Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Лекции » Бхакти Вигьяна Госвами

Бхакти Вигьяна Госвами, БГ 7.14, Москва 1.09.07

Лекция Бхакти Вигьяна Госвами в Москве 1.09.07 БГ 7.14.

Теория и практика в Сознании Кришны.

Астрология, карма, гороскоп, и как реально избавляться от кармы.

 

Дайви хй эша гуна-майи

Мама майа дуратьяя

Мам эва е прападьянте

Маям этам таранти те

 

«Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы. Но тот, кто вручил себя Мне, может легко выйти из-под ее влияния».

Мы должны почувствовать на своем опыте, что мы – бессмертные души. Мы можем говорить об этом бесконечно, но мы забываем об этом, стоит нам подойти к зеркалу. Мы можем теоретически знать, что мы бессмертны. Значит ли это, что мы перестанем бояться смерти? Теоретически мы знаем, что вожделение – это плохо, гнев – это плохо. Но на практике мы забываем об этом. Когда мы хотим кушать, мы забываем о том, что мы – вечная душа. Когда нам хочется спать, мы не помним об этой красивой теории. На практике, реально, душа, не смотря на то, что она принадлежит к высшей энергии, подчиняется низшей. Мы находимся здесь в плену. И как говорит Шрила Прабхупада в комментарии, мы связаны здесь веревками по рукам и ногам. Душа обладает гигантской силой, но она подчиняется материальной энергии. Кто-то - в большей, кто-то - в меньшей степени. Свобода от низшей энергии уже заложена в нас, свобода от инстинктов, свобода от кармы.

Астрологи с огромным интересом смотрят наш гороскоп, и мы начинаем их расспрашивать, где у нас Марс, где Венера, где Юпитер. Люди думают, что это - духовный интерес. Но это не така практике мы забываем об этом. ое бояться? ае об этом, стоит нам подойти к зеркалу. Наш гороскоп рисует картину нашего рабства в материальном мире. Он рисует реакции, которые уже запрограммированы в нашем гороскопе. И что может быть проще? - если мы решим, что мы – вечная душа, то тут же наша карма кончится. Но на практике очень трудно ощутить свою свободу и начать действовать как душа.

Все духовные практики направлены на то, чтобы освободить человека от рабства материи. Все духовные практики обращаются к высшему «Я» человека и говорят, что он – свободен. Нужно это понять и действовать. Но, в конечном счете, Кришна говорит, что если при этом мы будем опираться только на себя, мы ничего не добьемся. Низшая энергия, хоть она и является низшей, тем не менее является божественной. Мы попали в мышеловку, но мы чувствуем себя в ней очень даже не плохо. Никто не хочет вырваться отсюда. И доказательством этого является то, что никто не хочет меняться!!! Каждый готов признать, что он – душа, что Кришна - Бог, но меняться никто не готов. Мы готовы признать это только для того, чтобы не меняться. Мы можем прикрываться СК для того, чтобы не сознавать Кришну. Мы довольны собой. Но что-то внутри нас может говорить, что что-то «протухло в датском королевстве».

Самый большой стимул для человека – это факт смерти. Иногда люди обижаются на Кришну за то, что они умирают. Но сам этот факт, постоянно напоминает нам о нашем несовершенстве, о нашей относительности, о том, что мы что-то должны поменять и не просто так, а координальным образом. Желание поменять есть, но оно очень слабое. Желание ничего не менять гораздо более сильное. Поэтому Кришна говорит: «Очень сложно». Есть много практик, есть йога, есть пранайама, есть буддизм. Йогой готовы заниматься все, бхакти-йогой никто не готов заниматься, потому что бхакти означает признание факта воли Бога, которая выше, чем наша собственная, и мы должны принять эту волю! Но мы не хотим этого, не хотим! Нужно быть честным в этом вопросе! Признак глупости – полагаться на себя. И, к сожалению, большая часть людей, даже если они выбирают духовный путь, то этот путь для них должен быть таким, который не требует слишком многого, или который будет тешить их ложное эго. Почему люди так любят йогу? Потому что в йоге человек может ощутимо чувствовать свои достижения. Каждый раз, когда он выполняет какую-то асану, он чувствует себя победителем материальной энергии. Но самая большая беда здесь в том, что наше ложное эго при этом не меняется.

Бхакти-йога, или преданное служение, кардинально отличается от всего остального, потому что оно бьет в самый корень. Бхакти-йога с первого шага требует от нас, чтобы мы предались. Кришна говорит здесь: «Если ты будешь пытаться освободиться самостоятельно, у тебя ничего не получится». Так оно и происходит. Но дальше Кришна говорит, что если человек предается Ему, покоряется и принимает Его, того Он легко освобождает. И этот факт должен произойти на самом глубоком уровне нашего сознания. На уровне ума мы всегда говорим, что мы – преданные. Но тилака еще никого не сделала преданным. Мы должны произвести хирургическую операцию на уровне сознания. Мы должны принять высшую волю и покориться. И можно быть уверенным также в том, что мы будем сопротивляться до последнего. Знаете игрушку Ванька-встанька? Почему он каждый раз встает, сколько бы его не наклоняли? Потому что центр его тяжести находится в низшей, сексуальной чакре. Мы все с вами похожи на него. Сколько бы Кришна не говорил нам: «Наклонись», мы вроде бы и пытаемся, но потом нас снова тянет вниз.

Предание – это на самом деле свобода. Нам всем сказали, что мы скоро умрем, но про себя мы думаем, что как минимум до 60 лет мы поживем счастливой жизнью, а потом можно будет предаться. Главное, Кришна открыл нам секрет – помнить о Нем в момент смерти. Поэтому мы перехитрим Кришну, мы вспомним о Нем в момент смерти. Но мы сами хотим оставаться здесь, мы не хотим координально менять себя. Чуть-чуть – можно, но не координально. Поменять себя полностью - это значит поменять свое эго, отказаться от того, что «Я» - наслаждающийся, и все в этом мире зависит от себя.

Мы должны понять, что все, что с нами случается, делает Кришна, и мы можем только подражать, имитировать, причем жалко. Весь этот мир – театр пародии, и все в нем – конкуренты Свасти прабху. Каждый хочет устанавливать здесь свои законы. Все люди живут в иллюзии. В Америке жил такой ученый, доктор Келлог, он изобрел хлопья, которые все сейчас едят на завтрак. Он занимался альтернативной медициной. Миллионер с огромным числом последователей, очень здоровый человек. И однажды к нему приехал журналист в его огромную усадьбу. Доктор шел к бассейну, чтобы искупаться, и журналист бежал за ним и на ходу брал интервью. Последним вопросом его интервью был: «Доктор, до скольких лет вы собираетесь прожить?». И что ответил доктор? Он сказал, что он никогда не умрет, и – нырнул в бассейн, и – не вынырнул. Это были его последние слова. Но у нас есть желание держаться до последнего за себя, за свою маленькую сферу контроля, какая бы дурацкая она ни была. Мы все очень боимся потерять эту сферу контроля. Мы все держимся за свои маленькие наслаждения, и все хотят этого. Никто ничего менять не хочет. Но Кришна говорит, что единственный способ освободиться – это принять Его волю, подчинить свою волю Его воле. Нужно хорошо понять, что мы всегда остаемся подвластными, неважно, какое положение мы занимаем.

Мы должны принять эту сладкую истину и стать счастливыми. Кришна говорит, что тот, кто предается Ему, сразу же становится свободным. Но мы до конца боремся за свое право оставаться здесь, поэтому в человеческом обществе существуют маленькие законы, которые позволяют нам постепенно предаваться. Если бы не было этих законов, мы бы сошли с ума. Нам постоянно хочется служить. У одного преданного этажом ниже живет одна старушка, у которой 8 собак. Ей мало одной собаки, чтобы служить ей, она завела 8. Наше истинное «Я» хочет служить, но наше ложное «Я» стремится к господству. И чем больше мы стремимся достичь успеха в этом господстве, тем несчастнее мы становимся. Это факт, и все могут его видеть. Человек достиг сферы контроля, у него есть абсолютно все, и он - совершенно несчастлив. И, тем не менее, даже видя это, мы хотим того же самого. Мы хотим власти, денег, непонятно чего, мы гонимся за ложными вещами, и это - суть нашей проблемы. И Прабхупада говорит в комментарии, что если мы хотим достичь совершенства в жизни, мы должны предаться реальному, живому человеку. Мы можем предаться Богу, но когда перед нами будет живой человек, тут и начинаются сложности. Мы должны понять, что чтобы что-то поменять в себе, мы должны поменять свое представление о служении ДУ с плоскости теории на плоскость практики. А в плоскость практики оно может перейти только тогда, когда у нас будут живые отношения с живым человеком, и мы будет по его примеру, видя его поведение и его служение нам, менять свою жизнь.

По сути дела выйти из-под контроля низшей природы легко. Все время находиться в своем истинном осознании «Я», как слуги. Мы можем видеть, как проявляется наше ложное эго, мы все время хотим внимания к себе, мы ждем похвалы постоянно. Это витамины для нашего ложного эго. Мы готовы даже повторять свои круги, лишь бы нас похвалили. Мы готовы делать все, что угодно, лишь бы нас заметили. И единственный способ от этого избавиться – иметь перед глазами реальный опыт духовного учителя. Мы должны подойти к нему и сказать: «Я буду делать все, что вы мне скажете, я полностью подчиняюсь вашему разуму, я знаю, что вы знаете, что лучше для меня, потому что вам со стороны виднее». Почему? Потому что мы свое ложное эго не можем видеть со стороны. Более того, люди этого мира хотят чтобы их ложное эго было самым ложным. В глазу любого мы можем увидеть простую соринку, у себя мы не замечаем и бревна. Ложное эго связало нас по рукам и ногам, поэтому нам нужен наставник, и не только для этого.

Нам нужно что-то делать для этого наставника и делать что-то для учителя. То, в чем мы заведомо не будем наслаждающими и контролирующими. Мы должны делать это чисто, и только тогда мы сможем почувствовать вкус, который, в конце концов, спасет нас и сделает нас счастливыми. Хирургическую операцию может сделать только учитель, и что нужно для того, чтобы начать операцию? Сначала нужно поместить нас под наркоз. Этот наркоз называется любовью. Он впрыскивает нам большую дозу этого наркоза, он хвалит нас, говорит, то мы такие возвышенные, и мы расслабляемся. И как только это происходит, он начинает делать нам операцию. Сами мы никогда не сможем этого сделать. Сами мы никогда не увидим своих проблем, своих бед, своих недостатков, мы никогда не захотим чего-то менять в себе. И духовный учитель помогает нам сделать эту операцию безболезненно. Кришна говорит, что все просто, но не совсем. Он говорит, что Его майю преодолеть очень трудно, но если человек предается Ему, то он может легко выйти из-под ее влияния. И вознаграждение приходит очень быстро. Любой человек, который хоть немного отказывается от ложного эго, чувствует облегчение, свободу, чувствует что груз, который давил его, стал значительно легче!

Вопрос: по воле Господа я стал наставником и за последнее время я увидел две вещи. Я увидел очень уважительное отношение ко мне, иногда даже трепетное. С другой стороны я в панике, потому что личные отношения в семье очень плохие. Как наставники мы пытаемся дисциплинироваться, проявлять почтение, смирение, уважение, но внутри своих семей, там, где нам не надо играть никакую роль, часто мы такие! Вы правильно сказали, мы не хотим меняться. Можно ли сказать, что настоящим критерием того, что мы хотим меняться является то, что у нас начинают налаживаться отношения с близкими людьми в наших семьях, с теми, кого мы не стесняемся, и которым мы можем открыть секрет нашего настоящего поведения? Дома мы наорали на жену и тут же идем в храм и: «Хари бол, прабху! Как у вас мантра? Как у вас дела в вашей духовной практике?». И все отвечают: «О, только по вашей милости все идет очень хорошо!». Ты приходишь домой гордый, и тут понимаешь, что никакой квалификации для нормального общения у тебя нет. И я понимаю, что реально внутренняя семейная жизнь находится в очень плачевном положении у большинства из нас. Может ли быть это критерием, что на самом деле мы не меняемся, если не меняются наши отношения в семье?

Ответ: конечно, это критерий. Но мы должны помнить, что процесс реальных перемен идет медленно. В любом обществе есть вещи, которые помогают нам потихоньку предаваться. И одна из таких вещей – это механизм уважения. Реализовать идеал бескорыстной любви очень сложно, это не вопрос усилий воли. Это вопрос милости Кришны! Мы знаем, что идеалом человеческой жизни, нормального человеческого существования, является чистая бескорыстная любовь, когда мы думаем не о себе. Но чтобы это с нами случилось, нужна милость, которая иногда приходит через годы. Нельзя научиться любить. Любовь – это состояние сердца. Если оно чистое, то любовь быстро проявится в нем. Можно научиться очищать сердце, но научиться любить – нельзя. Но также можно научиться уважать, можно научиться вести себя достойно, можно научиться до какой-то степени сдерживать себя и пытаться смотреть на себя со стороны. Это то, чему мы должны учиться, особенно в близких отношениях. В близких отношениях первый урок, который мы должны усвоить – это урок уважения. К сожалению, в близких отношениях уважение очень быстро испаряется. Если не будет уважения на близкой дистанции, среди близких людей, тогда ничего другого не будет. Уважение сдерживает зависть. Когда нет уважения, зависть расцветает махровым цветом, ее ничто не сдерживает. Уважение – это механизм, который позволяет человеку с трепетом и благоговением относиться к людям, которые находятся близко с нами. Говорится, что мужчина должен уважать в своей жене мать своих детей, должен уважать ее за ее качества. Женщина должна уважать мужа за его качества. И, прежде всего мы должны уважать друг друга за то, что мы стремимся к Кришне. Обычно на близкой дистанции сложно уважать, потому что мы знаем слабые места друг друга. И не просто знаем, мы можем ими пользоваться. И в самый сложный момент мы давим на это место, и очень сложно удержаться от этого соблазна, не сказать самому близкому человеку самое больное. И поэтому в таких отношениях жизнь превращается в постоянную пикировку, в поединок на шпагах. Это доставляет удовольствие – нанести укол противнику, но какова цена этого удовольствия??? Это все то же самое ложное эго, и оно разрушает нас, губит нас. Ложное эго, в сущности, губит все: губит нас и губит всех, кто находится рядом с нами. Оно заставляет нас причинять боль близким, и поэтому для начала нужно хотя бы научиться уважать друг друга, и это будет самой большой нашей победой над нашим ложным эго. Уважение к другому человеку – это уже маленький шаг в сторону любви. Любовь даст Кришна, когда очиститься сердце, Он затопит наше сердце любовью, и тогда не будет никаких проблем. Уважение – это садхана, любовь – это садхья, цель. Уважение должно стать нашей ежедневной практикой, и с этого начнутся наши реальные перемены. Нужно просто как минимум уважать человека за то, что он стремится к Кришне и хочет поменяться, за то, что он выполняет какое-то служение.

Вопрос: можете ли Вы объяснить, что такое полное предание?

Ответ: объяснить то я могу, сможете ли вы предаться? Предание – это растянутое во времени действо. Предание начинается с того, что сначала мы принимает то, что благоприятно, при этом мы можем даже не отказываться от прежних привычек. Потом мы отвергаем то, что плохо, то, что мешает нам и начинаем более осознанно относиться к своей жизни. И здесь нашим критерием становится то, что мы уже связываем то, что мы делаем с Кришной, а не с тем, что нам нравится или не нравится. Например, многие любили смотреть TV и, что греха таить, любят смотреть до сих пор. Но если мы понимаем, что это мешает нашему духовному развитию, то в какой-то момент мы понимаем, что нам жалко тратить время на это, потому что это ничего хорошего не дает. Затем у нас появляется вера в то, что Кришна нас защитит, это внутреннее глубокое состояние. 6 способов предания – это реальность сердца, это не что-то придуманное нами, это некое состояние, в котором находится наше сознание. Мы постоянно думаем о том, что будет хорошо для нашего СК, мы отвергаем все плохое и принимаем все полезное, мы судим по этим критериям, и мы знаем всегда, что Кришна нас защитит. И даже если с нами происходит что-то плохое, мы знаем, что это тоже защита Кришны, потому что Кришна по Своей природе ничего плохого сделать не может. Это всего лишь навсего урок, который неизвестно как обернется для нас. Любой сложный период будет для нас трамплином, чтобы подняться на какие-то новые высоты. Мы верим даже тогда, когда кажется, что нас никто не защищает. Мы понимаем, что все, что у нас есть, нам дал Он и у нас в сердце есть настроение благодарности. Одно из состояний предания – это состояние острой, реальной благодарности Богу. Мы реально осознаем, что Он нам все дал, и мы целиком от Него зависим. Он дал нам все способности, которые у нас есть. Есть преданные, которые не довольны тем, что Кришна им дал, и они возмущаются: «Как же так, я же преданный! Я столько лет повторяю мантру! Значит, у меня должно быть все хорошо!». Но если мы посмотрим на жизнь великих преданных, у них всегда все было плохо, но им при этом было хорошо. Они были благодарны Богу за все, что у них было. И также еще один аспект предания – мы отдаем свою независимость Кришне, мы каждый момент своей жизни чувствуем, что мы зависим от Кришны. Мы делаем то, что Он хочет от нас. И теперь мы неразрывно связаны с Ним. В итоге, мы становимся очень кроткими и смиренными. Смирение – это идеал высшей ступени предания себя Богу, причем в любой религии. И это значит, что мы принимаем всё, что с нами случается, и при этом мы остаемся благодарными и счастливыми. Все очень просто, но все это растянуто во времени. Это состояние человека, который целиком полагается на высшую силу Бога.

Вопрос: можно ли проводить дома гуру-пуджу без цветов?

Ответ: можно. Можно вообще безо всего. Человек может все предлагать в уме. Если ничего нет, то можно предлагать в уме. Что такое цветы? Это выражение моей любви и преданности. Говорится, что когда человек подносит цветок, то этот цветок является символом его сердца. Внешний ритуал нужен для того, чтобы позже перевести этот ритуал внутрь. Не нужно все сводить к ритуалу. Но он, в конце концов, нужен для того, чтобы изменить нас внутри. Сейчас мы не можем хорошо предлагать в уме, поэтому поначалу мы должны стараться выполнять все эти маленькие предписания. Только этим сейчас мы можем проявить свою мизерную преданность. Поэтому поначалу человек должен стараться, как можно больше делать из того, что он может делать. И если не может, тогда, конечно, можно пойти на уступки, но сначала человек должен приложить максимум усилий. Сам факт старания будет менять наше сердце. Бхакти, в том числе, это и внимательность к мелочам. Мы стараемся делать все как можно лучше. Любая мелочь, которую мы делаем может быть проявлением нашей бхакти. Даже если мы моем пол, если мы делаем все как следует, то это может стать нашей медитацией. Пуджа – это непосредственное общение с Богом, и там мы должны все делать очень тщательно и скрупулезно, но, в конце концов, это должно научить нас делать все остальное в нашей жизни не ради результата, а ради того, чтобы в процессе этой деятельности видеть, как проявляется высшая реальность в нашей жизни.

Вопрос: можно ли не проходить испытания, которые посылает нам Кришна? Может быть, можно подождать до того времени, когда у нас реально будут силы, чтобы их пройти?

Ответ: если бы мы могли так выбирать, тогда все было бы очень здорово. Но мы не можем выбирать, у нас нет такой свободы. Беда в том, что часто мы живем на черновую. Мы думаем, что настоящая жизнь будет в будущем. Но жить нужно сейчас, и все самое главное происходит с нами сейчас. Люди думают, что все самое главное будет в будущем, но в будущем ничего не будет, кроме старости, болезней и смерти. Любить, уважать и строить отношения с другими мы должны сейчас. Служить мы должны сейчас, заботиться о духовном прогрессе тоже нужно сейчас, а не когда получим инициацию. Это все обман и уловки ума. Испытания приходят к нам каждый день, и как мы ведем себя в разных ситуациях и есть – проходим мы этот экзамен или не проходим. Каждый день нам дается понять, какой на самом деле наш духовный уровень, если мы будем внимательно наблюдать за своими словами и своим поведением, и мотивами.

Вопрос: можно ли прогрессировать без знания философии, без чтения книг 1 час в день. Где-то я читала, что достаточно просто проповедовать, повторять свои круги, соблюдать принципы, или все-таки гьяна – необходимое условие?

Ответ: на санскрите изучение священных писаний называется свадхйяя. Когда мы изучаем священные писания, мы занимаемся самоанализом. Философия – это не просто сухая теория, это наша попытка глубже понять реальность, наш способ самоанализа и наш способ помнить о Кришне. Часто мы повторяем мантру и не думаем о Кришне, о ком мы думаем? Понятно о ком и о чем. О том, что нужно сделать сегодня, и что было сделано вчера. В уме находится много ментальной непереваренной амы. Чем хороша проповедь? Тем, что, изучая, мы можем понять, что сможем это рассказать другим. И мы сможем это делать не как попугаи. Изучение священных писаний – это наш способ сконцентрировать свое сознание на Кришне. В других случаях очень легко отвлечься, поэтому так важно читать и рассказывать другим. Когда мы произносим какие-то слова, мы берем на себя гораздо большую ответственность. Я не буду отрицать, что достаточно просто повторять 16 кругов и соблюдать 4 принципа. Есть примеры неграмотных людей, которые просто повторяли и соблюдали, и достигли успеха, но очень часто, если мы просто этим ограничиваемся, то мы начинаем жить в замкнутом мире своей реальности, и там мы будем видеть себя чистым преданным. Проповедь гораздо больше обязывает нас что-то менять в своей жизни. Поэтому не нужно ограничивать себя.

Вопрос: какой должен быть баланс между слушанием лекций и чтением книг?

Ответ: что такое лекция? Это, в большей или меньшей степени, разукрашенная и подретушированная философия, которая есть в книгах Шрилы Прабхупады. Если говорить о балансе, то это равноценно тому, как спрашивать, как найти баланс между хлебом и тортом. Хлеб можно есть каждый день, а торт – только иногда. Итак, хлеб – это чтение книг. Но даже если вы каждый день будете слушать лекции, то ментальный диабет вам не грозит. Можно слушать, но нельзя забывать, что есть хлеб, который дал Шрила Прабхупада и этот хлеб очень важен, он по-настоящему питает нас.  Когда мы читаем книги, мы тоже слушаем, мы слушаем Шрилу Прабхупаду. И то, и другое должно быть стимулом для того, чтобы мы поменялись в своей жизни. И я вижу с тревогой, что люди не знают книг Шрилы Прабхупады, они порой не знают самых элементарных фундаментальных вещей. А БГ – это фундамент нашей духовной жизни, потому что если мы просто слушаем там-сям, у нас в голове образуется каша и нет фундамента. И если фундамента нет, то когда придут сильные сомнения, а они обязательно придут, то мы не будем знать, что ответить. Чем важны книги? Если мы их систематически изучаем, то они выстраивают стройную систему в нашем уме. Когда будут возникать сомнения, то мы сможем очень легко ответить на них и понять природу этих сомнений. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать чтением книг. Более того, часто лекции изобилуют разными историями и в них мало философии, а книги делают нас более дисциплинированными, и поэтому мы должны изучать книги Шрилы Прабхупады в настроении служения и слушания. Есть еще один момент – если мы не читаем священные писания, то мы с трудом сможем понять духовного учителя. И Нароттам дас Тхакур говорит, что если у нас нет возможности общаться с преданными, то тогда нам всегда доступна садху-санга в форме святого общения, общения со священными писаниями.

Вопрос: я хочу честно признаться, что я не занимаюсь бхакти, мне просто хочется освобождения от страданий, и это – мой основной мотив. И мой вопрос – это определенная ступень в развитии или это проблема, с которой нужно разбираться уже сейчас?

Ответ: спасибо за откровенный вопрос. Да, это проблема, с которой нужно разбираться уже сейчас, потому что это - ложный мотив. Мы становимся на путь бхакти, но мы скрываем свои ложные мотивы, либо просто даже не знаем о них. Но эти мотивы таковы, что, либо мы хотим избавиться от страданий, либо добиться какого-то материального благополучия, улучшение своего состояния – ментального или физического. Т.е. мы пользуемся Богом, как средством для достижения своих целей. Нам до Бога, строго говоря, нет никакого дела. Мы его не видели, не знаем, но что мы знаем точно, - это то, что Он может нам помочь достичь наших целей. Карма и гьяна – это два червя, которые высасывают из нас всю энергию. Рупа Госвами сравнивает их с ведьмами или тонкими сущностями, которые высасывают из человека всю энергию. Когда мы занимаемся бхакти, но не разобрались со своими мотивами, наша душа не получает питание, питаются только эти два червя, карма и гьяна – желание освобождения и желание наслаждения. При этом мы не будем духовно расти и развиваться, мы не будем становиться более сильными. Есть единственный способ избавиться от этой проблемы - общение с преданными, у которых чистые мотивы. Мотивы заразительны.

Вопрос: возможно ли избавиться от дурных качеств, таких, как вожделение, жадность, гнев, не занимаясь духовной практикой, и как происходит этот процесс избавления у тех, кто ей занимается?

Ответ: если человек не занимается духовной практикой, то у него даже не возникает желания измениться. И даже если есть желание – у него нет инструмента для переработки. Это сильная внутренняя работа над собой. Наша природа – очень упрямая вещь и с ней очень трудно спорить. В нас действуют очень сильные механизмы самообмана, и порой мы даже не видим своих ужасных качеств. Мы оправдываем себя, и никогда честно себе не признаемся, почему мы поступаем так, а не иначе. Нас легко обмануть, потому что ум нас постоянно обманывает. Невозможно избавиться от кармы. Только с помощью духовной практики мы можем начать избавляться от своих недостатков. Кто-то начинает помогать нам. Чтобы выбраться из болота нам должен кто-то с берега протянуть палку. Нам не сможет помочь тот, кто сам находится в болоте. В духовной практике мы перестаем считать себя точкой отсчета. Сейчас сознание эгоцентрического человека настроено так, что он меряет от себя и по себе. Он смотрит на мир сквозь призму своего собственного эго. В духовной практике человек снимает очки, через которые он смотрел на мир, потом, правда, быстро одевает снова. Даже когда мы повторяем мантру, мы уже можем наблюдать свой ум со стороны, чего раньше с нами не было. Будет соблазн действовать по привычке, и ум будет говорить нам, что нужно именно так действовать, но у нас будет другая точка отсчета, и сознание будет говорить нам: «Нет!». Как это действует? Когда мы начинаем читать священные писания - у нас сразу же появляется другая точка отсчета. И в следующий раз, когда мы встанем перед выбором, то наш выбор будет исходить не из ума - нравится или не нравится, мы будем связывать свой выбор с тем, что написано в священных писаниях, что говорят старшие преданные и духовный учитель. Харе Кришна! Шрила Прабхупада, ки – джай!
Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (11.09.2008)
Просмотров: 2565 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора