Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Как можно научиться любить Кришну", лекция 3

Лекция Бхакти Вигьяны Госвами,

прочитанная в Кринице 27.09.06

 

Господь не ограничен, Он может войти в любое слово. Шрила Прабхупада сказал, что даже, если человек прочитает одно слово из книги о Кришне, его жизнь станет совершенной. Кто-то может подумать, что это преувеличение. Тот, кто так думает – атеист. Господь может целиком войти в одно слово. Господь легко входит в атом, что Ему стоит войти в слово? Он может легко войти вместе со всеми Своими энергиями, со всем Своим могуществом и духовной обителью в одно слово. Мы можем прочитать одно слово, и в тот же миг наша материальная жизнь закончится. Господь входит в рассказы о Себе, в слова чистых преданных, в звук святого Имени, и в этот момент человек чувствует опыт расы.

Этот опыт, даже если шока – скорбь – приходит к нам в наших отношениях с Господом, сукхам эва-джайатепорождает счастье. Даже если в общении с Кришной мы сталкиваемся с горем, то это горе порождает в нас невероятное счастье и радость.

Я уже говорил, что с Богом встречались многие. Было бы неоправданным сектантством утверждать, что только в нашей сампрадайе святые встречались с Богом. В других сампрадайах и религиозных течениях также есть такой опыт. Опять же это происходит потому, что Бог ни в коем случае не ограничен. Он может появиться на святой земле Индии, и Он может появиться на не очень святой земле Израиля, где до сих пор люди убивают друг друга непонятно из-за чего. Впрочем, в Индии они делают тоже самое. Он может появиться на совсем несвятой земле Америки. Он может явиться в любом виде, в любое время, в любых обстоятельствах. К любому человеку, самому падшему и самому низшему, Он может прийти вместе со всеми Своими энергиями. Многие люди ощущали Бога, встречали Его, общались с Ним. Но нигде и никто другой не может вас научить этому, только как в нашей сампрадайе. Передать этот мистический опыт – вот в чем особое отличие нашей сампрадайи.

Шрила Рупа Госвами разработал систему, с помощью которой этот опыт может передаваться. Каждый человек этот опыт Богообщения может обрести. Нужно очень правильно понимать, что это за опыт Богоявления. Как называется метод, с помощью которого мы обретаем этот опыт присутствия Бога? – Садхана. Сегодня я хочу немного поговорить о том, что такое садхана.

Гарантировано ли человеку, что если он занимается садханой, то обязательно достигнет премы? Нет, не гарантировано. Мы все знаем, что у Бога никаких обязательств перед нами нет. Мы Ему обязаны всем, Он нам ничем не обязан. Одна из распространенных ошибок, которые мы склонны делать, это то, что мы воспринимаем садхану, как некий процесс, в результате которого мы обретем Бога. Само по себе такое отношение к садхане уже неправильное, потому что мы изначально пытаемся поставить Бога в зависимость от наших усилий. Иногда мы думаем, что мы будем заниматься садханой, и с ее помощью мы будем штурмовать духовный мир. Это также неправильно.

Садхана – эта наша готовность принять милость Кришны. Это всего лишь проявление искренности с нашей стороны. В конце концов, мы всегда и полностью должны зависеть от милости Кришны! Иногда мы думаем, что с помощью садханы мы залезем в духовный мир и, – хочет Кришна или не хочет, – Ему придется терпеть нас там.

Бхакти – это всегда нисходящий процесс. И в нашем с вами случае бхакти, в виде веры, сходит на нас из уст возвышенных вайшнавов. Есть знаменитый стих из ЧЧ, который мы часто повторяем, но не совсем его понимаем, хотя есть различное понимание этого стиха.

Нитья-сиддха Кришна-према садхья-кабу най

шраванади шуддхачита коройе удай.

 

Кришна-према является нитья-сиддхой, т.е. она вечно существует. Садхья кабу ной – означает, что Кришна-према не является садхьей - чем-то, что можно получить с помощью садханы. Шри Чайтанья Махапрабху устами Кришны даса Кавираджа Госвами говорит здесь, что Кришна-прему не получить с помощью садханы. Тогда откуда же она берется? Шраванади шуддха-чита - она появляется, когда наше сердце или сознание очищается с помощью шраванам, киртанам, смаранам и т.д., но в первую очередь, когда оно очищается с помощью слушания. Кришна дас Кавираджа Госвами даже не перечисляет остальные методы, потому что в Кали-йугу достаточно одного шраванам. И что значит коройе-удай? Это значит, что она восходит в нашем сердце. Чандра-удай – означает восходящая Луна. Эта Луна должна взойти в Кали-йугу, чтобы остудить жар лихорадки, в которой мы все сейчас находимся. В какой-то момент Кришна-према сама восходит в нашем сердце, когда оно очищается с помощью шраванам и киртанам.

Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что человек даже на стадии садханы может непосредственно встретить Кришну. Каким образом мы встречаемся с Кришной на начальных стадиях садхана-бхакти? В любой деятельности, которая, так или иначе, связана с Кришной, мы встречаемся с Ним. Когда мы начинаем преданное служение, то Кришна Сам присутствует в самом акте служения Ему. В этом суть нашего процесса. Важный стих в этой связи, который Шрила Прабхупада часто цитировал, его приводит Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности»:

Атах Шри-Кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих

Севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах

 

Атах – поэтому, Шри Кришна намади на бхавед грахйам индрийаих – человек не может понять Имя Кришны и все остальное, что связано с Кришной своими грубыми чувствами, потому что Имя Кришны – духовно. Многие философы в мировой истории приходили к этому печальному и неутешительному выводу о том, что Бог – непостижим. Наш язык, наши глаза, уши, чувства предназначены, чтобы постигать материальную природу. Но постичь с их помощью Бога мы не можем. Сева-унмукхе и джихвадау – мы должны начать служить Кришне. Сева-унмукхе – здесь зарыт секрет, – у нас должна проявиться склонность к служению, начиная с языка. Сейчас наш язык служит нашему обусловленному сознанию. Наше знакомство с этим миром начинается с языка. Что делает ребенок? Он все тянет в рот. И что еще делает язык? Болтает. Что, в основном, говорит язык? – В лучшем случае, чепуху и разные гадости. Он также может оскорблять других и разносить сплетни. И он наслаждается этим. Апостол Павел говорил, что оскорбляет нас не то, что входит в нас, а то, что выходит. Он не хотел сказать, что нас не оскверняет то, что в нас входит, он хотел сказать, что то, что выходит, оскверняет сознание еще больше. Человек, с помощью языка, оскверняет свое бытие. Он оскверняет его, вкушая всякую гадость, и он оскверняет себя, когда он оскорбляет других, или когда он просто болтает чепуху.

Но в этом стихе говорится, что как только в этом языке появляется склонность служить, как только мы начинаем думать, что будем своим языком служить Кришне, тогда Кришна Сам нисходит на наш язык. Наш процесс начинается с кушанам, вкушения прасада. Он должен стоять впереди шраванам. Садхана в нашем случае - это форма притворства. Мы выполняем садхану, чтобы стать кем-то, кто это делает естественным образом. Чистые преданные говорят о Кришне. О ком говорим мы? Чистые преданные, как рыба без воды, не могут жить без разговоров о Кришне. Если нет Кришны, то нет никакого вкуса. Человек должен занимается садханой с желанием служить. В конце концов, мы должны стать спонтанными преданными, чтобы мы хотели говорить только о Кришне и ни о Ком другом. Мы должны понимать, что все, что мы делаем, нужно делать, как служение, а не как механический процесс, который нас куда-то приведет. Когда мы повторяем святое Имя, мы должны выполнять его, как служение святому Имени. Если мы просто будем помнить, что это служение, то святое Имя очень быстро приведет нас к Кришне.

Что является существенной характеристикой нашей садханы? Шраванади-крийадеятельность, которая начинается со слушания. Суть садханы начинается с того, что мы просто слушаем о Кришне. Мы должны правильно относиться к слушанию, как к служению, мы не должны думать о том, что когда же нам расскажут какую-нибудь интересную историю, мы должны понимать, что слушание – это наше служение Кришне, причем самое важное служение. Вторичный признак садханы – это то, что садхана иногда приводит к преме. Шри Чайтанья Махапрабху говорит: «Не ждите премы. Она придет сама». В любых обстоятельствах мы должны служить Кришне, слушая о Нем, повторяя Его Имена и прославляя Его. И тогда, према, может быть, придет к нам. Но Кришна уже есть у нас. Кришна находится в садхане на всех ее этапах. Единственное, что нам нужно - правильно относиться к этому и раскрыть свои уши навстречу Ему. Хочу закончить свою лекцию притчей о собаке.

Жил-был один молодой пес. И как все молодые псы, он был исполнен энтузиазма. Однажды он был занят тем, что пытался поймать свой хвост. В это время мимо проходил умудренный опытом старый пес - старший преданный, у которого уже нет энтузиазма, но есть мудрость. Он увидел тщетные попытки молодого пса, который гонялся за своим хвостом. Он спросил, зачем тот бегает за своим хвостом? Тогда этот щенок остановился и сказал:

- Я изучил все философии, я глубоко постиг суть предмета, я узнал, что самое главное для собаки – это счастье. Более того, я узнал, где находится это счастье. Оно находится в хвосте, и поэтому я пытаюсь его поймать. Поэтому не мешай мне, иди своей дорогой.

И он попытался опять продолжить свое занятие. Но старший преданный его остановил:

- Дорогой мой младший друг! Ты совершенно прав, мы с тобой из одной сампрадайи. Я тоже изучил все философии, и я тоже понял, что главное для собаки – это счастье, я тоже понял, что счастье в хвосте, и я также понял то, что хвост всегда с нами, поэтому не нужно за ним гоняться.

Счастье всегда с нами. Когда у нас появляется правильное отношение ко всему, что мы делаем, к шраванам, киртанам, тогда счастье в виде Кришны приходит к нам, потому что Кришна Сам, целиком, находится в этих процессах преданного служения.

Вопрос: достаточно ли, только читая книги Шрилы Прабхупады, достигнуть рагануга-бхакти, или нужно общаться с преданным-раганугой? Мы говорили, что рассказы о Кришне обладают могуществом. Но может ли человек, который критикует старших преданных, рассказывать о Кришне? И что будет со слушателями? Какими качествами должен обладать рассказчик?

Ответ: Шрила Прабхупада говорил, что его книги – это необычные книги, это его эмоциональный экстаз. Он говорил это про свои комментарии к ШБ. Шрила Прабхупада вложил в эти книги очень много, и поэтому, ни в коем случае нельзя недооценивать могущество этих книг. Человек может соприкоснуться со Шрилой Прабхупадой на страницах его книг. Но при этом мы должны понимать, что мы в своем СК очень сильно зависим от человека, который через общение со Шрилой Прабхупадой или через общение с учениками Шрилы Прабхупады обрел привязанность, и через него мы сможем почувствовать ее гораздо легче. До какой-то степени Шрила Прабхупада в своих книгах беззащитен, потому что мы можем как угодно истолковать то, о чем говорит Шрила Прабхупада. Самим нам придется учиться гораздо дольше. Значительно больше мы поймем, если будем просто смотреть на преданного, у которого есть рага. Это все равно, что учиться музыке по книгам. Нам нужно читать книги Шрилы Прабхупады, понимая их могущество, и одновременно с этим нужно понимать, что личное общение трудно чем-то заменить. О Кришне могут рассказывать все. Шрила Прабхупада однажды сказал, что проповедовать может каждый. Если мы говорим, что Кришна – Верховная Личность Бога, то мы уже говорим о Кришне. Но при этом сила воздействия звука зависит от нашей чистоты. Звук должен войти в ухо и, затем в сердце, но не в другое ухо. Если звук действительно чистый, то он пробьет все преграды, которые ложное эго построило в нашем сердце. Чем чище человек, который рассказывает о Кришне, тем больше могущество его слов. Если рассказчик критикует и оскорбляет других, то его язык и сознание грязны. Он может говорить о Кришне и должен, потому что у него нет иного способа очиститься, но эффект от его слов будет не таким могущественным, каким он мог бы быть, если бы сознание его было чище.

-----------------------------7d841152d01bc Content-Disposition: form-data; name="edttmessage" 1
Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2864 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора