Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Лекции » Бхакти Вигьяна Госвами

Бхакти Вигьяна Госвами, Истинное смирение

Лекция  по ШБ,

прочитанная Бхакти Вигьяной Госвами

в Москве в 2005 году.

 

 

Истинное смирение, как понимание сущности происходящего.

 

«Прибыв на место, царь птиц Гаруда, опустил с плеч гору Мандару, и поднес ее к самому берегу океана, после этого Господь попросил Гаруду покинуть это место, и он улетел».

КОММЕНТАРИЙ: «Господь попросил Гаруду покинуть берег, ибо змей Васуки, которому предстояло служить веревкой во время пахтанья океана, не мог появиться на берегу, пока там был Гаруда. Эта птица, носящая на своей спине Господа Вишну, не относится к числу вегетарианцев. Гаруда питается большими змеями, а Васуки – это огромная змея, которая могла бы стать хорошей добычей для Гаруды – царя птиц, поэтому Господь попросил Гаруду покинуть это место, чтобы туда можно было привести Васуки. С помощью этого змея и горы Мандара в качестве мутовки,  полубогам и демонам предстояло вспахтать океан. Таков был удивительный замысел Верховной личности Бога. Ничто в этом мире не происходит случайно. Перенести гору Мандару на спине птицы и поместить ее куда следует было бы трудным делом для любого полубога или демона, но для Верховной личности Бога, как доказывает этот случай, все возможно. Господь без труда поднял гору одной рукой, а Гаруда – птица, которая носит на себе Господа, по милости Всевышнего, сумел перенести на себе и демонов, и полубогов. Поскольку Господь всемогущий, Его именуют Йогешварой, повелителем мистических сил. По Своему желанию, Он может любой предмет сделать легче пушинки и тяжелее вселенной. Те, кто не верят в деяния Господа, не могут объяснить, как все происходит в этом мире. Употребляя такие слова, как «случайность», они прячутся за идеями, которые невозможно проверить. Случайностей не бывает. Все происходит по воле Верховной личности Бога. Это подтверждает Сам Господь в БГ:

 

Майядхьякшена пракритих суяте са-чарачарам

Хетунанена каунтея джагат випаривартате

 

Какие бы действия не совершались в этом мире,  и какие бы последствия они ни вызывали, все происходит под надзором и по воде Верховного Господа. Но поскольку демоны не в силах постичь могущества верховной личности Бога, они, увидев нечто чудесное, спешат назвать это случайностью».

Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к этому стиху, каким образом Господь входит в мельчайшие детали. Хорошего менеджера от плохого отличает способность входить в детали. Плохой руководитель думает, что достаточно дать какую-нибудь идею, и остальные подхватят ее и понесут, как бревно. Хороший руководитель знает, что для того, чтобы что-то случилось, нужно продумать все мельчайшие детали. Здесь Шрила Прабхупада цитирует стих из БГ, где Сам Кришна говорит, что все здесь в этом мире происходит по Его воле. Материальная энергия работает под надзором Кришны. Все движущиеся и неподвижные живые существа исполняют Его волю. И мы можем видеть волю Господа, проявленную в каждом движении этого мира. Мы можем видеть, как за всем, что здесь происходит, стоит разум. И только глупец или демон не  признает разума, стоящего за всем, что происходит в этом мире. Демоны спешат объяснить все это случайностью.

Случайно гора Мандара оказалась на берегу океана, случайно Гаруда улетел вовремя, чтобы мог появиться змей Васуки, случайно полубоги вначале взялись за голову Васуки… Вначале там стоял Господь, и зная менталитет демонов, их зависть, Он схватился за голову, потому что знал, что голова у Васуки -  не самое лучшее место. И когда демоны возмутились, что им подсунули хвост, они поменялись местами, и полубоги стали тянуть за хвост, а демоны подверглись изрыгающемуся пламени из пасти Васуки.

В этом пролегает граница между менталитетом демона и менталитетом преданного.  Преданный понимает, что за всем стоит высший разум, что за всем стоит Бог, что бы ни случилось. А демоны, так или иначе, пытаются принизить могущество Господа. Шрила Прабхупада объясняет психологическую причину этого желания демона. Причина эта очень простая – он не может это могущество вместить. Он в принципе не может понять, как все происходит, он приходит в недоумение, когда видит удивительные вещи, происходящие в природе. Он сразу говорит: «При чем тут Бог?». В этом демонизм нашего менталитета.  Когда люди пытаются объяснить все происходящее в этом мире какой-то другой причиной, кроме Бога, в этот момент они становятся демонами.

В «Брахма-самхите» утверждается, что Кришна – сарва карана-каранам – причина всех причин. За всем, что творится в этом мире стоит Бог. Тот, кто понимает это, является преданным, тот, кто пытается это отвергнуть, является демоном. Другое определение демона – это человек, отвергающий, в конечном счете, свою собственную причину.  Бог – причина всех причин. Демон – этот тот, кто пытается порвать свою связь с причиной.

Однажды моя мама спросила меня, в кого я такой уродился. Все мамы когда-то задавали такой вопрос своим детям. Я очень хорошо помню этот момент, я сказал, что я ни в кого не вырос, я есть случайное сочетание генов. Мама моя тогда сильно обиделась и потом долго называла меня случайным сочетанием генов. В этот самый миг я попытался сделать то же самое, что делают все демоны: я попытался свести к минимуму мою связь с моей собственной причиной. Мы должны понимать, каким образом этот демонический менталитет проникает в нас, даже когда мы являемся преданными или претворяемся ими, или изображаем из себя преданных. Шрила Прабхупада очень точно замечает, что это всего лишь вера, слепая вера в случайность. Никто не сможет доказать, что все здесь происходит случайно, у всего есть причина. Кришна, объясняя менталитет демонов, спрашивает: «Ким аньяк ахайтукам?». Какая еще причина тебе нужна?

Если мы возьмем человека, то, что является его сущностью? Сущностью его отдельного существования? Кама! Чтобы описать кого-то нам достаточно описать чего он хочет, и это будет полное описание этого человека. Кришна говорит, что у каждого есть желание, и этого желание является причиной всех причин. Плюс всегда притягивается к минусу, мужчина к женщине, женщина к мужчине, такова природа. Шрила Прабхупада говорит, что ученые отрицают существование Бога, забывая о том, Кто дал им эту возможность говорить. БОГ! Если Он эту способность в какой-то миг заберет, то они будут молчать, как рыбы. Альберт Эйнштейн, разумнейший из ученых, прославился выражением, что Бог не играет в рулетку.

Демоны провозглашают себя материей, ее продуктом, тем самым, отрицая свое существование, потому что с уничтожением материи, должны также исчезнуть и они. Они исповедуют иллюзорность этого мира. Но существует аксиоматическая истина, утверждающая, что мы существуем вечно. И каждый из нас, когда услышал это впервые, наверняка ощутил прилив восторга. И в этот момент камень упал с нашего сердца, потому что все мы носили этот груз дурацкой философии, что все мы умрем, и на этом все закончится. Любой нормальный человек понимает, что он есть, и он существует вечно. Следующая аксиома – учитель дает нам не новое знание. Он не промывает нам мозги, он подобен повитухе, которая помогает ребенку родиться. Настоящий учитель помогает нам то знание, которое уже в нас есть, вывести на свет, чтобы мы его увидели. Сократ говорит, что знание – есть припоминание. Нам нужно попросту вспомнить то, что мы уже знаем,  и то, что мы забыли под влиянием иллюзорной энергии Господа.

Следующая истина, которая  в не меньшей степени очевидна – я создан для счастья, моя природа – счастье. И далее мы должны понять, что у нашего счастья есть основа. И эта основа – бесконечно прекрасна. Наше счастье не возникает просто так. Если мы задумаемся, почему мы можем быть счастливы, почему в нашем сердце появляется иногда эта эмоция? Можем ли мы быть счастливы в мире, у которого нет никакой разумной причины, который является хаосом? Нет. Но если мы поймем, что причиной нашего появления здесь является Господь Говиндаади пурушам, что в любой момент нашего существования какая-то сила ведет нас по жизни, что эта сила привела нас в это место, к этим людям, тогда мы поймем насколько мы зависимы, и мы не можем отвергнуть эту зависимость. Следующая истина – этот мир – не наш дом, и здесь нам не место. Это место напоминает вокзал, жуткое заплеванное место, тут все временно. Наше место там, где Кришна пасет коров, и несколько Его коров отбились от стада и забрели в это ужасное место, и пытаются среди всех этих мусорных бачков и плевков найти свое счастье. Мы всегда знали, что мы существуем вечно, и все мы испытали невероятное облегчение, когда прочитали это впервые в книгах Шрилы Прабхупады. «Наконец-то, наконец-то кто-то написал то, что я давно знаю», - думали мы. Все эти аксиоматические истины, которые в нас заложены, но которые на некоторое время затуманились ерундой, вбитой нам в мозги, заложены в нашем сердце изначально. Чистое сознание, душа, постигшая Бога – это душа, выбросившая из себя весь мусор. Садху, святость – это не нечто искусственное, что мы должны в себе развить усилием воли и жуткой аскезой, или изображать из себя, -это естественное существование души, естественная ее природа. Мы не садху, потому что до сих пор еще не выбросили всего лишнего, что в нас накопилось. Мы держимся за это, потому что считаемся это нечто - ценным для себя. Если у материалиста понижается вожделение, он бежит к врачу. Он не может жить без гнева, жадности, вожделения, и по глупости своей держаться за все это, поэтому, он не может стать святым. Но для того, чтобы им стать, нужно просто в эту минуту сказать:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Единственное, что нам нужно, это поддерживать связь с вечной основой нашего бытия. Как только мы пытаемся прервать эту связь, сразу начинаются наши скитания в этом мире и злоключения из жизни в жизнь. Единственное, что нам нужно, чтобы быть счастливым, это не обрывать эту связь.

Когда это знание - только теория для нас, тогда все это  - не более чем абстракция. Но когда это знание входит в наше сердце, тогда нам уже не надо притворяться. Иногда мы, идя по пути преданности, хотя, зачем идти, нужно просто быть преданными. Так вот, иногда мы пытаемся что-то изображать из себя. В течение бесконечного количества жизней мы играли бесконечное количество ролей: героя-любовника, злодея, клоуна, и т.д. Потом мы становимся преданными и думаем, что это очередная роль: новые костюмы, новые гирлянды, новая одежда. И когда мы пытаемся играть какую-то роль, то мы также пытаемся симулировать какие-то качества. Шрила Прабхупада говорит, что у человека, который стал акинчаной, т.е. тем, у кого ничего нет в этом мире, если человек понял эту простую истину, если он понял, что он нищая душа, которая может иметь какой-то смысл, только если она связана с Господом. Если человек понял, что он полный ноль, когда приходит реальное понимание этого, когда мы не изображаем из себя смиренного и падшего, тогда эти два качества - смирение и терпение приходят сами. Симулировать их невозможно. Если мы пытаемся симулировать смирение – то это повод для еще одной гордости. Смирение – это всего лишь логическое следствие того, кто я есть, это глубинное понимание своей собственной природы.

Я расскажу историю про Гаруду. Гаруда иногда тоже гордиться. Гаруда ест змей. Шрила Прабхупада пишет, что Гаруда – не вегетарианец. Гаруда ест змей, потому что они его двоюродные братья. Змеем вышли из лона Кадру, а Гаруда появился из лона Винаты. Вината родила два яйца, а Кадру, жена Кашьяпы Муни, принесла много-много яиц. Там была история, как Вината попала в рабство к Кадру, благодаря змеям. Почему Гаруда возненавидел змей? Потому что во время пахтанья Молочного океана, когда появилась эта белоснежная  лошадь Уччайшрава, в это время Вината и Кадру сидели на берегу, и они поспорили. Вината по своей наивности закричала: «Какая белая лошадь!». Но, как обычно бывает, другому всегда нужно сказать что-то противоположное, чтобы доказать свою уникальность. И Кадру сказала: «Она не вся белая. У нее хвост черный». И тут они поспорили. Решили, что тот, кто выиграет, пойдет в рабство к другой. Тут Кадру попросила своих детей-змеенышей войти в хвост этой лошади, из-за этого хвост этой лошади стал черным. Так Вината стала рабыней        Кадру. И Гаруда автоматически тоже попал в рабство. Однажды Кадру сказала: «Так как вы мои рабы, то вы должны меня покатать вместе со всеми моими детьми». И на Гаруду взгромоздились все эти змееныши, а их было сотни-тысячи. Гаруда вскипел, и с тех пор он ненавидит змей. Это предыстория. Саму историю рассказал Канва Муни.

Однажды Матали искал мужа для своей дочери. Матали – это возница Индры. У него родилась дочь, и, как на зло – очень красивая. Матали пересмотрел всех полубогов, подходящего не нашел и решил идти к змеям на Патала-локу. Змеи – очень красивые. Они являются олицетворением красоты. Вы когда-нибудь смотрели в глаза змеи? Невозможно оторваться!

По дороге он встретил Нараду. И Нарада вызвался его проводить, т.к. он всех там знал. Нарада провел его по всей Патала-локе, все ему показал, был его экскурсоводом. И в конце они подошли к змее по имени Сумукха. Сумукха значит прекрасноликий. Сумукха – один из предводителей змеиного племени нагов. Наги имеют два тела – человеческое и змеиное. И в том и в другом теле они очень красивые. Сумукха понравился Матали. И Матали шепнул Нараде, чтобы тот сосватал Сумукху. Нарада стал прославлять Сумукху, Матали, его дочь. И все было хорошо, они уже готовы были ударить по рукам, но тут дед Сумукхи, который стоял рядом, сказал, что он против. Он сказал, что не отдаст своего внука на райские планеты. И он рассказал, как совсем недавно прилетала большая птица и съела отца Сумукхи, и, улетая, эта птица Гаруда сказал, что прилетит через месяц и съест Сумукху.

Матали стал думать, что ему делать, и он решил идти к Индре. У Индры есть младший брат – Упендра. Он летает на Гаруде, и Он управляет им. Они отправились на райские планеты, и Матали бросился в ноги Упендре, он рассказал, что нашел жениха своей дочери, и всем хорош этот жених, но есть одна проблема, у него на роду написано, что ему осталось жить один месяц. И Вишну сказал: «Мало ли что на роду написано, в конце концов кто все это пишет? Все судьбы я пишу». И он сказал Индре, чтобы тот дал Матали эликсир бессмертия. Индра очень испугался, потому что он знал, что тогда ему придется иметь дело с Гарудой. И он попросил Упендру-Вишну, чтобы Он сам дал Сумукхе долгую жизнь. Вишну к тому времени уже имел план. Он имел его задолго до этих событий. И в этом стихе Шрила Прабхупада говорит, что за всем стоит план Господа. И Вишну сказал: «Нет, ты дай, а я, если что, поговорю с Гарудой». Он хотел сделать это специально, чтобы разгневать Гаруду, и посмотреть, как Гаруда будет на все это реагировать.

До Гаруды быстро донеслись слухи о том, что Индра дал Сумукхе эликсир бессмертия. И он прилетел в то место, где все собрались, и о его приближении известили гимны Вед, потому что когда Гаруда взмахивает крыльями, то возникает вибрация Сама –Веды. Гаруда – великий преданный Господа.

Гаруда прилетел на райские планеты, и он увидел Индру, сидящего на троне, который смотрел на него всеми своими тысячью глазами. Гаруда начал ругать Индру, и при этом он все время посматривал на Вишну. Гаруда сказал: «Если я не буду есть змей, я умру с голода. Я не привык поститься. Сам Господь уготовил этих змей мне в пищу. Кто дал тебе право оставлять меня голодным? Ты забыл, скольких демонов я убил? Ты забыл, скольким ты мне обязан?». И, в конце концов, он вошел в раж, и когда человек входит в раж, он забывает обо всем. Он стал говорить такие вещи: «Ты забыл, что я ношу на своей спине твоего младшего брата?». Этим он хотел сказать, что он является хозяином положения. «Если Ему куда-то надо полететь, то Он всегда зовет меня, сам Он летать не может. И при этом я ношу Его на своей спине с легкостью, как пушинку. И никакой усталости я при этом не чувствую». И все это время он смотрел на Вамана-дева, на Вишну. И тут он сказал: «Вы забыли, кто здесь самый сильный и самый главный? Я ношу Самого Вишну!».

 И в этот момент, Вишну сказал: «О ты, рожденный из яйца!». Он обратился к Гаруде так, чтобы поставить его на место, Вишну – аджанерожденный, Он - единственный вечный, у Него нет причины для рождения. И Он сказал: «Если ты самый сильный, может быть, тогда ты сможешь поднять одну Мою руку?».

Гаруда засмеялся: «При чем тут одна рука, я ношу Тебя всего как пушинку и даже не чувствую, что на мне кто-то сидит». Тогда Вишну сказал ему: «Хорошо, можно Я тогда обопрусь на одно твое плечо, что-то Я утомился». И Он положил свою руку на плечо Гаруды, и тот рухнул на землю и стал корчиться от боли. Тогда Вишну спросил его: «Что случилось, дорогой?». Он приподнял свою руку. И тут Гаруда стал плакать, он стал просить прощения: «Прости меня пожалуйста, я забыл, кто Ты! Я забыл, что я всего лишь тварь, родившаяся из яйца, и я делаю свое служение, потому что Ты даешь мне силы его делать».

Почему мы что-то делаем в этом мире? Потому что Кришна дает нам силы это делать. Мы говорим, потому что Кришна дал нам эту способность, мы видим, потому что Кришна дал нам способность видеть. Стоит нам попытаться разорвать эту связь с Богом, и от нас ничего не останется.

В этот момент Вишну подозвал Сумукху, который ждал решения своей судьбы. И он толкнул Сумукху в объятия Гаруды, и с тех пор они дружат. Вишну – Бог, он хочет, чтобы живые существа жили в мире друг с другом.

Итак, смирение – это понимание, что все происходит по воле Кришны, и если мы это знаем, то мы будем терпеть, потому что мы будем знать, что в этом проявляется милость Господа. И когда мы будем терпеть, мы будем благодарить Господа, за то, что он дал нам эту ситуацию. Смирение – это понимание, что мы полностью зависим от Господа. Он может дать нам все и также все забрать, если на то будет Его воля. Когда человек понимает это, он становится преданным.

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 2644 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора