Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Лекции » Разные

Бхакти Викаша Госвами, ВЕРА, Дивноморск, 2003 г.

Бхакти Викаша Свами,

Дивноморск, 2003 год.

 

ВЕРА 

Вита-рага-бхая-кродха

Ман-майа мам упашритах

Бахаво джнана-тапаса

Пута мад-бхавам агатах

 

«Освободившись от привязанности, страха и гнева, полностью погрузившись в Меня и найдя во Мне единственное прибежище, многие и многие люди в прошлом, познав Меня, очистились от материальной скверны и обрели трансцендентную любовь ко Мне».

В «Упадешамрите» Шрила Рупа Госвами Прабхупад указывает на 6 факторов, благотворно влияющих на преданное служение. Это – энтузиазм, решимость, терпение, следование правилам и предписаниям, отказ от общения с материалистами, следование по стопам великих личностей. В основе этих 6 лежит один, наиболее важный принцип – вера. Если у человека нет веры в Кришну и процесс преданного служения, то у него не будет энтузиазма, решимости, терпения и т.д.

В основе любой деятельности в СК лежит вера. Очень легко можно узнать, прогрессирует ли человек в СК, достаточно узнать силу его веры. Тот, кто обладает верой, получает право заниматься преданным служением. И в соответствии с силой его веры, преданный относится к низшей, средней и высшей категории. Каништхи обладают слабой верой. Непоколебимой верой обладают мадхьяма и уттама-адхикари.

Часто к духовной практике обращаются люди, разочаровавшиеся в этом материальном мире. Но Кришна говорит, что если человек не обладает благочестием то, даже разочаровавшись, он может привлечься чем-то другим, он может стать имперсоналистом. Такие люди страшатся перспективы духовного бытия, они бояться предаться Кришне, потому что имеют опыт материального разочарования.

Простому человеку легко принять процесс преданного служения. Что значит простота? Простота основывается на вере. Допустим, вы подошли ночью к реке. Вы не видите ее противоположного берега, но вам нужно перебраться на другой берег. Вам говорят: «Просто прыгни, и ты окажешься на другом берегу». Если у вас нет веры, то вы так и останетесь стоять на этом берегу, но если у вас есть вера, то вы просто прыгните, - и достигните цели.

Этот материальный мир – ужасное место, где человек постоянно ведет борьбу, чтобы осуществить свои желания, но, в конечном счете, он просто умирает. Материальный мир – это юдоль страдания. В этом материальном мире нет ничего, что приносило бы только счастье и не приносило бы одновременно с этим страдание. Страданий приходит больше, чем наслаждений. В материальном мире считается, что скептики – самые разумные люди. Но скептицизм не поможет понять истины. Скептики отрицают все, даже собственное существование. Скептики не смогут совершить этот прыжок через реку, поэтому они остаются на этом берегу.

Удачливые люди, услышав описания духовного мира и ВЛБ, привлекаются ими настолько, что начинают заниматься преданным служением. Вера в Кришну развивается также через общение с преданными. Преданные пропитаны энергией Кришны, и они отражают ее. Кришна всепривлекающ и Его преданные становятся такими же. Когда благочестивый человек видит таких преданных, он начинает думать, что он тоже хочет стать таким же. Итак, вера пробуждается в результате общения с преданными. Это основной принцип.

Но есть случаи, когда люди начинают практиковать СК, даже еще не встретив преданных. Просто они уже соприкоснулись с книгами Шрилы Прабхупады. Вера также поддерживает нас в СК. Если человек практикует СК с твердой верой, то в конечном итоге, он возвращается обратно к Богу. Однако, поддерживать в себе эту веру не всегда просто. Майя очень сильна. Мы живем в доме майи, и она постоянно пытается сбить нас с истинного пути и вернуть к себе. Процесс садхана-бхакти предназначен для того, чтобы усилить нашу веру в Кришну.

Каждый преданный, хотя бы раз, ощущал опыт общения с Кришной, но затем он снова погружался в майу. Позже преданный начинает понимать, что для того, чтобы постоянно чувствовать присутствие Кришны, ему нужно прилагать какие-то усилия и чем-то заниматься, что может удовлетворить Кришну. Он должен избавиться от материальных привязанностей, и доказать Кришне свою искренность и желание служить постоянно, и одновременно с этим, майя будет продолжать звать его к себе.

Когда мы целиком погружены в СК, то любые попытки майи призвать нас кажутся нам незначительными. Когда человек обретает СК, то все в этом материальном мире кажется ему незначительным.

На уровне садханы следует предпринимать усилия и бороться с майей. Мы должны развить вкус к СК. Иногда преданный не имеет опыта присутствия Кришны, и тогда он теряет вкус к практике. Ему кажется, что он далек от Кришны, что Кришна его забыл, что он никому не нужен. Иногда нам может казаться, что практика СК – очень легкий процесс, и тогда мы рано встаем, внимательно повторяем свои круги, посещаем все службы. Но иногда мы чувствуем, что СК для нас – непомерная ноша. Часто преданные спрашивают, что делать в подобной ситуации. Что способно поддержать нас в такой ситуации? Нужно иметь веру в то, что Кришна – Верховная Личность Бога, мы – Его вечные слуги и, не смотря на все наши недостатки, Кришна любит нас.

В бхаджане Бхактивинода Тхакура «Гопинатх» мы видим его непоколебимую веру в Господа, и в то же самое время, он сокрушается, что он не способен обрести вкус к СК, он взывает к Гопинатху, моля Его помочь. Обладая такой верой, человек может продолжать идти по этому пути. Может настать такой момент, когда человек спрячет свои четки в ящик и закроет его на ключ, но мы должны помнить всегда, что Кришна заботиться о нас, и поэтому мы должны просто продолжать. Мы все чувствуем, как Кришна помогает нам в нашей духовной практике, и этот опыт усиливает нашу веру.

Наставления БГ не являются сухим философствованием. Кришна говорит, что тем, кто с любовью служит Ему и полностью предается, Он дает разум, с помощью которого они могут приблизиться к Нему. Мы должны всегда помнить те моменты, когда мы ощутили милость Кришны. Милость Кришны всегда доступна для нас. Мы должны открыться для этой милости. Мы должны иметь веру в то, что Кришна хочет, чтобы мы развили любовь к Нему. Если мы будем действовать с такой верой, мы поймем, что это действительно так.

Мы должны продолжать практиковать, но делать это не как обычно, а погружаться все глубже, глубже и глубже. На первый взгляд может показаться, что преданный-новичок и старый преданный занимаются одним и тем же. Они оба встают рано утром, выполняют служение, но между ними есть разница - в уровне их сознания. Более опытный преданный прошел через многочисленные испытания, и он больше предался Кришне и обладает более глубоким опытом СК.

Преданный может много лет находится в СК, но если он не прилагает усилий, он не будет продвигаться. Он может повторять святое Имя, но делать это формально. Он может смотреть футбольный матч по ТВ и читать джапу. В этом случае он не будет прогрессировать. Чтобы действительно прогрессировать в СК, нужно быть немного фанатиком. Прабхупада не любил слово «фанатик». Под фанатизмом подразумевается отсутствие знания. Кришна говорит в БГ, что преданный должен сосредоточить свой разум на одной цели. Кришна говорит: «Думай обо Мне Одном, не отклоняйся ни на что другое». Эта полная сосредоточенность на Кришне может показаться фанатизмом. Но это не фанатизм, поскольку преданный обладает верой в Кришну. В основе этой веры лежит знание, взятое из священных писаний.

Мы должны развивать свою веру. Продвигаться в СК, значит продолжать следовать процессу преданного служения, укрепляя свою веру в Кришну.

Возвышенные ачарьи прошлого показывали своим примером, как мы можем практиковать СК в повседневной жизни. Ачарьи приходят в этот мир, чтобы научить людей, как можно жить в СК. Искусственным методом мы не сможем достичь уровня ачарьев, но смысл заключается в том, что всей своей жизнью они учат, как погрузится в СК. Это должно быть для нас примером. К сожалению, часто случается так, что преданные начинают примешивать к преданному служению материальные мотивы. В начале они могут быть очень энтузиазистичными, но потом они видят, что за короткое время чистыми преданными им стать не удалось. И также может случиться так, что, избавившись от материальных проблем, они избавляются также от желания серьезно практиковать преданное служение. Существует тенденция, что спустя какое-то время преданные расслабляются.

Шрила Прабхупада пишет, что неофиты в СК спустя какое-то время имеют тенденцию расслабляться. Прабхупада говорит, что нужно преодолеть эту тенденцию. Нужно продолжать практиковать СК со всей серьезностью. Я часто вижу, как преданные теряют веру в чистое преданное служение. Часто это выражается в том, что они начинают стремиться к каким-то материальным целям. Я могу привести пример. Многие сейчас чрезмерно увлечены астрологией. Астрология – подлинная ведическая наука, и как любую науку ее следует изучать под надлежащим руководством. Это обучение может продлиться несколько лет. Я не выступаю против самой астрологии, и астрологов. Иногда мы можем пользоваться их услугами, чтобы как-то строить свою жизнь. Но иногда у преданных несбалансированный подход к астрологии, они начинают постоянно смотреть на мир через призму астрологических расчетов. Они все меньше и меньше смотрят на мир сквозь призму СК и наставлений Кришны. вместо того, чтобы верить в слова Кришны: «Я избавлю тебя от последствий всех твоих грехов, если ты просто предашься Мне», преданные начинают верить в то, что нашей жизнью движет судьба и планеты. Иными словами, человек начинает больше верить в астрологию, чем в БГ. С другой стороны, даже если человек ни разу не обращался к астрологам, он может стать чистым преданным. Это пример несбалансированного подхода.

Преданный может говорить, что у него сейчас неблагоприятный период, на него оказывают влияние такие-то планеты, поэтому это время неблагоприятно для духовной практики. Таким образом, он оправдывает себя. Еще одним примером является васту или фен-шуй. Васту – также подлинная ведическая наука. Люди, которые очарованы этой наукой, думают, что им нужно сменить планировку дома, пробить окна в другой стене, поменять цвет обоев, и тогда все проблемы решаться сами собой. Мы должны понимать. что единственное решение всех проблем – это предание Кришне. Где бы ни находилось ваше окно, нужно предаваться Кришне. Мы можем пользоваться знанием васту, астрологии и аюрведы, но наше сознание не должно полностью погружаться в эти науки, мы не должны забывать, что единственный наш спаситель – это Кришна. В своем уме мы всегда пытаемся найти оправдания своим отклонениям. Мы смотрим телевизор, оправдывая себя тем, что мы должны быть нормальными людьми, быть в курсе событий в мире, тогда мы сможем общаться с обычными людьми и проповедовать им. Но если мы будем это делать, то мы не сможем проповедовать вообще, потому что мы сами станем одними из них.

Цель жизни преданного – это Кришна и чистая преданность Кришне. Мы должны быть полностью сосредоточены на этом. Проповедуя, мы можем прибегать к различным способам, чтобы привлечь внимание людей. Поскольку, если мы просто подойдем к человеку и скажем, что ему нужно просто предаться Кришне, отказавшись от кармы и гьяны, то он нас не поймет. Большинство людей ничего не знает ни о Кришне, ни о преданном служении. Поэтому вначале мы должны за что-то зацепиться, что может привлечь внимание обычных людей. Но мы не должны забывать, что наша конечная цель – познакомить людей с Кришной и принципами чистого преданного служения. Мы можем привлечь внимание чистой вегетарианской пищей, но это не цель СК – распространить вегетарианство по всему миру. СК может предложить людям значительно больше, чем просто вегетарианство или здоровый образ жизни.

Это азы СК. Наша цель обрести чистую преданность Кришне, свободную от каких бы то ни было материальных желаний. Мы должны быть полностью сосредоточены на этом. Мы не должны отклоняться на какие-то вещи, которые могут увести нас с пути преданного служения. Иногда нам может казаться, что все эти отклонения неотличны от пути чистого преданного служения. На самом деле, суть процесса преданного служения очень проста. Прабхупада говорит, что этот процесс СК прост для простых. Если человек прост, т.е. если он просто хочет удовлетворять Кришну своими действиями, то тогда для него СК становится очень простым. Но у нас есть тенденция отклоняться. И моя просьба такова – просто придерживайтесь СК таким, какое оно есть. Не нужно выдумывать новых загадочных процессов и методов. Мы уже получили самое лучшее, что только может быть. Прабхупада дал нам самое лучшее, что только есть в этом мире.

Помните историю с философским камнем? Материалистичный человек подумал, что он обрел самое лучшее, получив от Санатаны Госвами философский камень. Но Санатана Госвами сказал ему: «Можешь выбросить его в мусорку, самое лучшее в этом мире – это повторение Харе Кришна». Нужно иметь веру, что это и есть самое лучшее - просто повторять Харе Кришна.

Мы должны следовать пути СК, как этому учил Прабхупада. Сам Прабхупада был свободен от любых сомнений. Кришна говорит в БГ: «Слушай Меня, и ты избавишься от всех своих сомнений». Читая книги Шрилы Прабхупады, мы избавляемся от всех сомнений. В наше время появляется все больше новых книг вайшнавской литературы, это очень хорошо. В то же самое время мы не должны забывать, что основой для нас являются книги Шрилы Прабхупады. Иногда преданные спрашивают, читать ли им те или иные книги. Прабхупаду спрашивали в свое время, какие книги читать преданным, и Прабхупада ответил: «А как насчет моих книг? Вы читаете их? Я дал вам так много книг, вы все их прочитали?». Для нас очень важно читать книги именно Шрилы Прабхупады – «Нектар преданности», ШБ, БГ, ЧЧ. Даже просто прочитать все эти книги, потребуется много времени. Преданные часто спрашивают, как им быстро продвинуться в СК. Хотите совет? Прочтите все книги Шрилы Прабхупады, и когда закончите – начните заново. Так вы будете все больше и больше погружаться в СК. Прабхупада сказал: «Все, что вам нужно, чтобы обрести СК, есть в моих книгах». Это не значит, что мы не должны читать книги других духовных учителей. Прабхупада сказал, что его ученики напишут комментарии к его книгам. Но это действительно факт, что если мы регулярно читаем книги Шрилы Прабхупады, то мы имеем очень ясное представление о СК. Мы должны держаться за лотосные стопы Шрилы Прабхупады. Совсем недавно я слышал, как сказал один мой духовный брат: «Стоит нам удалиться буквально на сантиметр от лотосных стоп Шрилы Прабхупады, и мы становимся безумными. Безумие одолевает нас буквально в сантиметре от его стоп». Если мы будем просто следовать тому, чему нас учил Шрила Прабхупада, то он заберет нас к Кришне. Нет нужды что-то менять.

Вопрос: вы говорили о том, что нужно практиковать преданное служение с верой, но если веры нет, то, может быть, будет лучше искренне перестать практиковать преданное служение?

Ответ: бхакта Валдис постоянно задает мне этот вопрос вот уже на протяжении многих лет. Он притворяется, что у него нет веры вот уже в течение многих лет. Я думаю, не только прасад его держит. Если у вас нет веры, вы не будете практиковать. Невозможно продолжать практиковать, если нет веры. В БГ Кришна говорит, что каждый обладает какой-то верой. Вера в СК – самая высшая вера.

Вопрос: в лекции вы упомянули, что Шрила Прабхупада говорил, что достаточно ежедневно повторять 16 кругов джапы и следовать строго 4 регулирующим принципам, чтобы уже в этой жизни вернуться к Кришне. Тогда зачем совершать какие-то аскезы, такие, как ранний подъем, распространение книг?

Ответ: я уже говорил об этом в лекции, но я повторюсь. Это очень важный момент. Мы не сможем повторять ежедневно 16 кругов и следовать 4 регулирующим принципам, если мы не будем следовать другим правилам и предписаниям. Если мы не будем вставать рано, мы погрузимся в гуну невежества, и у нас вообще не будет желания повторять святое Имя. Мы считаем все эти вещи аскезой, потому что мы находимся в майе. Мы думаем, что если мы будем спать до 3-х часов дня, то будем чувствовать себя хорошо, поэтому нам кажется, что если мы встанем в 3 часа утра, то это будет для нас большой аскезой. Но если человек пребывает в СК, то для него подъем в 3 утра не является аскезой, для него это - норма. И если по какой-то причине, в силу болезней или по каким-то еще обстоятельствам, он встает позже, то он очень сильно сокрушается.

Вопрос: разные преданные по-разному относятся к своему гуру. Одни относятся к нему, как верный пес к хозяину, как слуга к господину, как дети к отцу, хотелось бы узнать какое из трех умонастроений правильное, или какое больше нравится гуру.

Ответ: отношения ученика и учителя не подпадают ни под одну из этих категорий. В материальном мире слуга, собака или дети всегда что-то ожидают от своего господина или отца, какую-то награду или подарок. Шрила Прабхупада говорил о духовном учителе, как о ДУХОВНОМ учителе, а не о господине. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур говорил в своем комментарии к стиху вйавасайатмика буддхир – об умонастроении ученика. Ученик должен просто стремиться выполнить волю ДУ, независимо от того, испытывает ли ученик наслаждение или страдает. Ученик не должен стремиться даже к освобождению, и исполнение воли духовного учителя должно стать целью его жизни. Основной принцип заключается в том, чтобы стать слугой, но слугой не в материальном смысле этого слова.

Вопрос: что значит предаться Кришне? Означает ли это чтение своих кругов и соблюдение регулирующих принципов?

Ответ: предаться, значит отказаться от чувства своей ложной независимости от Кришны и начать считать себя слугой Кришны. Повторение 16 кругов и следование 4 регулирующим принципам – это средство для достижения этой цели.

Вопрос: можно ли применять вместе с чтением джапы контроль ума с помощью хатха-йоги?

Ответ: метод контроля ума с помощью хатха-йоги не самый эффективный для контроля ума, потому что это очень сложный метод. Нужно правильно выполнять асаны, правильно дышать, это сложный и длительный процесс. Повторение святого Имени – это основа, но при этом преданный должен прилагать усилия, чтобы слушать, и он должен продолжать общение с преданными, которые достигли успеха в повторении. Мы можем повторять святое Имя, но это не значит, что у нас есть вкус. Мы должны стараться обуздать свой ум, заставляя его слушать звуки святого Имени. Прибегая к разуму, мы начинаем различать, что для нас хорошо и что для нас плохо. Мы отвергает плохое, если ум этим привлекается, и принимаем хорошее. В 6 главе БГ много говорится о том, как прогрессировать в СК. Если мы будет применять эти методы без слушания и повторения, то они нам не помогут.

Вопрос: стоит ли заставлять себя идти быстрее в преданном служении, или можно идти постепенно?

Ответ: ваш дом горит. Давайте постепенно позовем пожарных, они постепенно приедут и постепенно потушат ваш дом. Что значит постепенно? Скоро мы умрем! Кто-то приходит и говорит:

- Поздравляю тебя с днем рождения! Сколько тебе сегодня исполнилось лет?

- 22.

22 года вы умираете. Нет никакой гарантии, что вы еще 22 года проведете в этом теле. Нет также никакой гарантии, что вы еще 22 секунды проведете в этом теле. 100 лет вы точно не проживете, времени нет! Поэтому постепенный подход здесь не совсем поможет.

Вопрос: что вы можете посоветовать? Десять лет я следовала садхане, вставала рано утром, сейчас я не могу подняться раньше 4.30., и более того, мой ум говорит мне, что я – молодец, и я начинаю гордиться собой. Что делать? Как вернуть прошлую садхану? Такое чувство, что Кришна не позволяет мне вставать рано. Я в тупике между смирением и поздним подъемом.

Ответ: очень интересное наблюдение. Я сам склонен вставать рано утром, но поскольку я встаю рано, я начинаю гордиться и считать себя возвышенным преданным. Поэтому я сделаю выводы, и чтобы не считать себя возвышенным преданным и не гордиться собой, я перестану рано вставать, буду вставать в 7 утра, и тогда я буду как все, я буду смиренным, и у меня не будет гордости. Лучше мне вообще не следовать никакой садхане, тогда я вообще не буду гордиться собой. И когда я следую четырем регулирующим принципам, я начинаю очень сильно гордиться собой, поэтому я думаю, что мне лучше сходить в «Макдональдс», купить себе гамбургер и не гордиться собой, так я смогу действительно прогрессировать. Следование садхане очень важно. В процессе следования садхане могут всплыть какие-то анартхи, но когда они появляются, мы должны избавляться от них. Если мы не будет следовать садхане, мы будем оставаться на низком уровне. Такое смирение не очень нам поможет. Мы не надо валить свою вину на Кришну, это очень опасное положение. В ходе нашей практики СК нас будут беспокоить и гордость, и ложное эго, но это не означает, что мы должны перестать следовать процессу. Когда мы будем сталкиваться с трудностями, мы должны взывать к Кришне помочь нам преодолеть эти трудности. Мы не должны забывать, что наше движение, движение санкиртаны, мы не должны вести уединенный бхаджан. Многие вещи упрощаются, когда мы начинаем думать не только о своем собственном продвижении, но и о том, как помогать другим и проповедовать миссию санкиртаны.

Вопрос: можно ли вернуться в духовный мир, если мы не развили любви к Кришне, если не достигли према-бхакти, просто следуя 4-м регулирующим принципам и читая 16 кругов маха-мантры?

Ответ: человек не может вернуться в духовный мир до тех пор, пока не разовьет любви к Кришне. Шрила Прабхупада сказал, что если человек строго следует 4-м регулирующим принципам, ежедневно повторяет 16 кругов джапы, то он вернется в духовный мир. Как это понимать? Если мы искренне идем по пути преданного служения, то мы разовьем любовь к Богу. Мы можем думать, что очень медленно продвигаемся, но если мы будем с верой продолжать двигаться по этому пути, то Кришна нам поможет. Сегодня утром я разговаривал с Виджаем прабху. Мы говорили о том, что многие преданные болеют раком. Эту болезнь посылает Кришна, это последнее испытание для преданного. Это, на самом деле, очень большая милость Кришны, потому что преданный понимает, испытывая страдания, что он должен предаться Кришне, отбросить любые материальные желания, чтобы больше не возвращаться в этот материальный мир, предназначенный только для страданий. Мы должны иметь твердую веру в слова Шрилы Прабхупады. Также мы должны знать, что если мы хотим очиститься, то Кришна придет к нам в таком облике, который позволит нам очиститься быстро.

Вопрос: духовный учитель моего друга ушел из СК, Шри Вишнупад. После этого друг не торопится получать реинициацию, аргументируя это тем, что важно принять чистого преданного в качестве гуру, и т.к. Шрила Прабхупада является таким преданным, то ему достаточно читать его книги и таким образом достичь чистой преданности. Можно ли вернуться к Кришне, только читая книги Шрилы Прабхупады, не принимая посвящения у присутствующего на земле гуру?

Ответ: да мы можем вернуться в духовный мир, просто читая книги Прабхупады и повторяя мантру. И также мы должны следовать наставлениям Прабхупады, изложенным в его книгах. Одним из таких наставлений является необходимость принятия посвящения у духовного учителя.

Категория: Разные | Добавил: shabda (18.06.2008)
Просмотров: 3760 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2025
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора