Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Как можно научиться любить Кришну", лекция 2

Лекция Бхакти Вигьяны Госвами,

прочитанная в Кринице 26.09.06

 

Сегодня мы продолжим начатое вчера, и сегодня я объясню, каким образом духовный опыт, опыт самозабвенной любви к Богу может постепенно прийти к нам. Не нужно ожидать, что он придет слишком скоро. Но даже на самых первых этапах человек может почувствовать проблеск этого опыта. Однако, сам по себе путь – это труд, необходимый для того, чтобы подготовить наше сердце к принятию этих эмоций. Иначе, если эмоции снизойдут на нас, то сердце наше может не выдержать, либо оно может интерпретировать их неправильным образом.

Садхана, которой мы занимаемся, подготавливает наше сердце к восприятию водопада духовных эмоций, духовной любви, которая должна пролиться на нас, как Ганга. Ганга – это суть поток духовной энергии. Если сердце наше не будет готово, то даже если эти эмоции снизойдут к нам, они могут причинить нам вред, либо мы их неправильно поймем или отнесемся к ним с пренебрежением. Именно в этом заслуга Рупы Госвами. Сегодня я расскажу, как мы должны действовать и трудиться, находясь под руководством Рупы Госвами, принимая прибежище его лотосных стоп.

Мы все знаем, что Рагхунатх дас Госвами долго жил в Пури вместе с Чайтаньей Махапрабху. Единственный из шести Госвами он провел долгое время рядом с Господом и был свидетелем всех последних лил Господа Чайтаньи. В «Антья-лиле» описываются последние игры Господа Чайтаньи в Джаганнатха-пури, когда Он был практически затворником. И в это время произошла маленькая история, связанная с Рагхунатхой дасом Госвами.

Из Вриндавана пришел Шанкараранья Сарасвати. Судя по имени, это был имперсоналист, но в присутствии Господа Чайтаньи, любой имперсоналист становился преданным. Когда человек находится рядом с источником любви, он больше не может сохранять свое сухое, пораженное ядом майавады сердце. Шанкараранья Сарасвати принес из Вриндавана маленькую шилу, с этого началась наша традиция поклоняться Говардхана-шиле. Также он принес гунджа-малу. Гунджа – это обычный вьюнок, который растет во Вриндаване в изобилии. У него красненькие семена с черненькой точечкой. Кришна носит ожерелье из этой гунджа-малы, не из драгоценных камней и изумрудов. Когда Он приходит в Двараку, Его начинает интересовать драгоценный камень сйамантака и прочие атрибуты роскоши, но во Вриндаване Его это не интересует. Он с гордостью носит ожерелье из семян гунджы, потому что они напоминают Ему своим цветом цвет любви Шримати Радхарани. Маленькая черная точка там – это Он, утонувший в Ее любви. Господь Чайтанья несколько лет омывал эту шилу Своими слезами, таким образом Он совершал абхишек для этой шилы. До сих пор на этой шиле сохранились отпечатки Его рук. Когда Он смотрел на эту шилу, весь Вриндаван представал перед Его глазами.

В какой-то момент Он, видя чистоту Рагхунатхи даса Госвами, видя его смирение и терпение, решил вознаградить его. Он позвал его к Себе и вручил эту Говархана-шилу вместе с гунджа-малой. Когда Рагхунатх дас Госвами получил этот подарок, он подумал об одной интересной вещи. Он подумал о том, что когда Господь Чайтанья дал ему эту шилу, то, таким образом, Он подарил его, Рагхунатху, Говардхану. Он понял с этого момента, что отныне он – слуга Говархана и вечная служанка Шримати Радхарани. В этом суть преданности.

Мы должны понимать, что все, что с нами происходит нужно для того, чтобы соединить нас с Кришной, лишить нас нашей независимости. Смысл этой маленькой истории в том, что милость может пролиться на нас, и она уже проливается. Но также нужно трудиться для того, чтобы ее было больше и человек должен быть готовым заплатить определенную цену. Цена – это наша садхана, наши старания. Но милость – это самое начало пути, это не конец. Нужно оценить правильно милость, которую нам дал Прабхупада, и постоянно поливать ее.

Господь Чайтанья дал огромной силы импульс, другие распространяли его. Святое Имя в любой традиции – это внутренний зов к изменению. Когда мы повторяем святое Имя, мы должны быть готовы измениться. Если простой человек слышит святое Имя, он понимает в определенный момент, что так он больше жить не может, он не имеет права больше так жить, и он должен все поменять в своей жизни. Но вскоре этот импульс проходит, и рутина вновь засасывает нас. Но когда Чайтанья Махапрабху дал этот импульс, и когда Его спутники распространили этот импульс, то пришел черед Рупе и Санатане объяснить, как сохранить в себе это чувство, какой практикой нужно заниматься для того, чтобы наш духовный опыт, который мы получили сразу, как только услышали святое Имя, не только сохранился, но становился все глубже и глубже.

Существует опасность любой религиозной традиции – измельчение духовного опыта. Мы можем видеть это на примере различных протестантских движений. Их духовный опыт очень дешевый. Этот опыт не имеет под собой реальной основы. Рупа Госвами дал нам удивительно точно адресованную практику, которая не является имитацией, но одновременно с этим помогает нам обрести экстатическую любовь, помогает нам в какой-то момент заплакать. Нигде ни в каком другом месте вы это не сможете найти, и даже у нас вы это не сможете найти… если не будете искать. Ни в какой другой сампрадайе этого нет.

Бхактивинод Тхакур начинает объяснять этот стих, и он делает ударение на рагу. Он говорит, что если ты хочешь жить во Вриндаване с любовью, то ты можешь получить ее только от преданных. В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами говорит об этом. Он говорит, что у раги – спонтанной привязанности - есть единственный источник – сердце чистого преданного. Джива Госвами, комментируя это утверждение, говорит, что вайдхи-бхакти иногда можно получить по-другому. Вайдхи-бхакти можно получить из книг. Но чтобы обрести спонтанную привязанность, нам нужно постоянно с любовью помнить о том, что нам дали Рупа, Сварупа и Санатана Госвами., и нам нужно быть непосредственно связанными с ними, или с людьми, которые связаны с ними. Рагу мы можем получить только из сердца человека, у которого есть рага.

Госвами Вриндавана объяснили, каким образом Бог является личностью. В христианстве тоже говорится, что Бог – личность, но как нам подойти к этой личности, как с ней общаться, объяснили Госвами Вриндавана. Личность Бога требует отношений. Отношения – это самое сложное, в том числе и в материальном мире. Отношения всегда подразумевают жертву. Без этого отношения превращаются в боль. Мы должны настроиться на то, чтобы мы отдавали, мы служили, мы жертвовали чем-то. Рупа Госвами объясняет науку отношений с Богом. Он объясняет духовную жизнь, как постоянно развивающуюся динамику этих отношений. Духовная жизнь по Рупе Госвами – это увлекательный приключенческий роман. Вы заметили это уже? Кришна любит приключения. Кришна самый большой авантюрист. По мере того, как мы выстраиваем отношения с Богом, отношения, основанные на жертве и любви, и когда эти отношения становятся все глубже и глубже, у нас появляются эмоции по отношению к Кришне.

Тут есть одна очень большая опасность. В материальном мире эмоции, как правило, связаны с вожделением. В материальном мире любовь – это секс, а секс – это любовь. Но люди забывают или не знают о том, что, на самом деле, любовь находится в антагонизме с сексом. Это также одна из революционных идей, которая присутствует в нашей сампрадае. В свое время маркиз де Сад, знаменитый своими жуткими извращениями и сошедший с ума из-за секса, сказал: «Ничто так не мешает наслаждению, как любовь». Это вывод, к которому он пришел. Наслаждение - значит эксплуатация, наслаждение значит, что я пытаюсь взять, а любовь значит – отдать. Природа любви и наслаждения прямо противоположна. В этом смысле Рупа Госвами учит нас любви.

Сначала он дает нам практику на физическом уровне – это садхана-бхакти. Все эти анги занимают наше тело. Постепенно они занимают наш ум, чувства, речь. Но смысл этого в том, чтобы сублимировать наши эмоции, вызвать их и вознести до чистого, очищенного уровня.

Существует такая книга, называемая «Золотая середина». Я знаю, что многие преданные ее читают. Написал ее какой-то Бхакта дас. Он описывает золотую середину – секс в гуне благости. Он описывает различные тантрические практики, которые позволяют заниматься сексом без потери семени. Но это ошибка. Природа любви совершенно другая. С помощью секса в гуне благости вы не попадете в духовный мир, поверьте мне.

Каким образом в нашей сампрадайе развиваются настоящие эмоции? Рупа Госвами первый назвал бхакти – расой. У него есть большие основания для этого. Более того, Рупа Госвами опроверг мирское понятие расы. В ведической культуре все превращают в науку. Нигде на западе этого нет. Один русский философ Зильберман, который живет сейчас в Америке, и который на самом деле является гением философии, изучил все возможные философские течения. Он пришел к выводу, что на западе никогда философии не было, и также он сказал, что единственное место, где была философия - это Индия.

В Индии помимо философии есть удивительная наука вызывания эмоций. «Аланкара-шастра» во главе с Бхаратой Муни описывает, как эти эмоции вызывать. Рупа Госвами сказал, что это хорошая наука, но она неправильная. И он объяснил, как с точки зрения расы объяснить любовь к Богу. Он пользуется для вызывания любви к Богу, для ее формирования тем же самым способом, которым пользуются обычные мирские люди для вызывания эмоций. Как сказал В.И. Ленин, для нас самым важным искусством является кино. Рупа Госвами сказал почти то же самое. Ленин, сам того не зная, был последователем Рупы Госвами.

Рупа Госвами сказал, что самым важным из всех искусств для нас является… Что? Рассказы о Кришне, стихи о Кришне, драмы о Кришне являются самыми важными из всех искусств. Когда мы смотрим, читаем о Кришне, и самое важное - когда мы читаем о том, как преданные любят Его, то тот же самый опыт любви может перейти к нам!!! Почему это происходит? Потому что Кришна присутствует в рассказах о Себе. Это фундаментальное положение нашей философии. Даже на уровне садханы Бог присутствует в Своем святом Имени. Мы соприкасаемся с Ним, если мы правильно подготавливаем свое сердце. Кто-то чувствовал из вас, как Кришна обнимает его, когда он повторяет Его святое Имя, когда он поет киртан? Я чувствовал много раз.

Шраванам и киртанам, если они связаны с рассказами о Кришне, обладают огромным зарядом благочестия, которое не сравниться ни с каким другим благочестием. Эффект рассказов о Кришне так велик! Бог не ограничен, и Он целиком присутствует в рассказах о Себе. Он Сам – раса. И если мы правильно настроим свое сердце, раскроем его для этого, мы сможем это понять и почувствовать.

Шрутакирти рассказывал, что однажды Шрила Прабхупада читал книгу о Кришне. Он всегда говорил, что это не он написал эту книгу, Кришна написал. И всегда он открывал эту книгу как новую, читал с большим увлечением. И однажды после такого чтения, он сказал: «Если кто-то прочитает эту книгу, он сможет стать совершенным». Потом он подумал и сказал: «Нет. Если кто-то прочитает всего-навсего одну главу из этой книги, его жизнь станет совершенной». Он снова помолчал, затем сказал: «Если кто-то прочитает одну страницу из этой книги, его жизнь станет совершенной». Потом он махнул рукой и сказал: «Даже если кто-то прочитает одно слово из этой книги, его жизнь станет совершенной, потому что Кришна находится там, в этой книге, в каждом ее слове».

Скоро БТТ выпустит совершенно новое издание книги о Кришне, этот перевод намного превосходит первоначальный перевод. Его делала замечательная переводчица, и мне выпала честь редактировать эту книгу. Я прошу вас, как только вы увидите эту книгу, пожалуйста, прочитайте ее от начала до конца. Бог присутствует в рассказах о Себе. Я имею честь быть автором «Баллады о сумасшедшей торговке фруктами». Я тоже не имею никакого отношения к этому произведению, как-то оно получилось само, каким-то образом это произошло, мне трудно объяснить, что я чувствовал, когда я ее писал, но она писалась сама. Это было удивительное чувство. Многие говорили мне, что когда они читают ее, они начинают плакать, не понятно почему. Но мне понятно, почему. Потому что во всем этом присутствует Кришна.

Шрила Рупа Госвами объясняет как дальше идти по этому пути и каким образом усилить этот опыт мистического общения с Богом. Рупа Госвами, находясь на высочайшей ступени любви, которую он получил от Господа Чайтанья, объяснил нам, каким образом это чувство можно воспроизводить. Мы с вами можем обрести этот опыт расы, не важно как. Рупа Госвами доказывает это.

Даже если Бог причиняет нам боль, даже если мы разлучаемся с Ним, эта боль разлуки доставляет нам блаженство. Духовные эмоции всегда чисты. Боль в материальном мире приносит страдания, но в духовном мире она дороже всего. Чайтанья Махапрабху говорит, что для нас разлука с Кришной дороже, чем встреча с Ним. Мы хотим встретиться с Кришной. Но Чайтанья Махапрабху говорит, что большей удачей является то, что мы находимся в разлуке с Кришной. Те, кто испытывают разлуку, намного удачливее тех, кто видит Его. Потому что тогда мы в правильном состоянии будем повторять святое Имя. Если это чувство разлуки придет к вам, тогда вы будете искать Кришну. это чувство разлуки значительно сильнее, чем то чувство, когда человек испытывает при встрече с Кришной. Суть не в том, чтобы увидеть Кришну, суть в том, чтобы Его любить.

Чайтанья Махапрабху в конце «Шикшаштаки» описывает настроение в разлуке. «Даже если Ты разобьешь мое сердце, не появляясь передо мной, я все равно Твой слуга, всегда, вечно». Это самое сильное эмоциональное состояние. Мы ищем не Кришну, что мы ищем? ЛЮБОВЬ к Кришне!!! Когда эта любовь придет к нам, то Кришна Сам придет к нам, Его не нужно будет звать, Он не сможет не прийти. Если у нас есть любовь, у нас есть все. если ее нет, то у нас нет ничего. В этом заслуга Рупы Госвами, он объяснил нам, как эту любовь обрести, слушая о Кришне, читая о Кришне, повторяя Его святое Имя, общаясь с преданными, у которых есть любовь к Кришне.

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора