что если он нарушит регулирующие принципы, то будет счастлив. Но я должен вас огорчить. Если вы нарушите регулирующие принципы, вы не будете счастливы. Вас всегда будет глодать чувство вины за то, что вы нарушили свое обещание, за то, что вы не живете в соответствии со своими принципами.

Идеалы сознания Кришны настолько глубоки и настолько естественны, что они входят в плоть и кровь человека, и если человек, тем не менее, по слабости своей живет не в соответствии с этими идеалами – это самый несчастный человек.

Однажды я наблюдал такую сцену. Проходя по Москве, я увидел человека – бывшего преданного. Он был очень хорошим преданным, но к сожалению, из-за слабости совершил некоторые ошибки и поэтому ушел из сознания Кришны. Я увидел его за таким занятием. Он сидел на лавочке рядом с девушкой, и покуривая, рассказывал ей о смысле жизни, о преданном служении, и о том, как нужно жить. Это на самом деле ужасное состояние, в котором может оказаться человек.

В глубине души мы знаем, что наши идеалы, наши принципы верны. И если мы пытаемся жить не в соответствии с ними, то это приносит нам одни несчастья. Мы ни в коем случае не должны этого делать. Мы должны раз и навсегда понять, что у нас просто нет альтернативы. Мы должны просто идти этим путем и только в этом случае сможем быть по-настоящему счастливыми. Если мы живем в соответствии с этим, то мы будем счастливы. Если же мы думаем, что, нарушив тайком от всех какие-то принципы, мы будем счастливыми, то мы ошибаемся. В этом случае мы никогда не будем счастливыми, потому что и Кришна и мы сами, что самое печальное, знаем об этом. И понимая, что поступаем неправильно, мы будем несчастны.

2. Богатая внутренняя жизнь

Второй источник уверенности в себе, или внутренней защищенности, которую испытывает человек – это богатая внутренняя жизнь. Иначе говоря, человек должен любить все то, что он делает, ему должно быть очень интересно то, чем он занимается. Он должен целиком отдавать себя этой деятельности. Когда человек целиком отдает себя чему-то, тогда это становится ему интересным. До тех пор пока мы занимаемся чем-то вполовину своего сердца, мы никогда не будем действительно счастливы в этой деятельности. Чтобы быть по-настоящему счастливым и иметь чувство собственного достоинства, исходящее от этого, мы должны целиком отдать себя своей деятельности, полностью, безоговорочно, окончательно, и тогда наша деятельность будет для нас источником постоянного вдохновения.

3. Постоянное самообразование

Следующий источник самоуважения или уверенности в себе – это постоянное обучение, постоянное самообразование. Если человек следует этим двум принципам: отдает всего себя и при этом старается делать то, что он делает как можно лучше, то есть постоянно этому учится, – то к нему приходит осознание собственной ценности, он понимает, что совершает большой вклад в это дело. И как следствие к нему сразу же приходит осознание защищенности, так как он чувствует свою полезность. Он понимает, что все, что он делает – необходимо людям.

Многие люди думают, что внутреннее чувство защищенности зависит от социальной защищенности. Например, от того, что они откладываются какие-то деньги в пенсионный фонд. Иногда нас упрекают: «Люди уходят в секту, а кто будет их обеспечивать в старости?» и т.п. И некоторые люди действительно чувствуют в этом какую-то незащищенность. Но на самом деле это чувство незащищенности возникает только от того, что они не чувствуют своей полезности. Когда мы чувствуем, что все, что мы делаем, приносит пользу, то у нас не будет этого чувства незащищенности. Если мы будем знать, что до самого конца своих дней мы сможем быть полезными, то нам не нужно будет никаких других принципов для того, чтобы быть защищенными.

4. Стремление к служению

Следующий принцип, из которого исходит чувство защищенности – это стремление к служению. Очень интересно, что Кави говорит об этом. Это свидетельствует о том, что он действительно обнаружил изначальные принципы, которые заложены в основе человеческой природы. Мы знаем, что служение, или стремление служить, является санатана-дхармой человека. Это изначальная деятельность души. И он говорит, что если человек занимается служением, если он чувствует, что вносит какой-то вклад в дело, то к нему приходит ощущение собственной ценности и собственной защищенности.

Далее Кави говорит очень интересную вещь. Он говорит, что служение бывает двух видов. Одна форма служения – это когда мы занимаемся какой-то деятельностью и вносим большой вклад. Это то, что мы обычно понимаем под служением. Например, я распространяю много книг. Это мое служение. Вторая форма служения – это так называемое анонимное служение, когда человек делает что-то тайком – он служит другим людям, но старается сделать это так, чтобы никто об этом не знал. Эта форма служения не менее важна, чем первая, и она необходима для того, чтобы человек почувствовал вкус к служению. Анонимное служение, когда человек старается сделать что-то, не ожидая ничего взамен, является источником, во-первых, осознания своей ценности, и, во-вторых, приносит человеку очень большое удовлетворение.

Существует очень интересное наблюдение о том, какое действие оказывает служение на человека. Стресс, как известно, является главным фактором, который укорачивает жизнь. Один ученый провел большое исследование и написал книгу о том, как бороться со стрессом. И основной вывод, к которому он приходит в своей книге, таков. Он говорит: «Если вы хотите прожить долгую жизнь, то всю свою жизнь вы должны служить. Ни в коем случае не уходите на пенсию, ни в коем случае не пускайтесь в погоню за чувственными наслаждениями, а просто служите. Если вы будете просто служить всю свою жизнь, то проживете долгую и счастливую жизнь. Это самый лучший способ для того, чтобы избавиться от стресса».

Размышляя над этим, я вспомнил одну историю. Как-то я читал книгу об одном целителе. Это был знаменитый целитель, который в один прекрасный момент открыл в себе эти способности и стал целить людей направо и налево. Он легко исцелял их в больших количествах от самых тяжелых болезней, одного за другим, одного за другим. В один прекрасный момент к нему пришел человек и сказал: «У меня больна мать. Пожалуйста, исцели ее». Он встретился с ней, стал направлять на нее свою энергию, делать пассы и т.д. Мать на какое-то время вроде бы встала и сразу же начала что-то делать, но потом, как только он ушел, она опять слегла. И он пытался ее исцелить и так и сяк, но у него ничего не получалось. В конце концов, он понял, что она просто умирает естественным образом – пришла пора – и тут ничего не сделаешь.

Очень интересно, каким образом он понял, что это естественная смерть. В тот момент, когда он направлял на нее энергию, то ей становилось немного лучше, и первое, что делала эта старушка, которая до этого лежала, она сразу же вскакивала и начинала что-то делать. Она сразу же начинала служить. Эта несчастная старушка, которая сама уже ни на что не была способна, благодаря его энергии начинала ухаживать за другими больными, которые лежали рядом с ней. И когда он увидел, что она каждую каплю своей энергии использует для служения, и, тем не менее, не может поправиться, то он понял, что она умирает своей смертью; просто ей пришла пора.

На самом деле большинство людей, которые умирают неестественной смертью, умирают именно потому, что сами лишили себя возможности служить, они не служат сами. И если человек правильно относится к жизни, если он видит смысл своего существования в служении, а в этом на самом деле смысл нашего существования, то нет большей гарантии внутренней защищенности и гармоничности нашей личности, чем эта.

Аналогия четырех сфер деятельности, применительно к организации

Принцип этих четырех сфер деятельности и заботы об их обновлении, в равной степени относится как к индивидуальному человеку, так и к организации. В случае с организацией происходит все то же самое. Если человек пренебрегает одной из этих сфер деятельности, то он перестает быть гармоничным человеком и его ожидает падение. Тоже самое, и даже еще яснее, видно на примере организаций.

Аналогом физической деятельности для организации являются финансы, так как они являются источником ее физического существования. Поэтому люди, занимающиеся организацией, должны уделять этому вопросу определенное внимание.

Аналогом умственной деятельности в пределах организации является забота об образовании членов этой организации; забота о том, чтобы люди чувствовали внутренний рост, чувствовали, что они развиваются. Психологический климат, то есть поощрение людей, тоже относится к сфере умственной деятельности в рамках коллектива, поэтому необходимо уделять внимание этому также.

Социальная или эмоциональная сфера – это взаимоотношения между людьми внутри этой организации.

И, наконец, аналогом духовной деятельности для организации в целом является четко поставленная цель, и деятельность в соответствии с миссией.

Таким образом, у каждой организации есть эти четыре сферы, и если одной из них пренебрегают, то организация не сможет добиться успеха. Если у нас, скажем, хорошо поставлены финансы, но при этом хромает социальная или духовная сфера, то эту организацию ожидает неудача. Или более близкий пример. Если у нас хорошо поставлена духовная деятельность, но очень хромают финансы, то в данном случае организация тоже не сможет добиться успеха. Если же в организации не уделяется внимание умственной деятельности, если члены этой организации не чувствуют своего умственного развития, то организация также не сможет добиться успеха.

Это в частности относится к каждому храму. Каждый храм должен оценить свою деятельность в соответствии с этими четырьмя сферами, и постоянно обновлять свои ресурсы в этих четырех сферах. Каждый храм, чтобы преуспевать, будучи самостоятельной единицей, должен уделять внимание физической деятельности, то есть финансовой деятельности, умственной деятельности, то есть образовательным программам, социальной деятельности, то есть поддерживать и развивать отношения между людьми, и духовной деятельности, то есть иметь четкую цель – вклад.

В связи с этим можно увидеть гениальность Шрилы Прабхупады – то, каким образом он организовал ИСККОН. Это совершенно гениальное творение. Если мы будем делать все, как сказал Шрила Прабхупада, то добьемся успеха во всем. Например, знаменитая формула Шрилы Прабхупады о том, что книги являются основой нашего движения. Одна сама по себе эта формула, эта сутра, которую дал Шрила Прабхупада – «книги – это основа нашего движения», – по сути дела включает в себя все то, о чем я говорил до этого. Книги с одной стороны приносят финансы – это основа финансового благосостояния. Если люди распространяют книги, то это приносит финансы. Это основа умственной деятельности, потому что мы должны ни просто продавать эти книги, а должны также изучать их и таким образом развивать свою умственную деятельность. Это основа социальной деятельности, потому что если мы будем изучать эти книги, то будем знать, как правильно налаживать свои отношения. И это, безусловно, основа духовной деятельности, потому что книги содержат в себе цель. Таким образом, в одной этой сутре заложено практически все это. И по сути дела для нашей организации, для ИСККОН, смысл сбалансированного подхода заключается в том, чтобы мы опять вернулись к наставлениям Шрилы Прабхупады и поняли, что книги являются основой нашей деятельности, а все остальное, так или иначе, приложится.

 

Итак, мы благополучно покончили с книгой Кави и можем приступать к книгам Шрилы Прабхупады, поняв необходимость всего этого.

 

Ответы на вопросы:

В: Расскажите, пожалуйста, об органайзере.

О: Это большая тема, которая заслуживает подробного описания, но я могу немного рассказать о принципах недельного планирования на примере органайзера, построенного на принципах этой книги. Давайте рассмотрим таблицу недельного планирования, которая есть в этом органайзере.

Первое, что тут нарисовано – это пила, которую нужно затачивать, и указаны четыре сферы, на которые нужно обратить внимание. Таким образом, человеку каждую неделю напоминается о том, что существуют эти четыре сферы деятельности, на которые он должен обращать внимание. И каждый человек должен написать в новую неделю, пообещав тем самым себе, что он собирается делать. Рядом с физической графой он должен написать, что он будет, например, заниматься физическими упражнениями или бегать 20 минут в день и т.п. Вторая графа – это социальная, или эмоциональная сфера. Следующее – это умственная сфера, и человек должен поставить перед собой какую-то конкретную цель, что он хочет сделать в умственной сфере на этой неделе. Прочитать, например, какую-то книгу, выучить шлоку и т.д. И, наконец, духовная сфера. Если человек чувствует, что какой-то аспект его духовной деятельности так или иначе хромает, то он должен поставить перед собой определенную задачу.

Очень интересно, что в самом верху написаны афоризмы, которыми должен руководствоваться человек, когда он заполняет весть этот план. Первое, что он должен сделать – это связать все со своей миссией. В этом органайзере очень большое внимание уделяется миссии; в нем есть особый раздел, посвященный миссии. И, таким образом, человека как бы подводят к тому, чтобы он написал свою собственную миссию, чтобы он, наконец, понял, для чего он живет, зачем он делает все то, что делает. И поэтому здесь говорится, что задача первого шага недельного планирования (которое состоит из шести шагов) заключается в том, чтобы все наши планы, которые мы строим на неделю, так или иначе были связаны с этой миссией. Второе – мы должны пересмотреть свои роли, то есть должны понять, какие роли конкретно я играю. Тут определено место для семи основных ролей, которые человек играет в своей деятельности, и человек должен расписать, что «я такой-то и такой-то», и в соответствии с определенной ролью он должен определить цель на неделю. Эта цель должна быть связана с миссией через роль. У человека есть миссия, и для достижения этой миссии он играет определенную роль, и, соответственно, ставит перед собой определенную цель на неделю. И тут определяется место для списка целей, которых хочет достичь человек. Далее идет просто расписание на каждый день, когда человек может сначала запланировать все эти важные дела.

Такое понедельное планирование очень важно, потому что помогает человеку находиться в квадрате важных, но несрочных дел. Таким образом, человек изначально планирует важные дела, которые он, если бы не планировал, то имел бы тенденцию пропустить или отложить назавтра, на послезавтра, на следующий год, на старость или на следующую жизнь. А так как он связывает все это с миссией и заранее планирует, то, запланировав важные дела, он видит, что всегда остается масса времени для всяки текущих дел и всего остального. В то же время, есть один из законов менеджмента, который нужно помнить тем, кто не занимается планированием. «Работа занимает все время, которое на нее выделяется». Другими словами, если у нас что-то не запланировано, то текучка будет заполнять все время, которое мы на нее выделили. Если мы просто плывем по течению, то текучка будет одолевать нас и ничего кроме нее не будет.

Таким образом, планируя на неделю, человек перечисляет цели, которые он должен достичь, и потом пытается разместить их по дням недели.

Также в этой графе о заточке пилы есть своя распечатка по дням, и каждый человек может поставить крестик, что в понедельник я сделал упражнения, во вторник я сделал упражнения, в среду я сделал упражнения, а в четверг я уже упражнения не сделал. То есть человек сам проверяет себя на честность.

Итак, я описал четыре шага недельного планирования: первый – связь с миссией, второй – рассмотрение ролей, которые мы играем, третий – определение целей, и четвертый – организация, или расположение этого по неделе. Следующий, пятый, обязательный и очень важный шаг – человек, каждый вечер или в конце недели, после того как сделал это, должен оглянуться и посмотреть, насколько он был честен перед самим собой, насколько он добился того, чего хотел добиться, сколько времени он выделил тому, что должен был сделать. Или же он просто написал это, почувствовал себя хорошо в течение пяти минут, а потом забыл и не стал этого делать. И, наконец, шестой шаг – это оценить, сделать какие-то выводы. Если что-то не получилось, то учесть это в следующей работе. Если он не сделал что-то, то должен обязательно оценить, почему он не сделал этого: потому что просто поленился или же у него действительно были серьезные причины. Такова вкратце схема недельного планирования.

 

В: …

О: Роли – это, безусловно, индивидуальные вещи. Каждый человек играет определенные роли. Я говорил об этом в предыдущих лекциях. Например, одна из наших ролей, которые мы играем – это роль ученика нашего духовного учителя, и в этом смысле у нас есть определенная миссия, определенная задача, определенные цели. У нас могут быть различные роли, которые мы играем, например, мойщик посуды, лектор или еще кто-то. То есть мы играем определенные роли в своей жизни, мы выполняем определенные функции. И каждый человек должен просто посмотреть и определить, какие роли он играет. У одного человека может быть не семь ролей, а только две, одна или вообще ни одной (смеется), а у кого-то их может быть больше, и тогда он не будет знать, какую роль ему надо играть.

На самом деле число семь – это оптимальное число, потому что человек не может выполнять серьезно большего числа функций. Ему не нужно слишком много на себя брать. Это одна из ошибок, которая подстерегает людей, когда они хотят сделать все сразу. Например, когда я начинаю писать свои роли, то мне иногда не хочется писать вообще никакие роли, а хочется просто забыться и заснуть; а иногда мне приходится писать двадцать различных ролей, и я не знаю, что с этими ролями делать, потому что мне нужно сделать все сразу. Таким образом, семь – это более или менее оптимальное число ролей, которые мы исполняем. У нас есть роль преданного. У нас есть роль в соответствии с нашим служением. У нас есть роль друга такого-то и такого-то даса. Это тоже наша определенная роль, в которой мы также можем ставить определенные цели. Если я друг с этим дасом, но мои отношения с ним, так или иначе, расстроились, то я могу поставить перед собой цель наладить эти взаимоотношения, и это будет очень важная цель, потому что люди имеют тенденцию забывать об этом и пренебрегать этим.

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2441 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора