Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Бхакти Вигьяна Госвами

"Как можно научиться любить Кришну", лекция 4

Лекция Бхакти Вигьяны Госвами,

прочитанная в Кринице 28.09.06

 

Противоречия – доказательства истины.

 

Во всем, что я говорю, можно найти множество противоречий. Люди с дотошным умом всегда выискивают эти противоречия. Но, как ни странно, эти противоречия, являются доказательством истины. Был такой христианский теолог Тертуллиан, один из отцов церкви. Однажды он сказал, что если утверждение парадоксально, значит оно истинно. Все, что касается духа, по определению должно быть парадоксально. Духовную философию нельзя объяснить категориями примитивной логики. В духовной философии всегда должна быть изюминка, не поддающаяся логическому пониманию. Одним из таких очевидных противоречий является то, что с одной стороны нам говорят, что нам нужно что-то делать, а с другой стороны говорят – делай - ни делай, а от тебя ничего не зависит.

Мы слышали, что Господь Чайтанья пришел, чтобы раздать прему. Тогда зачем мы должны что-то делать? Поэтому, сегодня я хочу разрешить это противоречие, хотя противоречия здесь никакого нет. Господь Чайтанья пришел, чтобы дать прему. И этот поток премы до сих пор льется, в том числе, и на нас. Все мы с вами периодически испытываем прему или, по крайней мере, бхаву - любовь к Богу. С самого начала мы испытываем бхаву. Кто ее дает? Господь Чайтанья через преданных. Первые ощущения экстаза, легкости, слезы, которые у нас непонятно от чего выступают на глазах, являются первым опытом любви к Богу. Мы не знаем, Кто такой Кришна, почему мы поем Харе Кришна, но любовь приходит, потому что Господь Чайтанья вложил прему в святое Имя.

И дальше, получив эту прему, мы должны продолжать трудиться, чтобы сердце наше очистилось, чтобы этот опыт стал постоянным и глубоким. Это можно сравнить с таким примером: Ганга несет в своих водах различный мусор. Иногда она выбрасывает его на берег. Мы подобны такому мусору. Когда нас выбрасывает из потока этой любви, мы думаем, что нас обманули. Мы лежим и сохнем. Но рано или поздно пойдут дожди, и они снова смоют нас в Гангу, и мы достигнем океана любви, который нам обещали. Рано или поздно нас всех донесет в этот океан.

Кто-то задал мне вопрос о том, почему многие ученики Прабхупады перестали идти путем бхакти. Можно ли считать, что все уходят с пути бхакти только в результате оскорблений? Да, на какое-то время человек может отойти, ему надоело плыть. Хочется полежать на берегу, посмотреть со стороны на тех, кто плывет и покричать им с берега: «Плавали - знаем!». Конечно, основная причина того, что люди отходят на какое-то время, в основном – оскорбления.

Главный секрет садханы – наше правильное настроение, наше желание служить – севонмукхе хи джихвадау. Вы пытались читать мантру в настроении служения Кришне? Если мы не считаем себя слугой, значит, мы считаем себя господином. А если мы считаем себя господином, мы будем пытаться господствовать, властвовать над другими бхактами и, таким образом, мы будем совершать оскорбления. Поэтому, иногда нас выносит на берег, чтобы мы посохли и подумали.

Поступки тех, кто добился успеха, должны стать практикой для тех, кто его еще не добился. Иначе говоря, мы должны делать так, как делали те, кто уже добился успеха. И те, кто обрел любовь к Богу, слушают о Кришне, говорят о Кришне, думают о Кришне, и поэтому мы должны пытаться делать то же самое. В этом суть садханы. Если мы поняли этот важный момент, что садхана должна совершаться в правильном умонастроении, что это наше служение Кришне, то она очень быстро будет очищать наши сердца. Мы хотим научиться плакать. Молиться мы должны со слезами на глазах. Но их нет! И все равно, мы должны молиться, и тогда слезы польются.

Наши шастры говорят, что человек, который предается, сможет победить Бога. Кришна подчиняется бхакти. Бхакти может контролировать Самого Бога. У нас уже есть склонность все контролировать. Это природа любого живого существа. Но для того, чтобы контролировать Бога, нужно сначала Ему полностью подчиниться, полностью предаться и отказаться от желания властвовать и контролировать. Таков парадоксальный путь бхакти. И в этом ее сложность.

Этот путь подразумевает полный отказ от собственного эго. Эго значит, что все зависит от нас. Почему люди так любят йогу? Потому что в йоге говорится, что все зависит от нас. В этом есть очень большое наслаждение для эго. В карме, в гьяне все зависит от наших усилий. То же в йоге. Почему люди любят разные курсы? Им нужен метод, с помощью которого они получат результат. Почему мы сейчас проповедуем с помощью разных косвенных методов? Потому что это привлекает людей. Им нужен метод, с помощью которого они получат результат.

Бхакти – самый сложный путь, потому что там говорится, что ничего от нас не зависит. Некоторые ленивые люди воспринимают это с удовольствием. Но в этом–то и парадокс. Мы должны что-то делать, мы должны заниматься садханой. Мне задали вопрос: «Вы говорили, что бхакти передается из сердца в сердце, объясните механизм». Объясняю. Если смешать бхакти с нашим грязным сердцем, то получится грязное бхакти. И механизм заключается в следующем – мы встречаем преданного, и мы видим его любовь, его желания, его слезы и его стремления, и бхакти, по своей воле – это очень важно, – входит в наше сердце.

Можем мы заставить Бога прийти сюда, в этот мир? Нет. Он приходит по Своему собственному желанию, Он может прийти, а может и не прийти. То же самое с бхакти. Она - живая! В какой-то момент Кришна вкладывает бхакти в сердца Своих чистых преданных. Бхакти – это движущаяся сила, и когда она захочет, она может перейти в сердце другого человека. Понятно, что ничего не понятно, но ясно одно, что нужно заниматься садханой.

Шрила Прабхупада был рагануга-бхактой, и он говорил нам, что мы должны заниматься садханой, и он дал нам желание этим заниматься, и он дал нам вкус.

Если бы бхакти обязательно приходила в результате садханы, то она была бы искусственной. Кришна объясняет это в БГ. Он говорит:

 

брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

самах сарвешу бхутешу

мад-бхактим лабхате парам

 

Мы можем достичь очищения сердца. Чистое сердце становится просветленным и радостным. Сердце может стать просветленным в результате садханы. Но Кришна добавляет, что в какой-то момент, когда сердце очищается, и мы находимся на уровне брахма-бхуты, мы может обрести бхакти.

Мы знаем, что Кришна находится в нашем сердце, и так же говорится, что Он туда не войдет, пока мы свое сердце не очистим. Непонятно, зачем Ему входить, если Он уже там? Точно также бхакти. Оно находится в сердце, и в то же самое время, мы должны получить ее от другого преданного.

Санатана Госвами первым дал классификацию различных форм бхакти и различных форм Бога. Бог - всегда Бог. Зачем Санатана Госвами дал классификацию различных аватар? Он дал нам понимание рас, в которых приходят аватары. Мы поклоняемся Кришне, потому что Он по расе – самый возвышенный из всех аватар. Санатана Госвами объяснил, как бхакта и Бхагаван могут общаться друг с другом. Здесь все зависит от любви преданного. В зависимости от любви, Бхагаван предстает перед преданным в более или менее полной форме. Если наша любовь маленькая, то Господь предстанет перед нами во всем своем великолепии, и наоборот, чем больше наша любовь, тем Он меньше. Он становится маленьким по размеру, Он становится ребенком, и Он позволяет нам любить Его в этом качестве.

Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» объясняет, что такое бхава. Когда сердце наше полностью растаяло, мы занимаемся бхакти, и она приносит нам удовольствие. Это удовольствие, ручи, постепенно нарастает, и когда оно достигает такой силы, что сердце человека плавится, становится жидким, то это бхава. Когда это состояние становится постоянным, оно называется стхайи-бхава, т.е. постоянная. Наше сердце периодически тает и затем опять застывает. Это состояние называется бхава. Но когда сердце постоянно находится в жидком состоянии, тогда у людей постоянно текут слезы. Когда мы обретаем постоянную бхаву по отношению к Кришне, то она может быть 5 различных видов. С этого момента формируется наша духовная личность. Привязанность к Богу является началом формирования нашей духовной личности.

Вибхава пробуждает стхайи-бхаву с новой силой. Допустим, мы видим башмачки Кришны или слышим Его плач, то это еще больше усиливает нашу любовь к Нему. Вибхава бывает 2 видов. Уддипан и аламбан. Удипаном может быть звук, запах, туча и др. Ниранджана Махарадж однажды сказал мне, что он дает своим ученикам особые имена, чтобы они могли медитировать на них, и чтобы они стали для них уддипаном. Что такое аламбан? Вишая-аламбан – это Кришна, объект нашей любви. Когда мы видим, какой Кришна добрый и сострадательный, то это становится вибхавой, потому что это усиливает нашу любовь к Господу. Ашрайа-аламбан – это тот, кто любит. Когда мы видим преданного, который любит Кришну, и когда мы видим, как проявляется его любовь к Кришне, и что он делает, чтобы доказать свою любовь к Кришне, какие препятствия он преодолевает, то даже в нашем сердце может проявиться экстатическая любовь к Кришне. Садхака-ашрайа-аламбанпреданный, который служит для меня примером экстатической любви к Кришне.

Есть преданные сиддхиЙашода, Лалита, Радхарани и др., которые могут служить для нас примером экстатической любви, и все они находятся в духовном мире. Садхаки находятся здесь в материальном мире. Рупа Госвами является садхакой. Даже Господь Чайтанья принял положение садхаки. Рупа Госвами дает определение преданного, который может служить примером экстатической любви. - Тот, у кого уже пробудилась рати, или любовь к Кришне, но при этом у него остались препятствия, и эти препятствия у нас будут, пока у нас будет материальное тело. Он уже готов встретиться с Кришной, такой человек является садхакой. Когда мы думаем о том, как преданные живут в этом мире и, тем не менее, служат Кришне, это для нас является стимулом экстатической любви.

Рупа Госвами объясняет нам, что даже на пути у великих преданных встречаются препятствия, даже если у них есть любовь к Кришне. Иногда нам кажется, что Кришна создает лишние проблемы. Но Он делает это для того, чтобы пробудить в нас любовь. Сколько препятствий было у Шрилы Прабхупады?! Как он хотел дать нам любовь к Кришне! Когда мы видим, как любовь проявляется в преданных, приехавших на этот фестиваль, какие препятствия они преодолевают, чем они жертвуют ради нас, ради того, чтобы дать нам Кришна-бхакти, то это должно пробуждать в нас экстатическую любовь.

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2460 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора