Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Патита Павана прабху

Семинар "Взаимоотношения в коллективе, в семье, в обществе", лекция 2

Патита Павана прабху

Анапа 2005 г.

 

Взаимоотношения в коллективе, в семье, в обществе.

 

Лекция 2

Сплетни

 

Мы говорили вчера о частичном и полном раскаянии. Раскаяние имеет место, когда человек полностью отказывается от всей негативной деятельности этого ряда, например, одурманивающие веществ. Человек должен отказаться от всех одурманивающих веществ. Частичное раскаяние может дать силы для продолжений дурных желаний.

Сегодня мы поговорим о следующем направлении в развитии отношений. Есть особые недостатки, которые особенно быстро разрушают теплоту взаимоотношений. Такие вещи оставляют тяжелый след в нашем сердце, может быть, на всю жизнь, а может быть, и на несколько. Иногда мы встречаем нового человека и сразу же испытываем к нему антипатию, такая ситуация - не редкость. Это продолжение впечатлений из прошлой жизни. Мы не помним, что точно произошло, но чувствуем - что-то здесь не так. Сегодня мы поговорим о доша-буддхи. Доша – это недостаток, буддхи – разум. Как вы думаете, как это переводится? - Сплетня. Буквально это переводится, как недостаток разума или банальное сумасшествие. Это некоторая форма психического расстройства, которая нуждается в лечении, причем в стационаре, т.к. заразна по природе!

Современная действительность настолько заражена этим, что уже никто не воспринимает это как болезнь. Сплетня сравнивается с ножом в руках преступника. Это психологический нож, но он оставляет настоящие раны, которые болят сильнее физических. Сплетня является совершенным оружием, потому что, не метясь, сплетник попадает прямо в сердце. Есть характерные признаки этого расстройства. Нужно их рассмотреть, чтобы быть специалистами в их выявлении.

Первое - это подслушивание и подглядывание. Все СМИ занимаются этим. По телевизору можно узнать, что происходит у соседей. Но самое интересное, что в ситуации, когда больна вся страна, пытаются лечить здоровых:

- Ты не смотришь телевизор? Не читаешь газеты? Что ты знаешь о том, что происходит в мире? О чем тогда с тобой говорить, ты даже не знаешь, что происходит у тебя за стеной.

Физиологически от подслушивания и подглядывания страдает зрение и слух человека.

Следующий признак - это прислушивание, когда кто-то говорит тихо. Мы зачастую не замечаем в себе этого симптома, но это один из приемов лектора. Когда зал засыпает, можно начать говорить тихо, тогда все начнут прислушиваться и улучшается концентрация. Среди женщин часто используется такой метод повышения концентрации, как перешептывание. Это сразу действует на всех, все начинают прислушиваться. Физиологически от этого страдает слух.

Следующий симптом – это радость от чужих ошибок. Особая разновидность психологического отклонения, которая выражается в смехе над чужими проблемами. Это нашло место в современных кинокомедиях. Особенно печально видеть это в детских мультфильмах. Вчера мы говорили, что смех имеет разрушительную природу. Но если мы смеемся над чьей-то болью, то она приходит к нам. Простой закон кармы!

Следующий симптом – домысливание. Это когда информация передается не полностью, а с собственными интерпретациями. Домысливание – это неправильное использование медитативной функции сознания, и это приводит к деградации.

Следующий признак – это ожидание чужой ошибки. У человека есть два вида надежды: первый – надежда на всепрощение и освобождение, на то, что все наши ошибки и глупости будут прощены в течение нашего духовного роста. Но есть и другая надежда, что все наши недостатки померкнут в недостатках чужих людей. Человек, критикующий других, тем самым скрывает свои недостатки.

Последний признак – присваивание псевдонимов и прозвищ. Чтобы увековечить свое негативное отношение к объекту зависти, современный человек прибегает к особой форме ярлыка – прозвищу. На уровне такого отношения невозможно создать теплую атмосферу. Такова специфика детских коллективов, специфика тюрьмы или армии, но не здорового общества.

Почему люди сплетничают? Основная философская причина лежит в непонимании процесса вдохновения на активное служение и преданность. Тенденция современного общества – нежелание учиться на чужих ошибках, поэтому Кришна применяет отработанный метод воспитания – кнут и пряник. Что это значит? Это значит, что для вдохновения нам посылаются не только позитивные отношения, не только прекрасный ДУ и понимающие нас наставники, и просто хорошие друзья, а также посылаются негативные отношения в виде недоброжелателей и завистников, сплетников. Их количество точно соответствует нашему индивидуальному характеру. У разумного человека такое соотношение должно вызывать чувство благодарности, потому что мы находимся в определенном кругу развития – есть личности вдохновляющие и есть личности подталкивающие. Но если разума не хватает, то мы не довольны количеством вдохновляющих факторов и людей. Мы начинаем искать их в других местах, одновременно критикуя предыдущее место. Такого человека легко узнать, он ищет новое место для развития и всем рассказывает, как было плохо на предыдущем месте. Обычно это не лечится. Такой человек пока везде не побывает и не набьет одних и тех же шишек, не начнет меняться. Он будет говорить, что его не оценили по достоинству. Куда бы мы не перемещались, наше сознание, наш багаж, всегда будет перемешаться вместе с нами. Баланс позитивного и негативного отношения к нам от окружающей среды, от коллектива установлен Кришной на основе нашей кармы. Он тонко настроен так, чтобы мотивировать нас к развитию. Самое главное – не пускаться в бега. Нужно развиваться, находясь в этой отработанной схеме, настроенной на нас. Нет никаких перегибов, все соответствует нам.

Другие причины сплетен – люди говорят о других, чтобы косвенно доказать свою значимость. Причина для этого всегда одна – зависть. Сплетня отвратительно сама по себе, потому что направлена против нормального развития нормального человека. Против плохих дел и поступков выступают публично с желанием бороться с этим. Против хороших дел применяют метод сплетни, это встречается в 70% случаев. В Ведах даются разные сравнения: сплетню сравнивают с плевком в спину; поджогом, соблазнением, подлогом, отравлением, демонизмом.

Есть одна история. Однажды один близорукий человек, который считал себя очень способным художественным критиком (чем очень гордился), зашел в картинную галерею. И сразу же с большим апломбом стал критиковать картину. Он остановился перед чьим-то портретом и стал критиковать:

- Кого они нарисовали? Посмотрите на это лицо, в нем нет ни глубины, ни выражения, никакой духовности. Зачем нужна эта ужасная картина?

Он мог бы продолжать так и дальше, пока не подошла его жена, и не сказал ему, что он стоит перед зеркалом.

В самом серьезном сравнении в Ведах говорится, что сплетня хуже убийства, потому что в первую очередь мы убиваем сами себя. Когда мы осуждаем негативные качества, они переходят к нам самим.

Есть два способа культивирования хороших качеств: собственные усилия. Этот способ достаточно длительный. На формирование некоторых качеств могут уйти десятилетия, на некоторые – даже жизни. Мы все пробовали. Не так просто культивировать позитивные качества, нужно огромное количество усилий. Но есть второй способ – заражение от другого человека. Этот способ считается более простым и эффективным. Мы заражаемся позитивными качествами человека очень быстро. Но при этом можно заразиться и негативными качествами. Поэтому, когда мы видим недостатки другого человека, и начинаем их обсуждать, это является нашим собственным недостатком. Идея очень проста – если мы видим что-то негативное, то это как предупреждение, что в нас есть аналогичная тенденция. Если мы заметили это и сконцентрировались на этом (а это происходит по знаку свыше, чтобы показать нам, что в нас есть такая тенденция), но не оценили этот знак и начинаем его критиковать, тогда приходят проблемы. Каждый окружающий нас человек полон таких знаков, которые предназначены именно для нас, чтобы мы заметили в себе эти тенденции. Если мы именно так принимает эти знаки, то мы меняемся очень быстро, процесс развития становится очень активным.

Если мы видит что-то негативное в другом человеке, мы должны понимать, что это предупреждение от Кришны, что у нас самих эта тенденция не исчезла, она может проявиться во времени. Если нам кажется, что сейчас у нас какой-то тенденции нет - рано радоваться. Тенденции, по закону кармы, проявляются с возрастом и степенью прохождения определенных ступеней развития. Сейчас мы должны решать те тенденции, которые мы должны и можем решить сейчас. Но дальше могут проявиться новые. И с каждым годом будет все труднее и серьезнее. Экзамен тем труднее, чем выше уровень практикующего! Поэтому иногда преданные разочаровываются, приходя к духовной жизни и видя, что с каждым годом становится все труднее и труднее. Но экзамены даются по степени образованности! Было бы странным ожидать, что человек будет знать много, а спрашивать с него при этом будут мало. Экзамен также дается не только для нас, но и для тех, кто нас окружает.

Поэтому. сплетня направляет нас по пути иллюзии. Иллюзия – главная причина смерти. Только благодаря иллюзии, мы продолжаем рождаться и умирать. Сплетня не просто убийца, она – невидимый убийца, убийца исподтишка. Больше половины браков распадается из-за сплетен. Большинство сердечных приступов происходит из-за того, что человек узнал о себе неверную информацию. Такая добрая помощь в сердечном приступе: «Ты знаешь, что о тебе говорят?». 90% конфликтов имеют под собой неверную информацию. Поэтому, есть еще одна интересная характеристика сплетни: сплетня – это наркотик для негодяя. Это сильное, смелое и жесткое высказывание, но отрезвляющее. Мы трезвенники, и нам нужны отрезвляющие высказывания. Есть одна интересная история про придворную даму. Она имела доступ к королю Фридриху Великому. Однажды она пожаловалась ему на своего мужа. Она говорила:

- Ваше Величество, мой муж плохо обращается со мной.

Король сказал:

- Это не мое дело!

Тогда дама дальше начала объяснять:

- Да, но он также плохо отзывается о вас, - она хотела любимыми способами разобраться с мужем.

Тогда король спокойно сказал:

- А это не твое дело!

Тогда дама вышла из себя:

- Но ведь таким образом он повредит своей карьере, как же мы потом будем жить?

Тогда Фридрих сказал:

- Это его личное дело!

И так, он ни разу не снизошел на уровень этой дамы.

Почему мы говорим об этом? Потому что сплетня напрямую связана с духовным развитием. «Человек, который сплетничает, - говорит Прабхупада, - никогда не сможет сосредоточиться на духовной жизни». Ему не просто будет трудно, хуже того, он не сможет сосредоточиться! Его ум полностью поглощается этим видом греха. Более того, есть заявление, что сплетня - это вид греха, которая включает в себя все остальные грехи. В «Чайтанья-бхагавате» есть интересное высказывание: говорится, что даже непродолжительное соприкосновение с 5-ю видами бхакти дает Кришна-прему, ,если при этом нет апарадх. Но, если человек служит Гаура-Нитай, даже апарадхи не будут приняты в расчет, кроме одной – желания сплетничать. Подумайте об этом! Может быть у большинства из нас это единственное препятствие, чтобы ощутить первые признаки Кришна-премы.

Духовная жизнь подразумевает, что мы должны не просто преклониться, мы должны встать на колени. Мы должны действительно прославлять детей Бога, преданных, которые находятся вокруг нас. Если мы продолжаем сплетничать, приходят разочарования, поэтому сплетня определяется, как главное препятствие на пути духовного прогресса. Т.е. духовный путь подразумевает очищение, а сплетня – это обмен гадостями, негативом, это сбор мусора в собственном сердце. Человек, которому скучно жить со своим мусором, приходит к другому и высыпает этот мусор ему на голову. Но тот, тоже не промах, и высыпает свой мусор ему на голову. Потом они обмениваются мусором и расходятся по домам, это называется дружбой в современном варианте. Но от таких отношений плохо пахнет.

Давайте сделаем некоторый вывод: говоря о других, мы должны постоянно помнить – не мешает ли это тем, о ком мы говорим и, тем более, не причиняет ли это им боль.

У одного человека другом была обезьяна. Он ходил с этой обезьяной везде. Однажды в полдень он лег спать, и какая-то муха стала садится к нему на лицо. Он отмахивался от нее, но она не улетала. Обезьяна все это видела, и у нее проснулись дружеские чувства. Она решила, что надо муху убить. Она взяла камень, дождалась, пока муха сядет на нос этого человека, и потом треснула камнем по носу.

Если вы едите в горы, вас будут предупреждать, что нужно будет говорить очень тихо, потому что может сойти лавина. Лучше вообще ничего не говорить. Мне нравится пример Гете. У него была одна очень интересная привычка: он набивал свои карманы семенами цветов, и куда бы он ни шел, он потихоньку разбрасывал эти семена цветов. Когда он умер, то осталось много дорог, которые были сплошь засеяны цветами. Везде, где он ходил, расцветали цветы. Также и мы должны сеять что-то позитивное и обмениваться позитивными качествами, научиться правильно прославлять вайшнавов. Но если мы везде будем разбрасывать мусор, будут проблемы.

Вопрос: является ли остроумие оскорблением?

Ответ: нет, если в нем нет агрессивной окраски. Но очень трудно держать баланс в остроумии. Нужно быть действительно профессионалом, чтобы не нарушить баланс в оскорбительном отношении к людям. Меня часто коробит, когда я читаю вайшнавские стенгазеты. Иногда видно, что профессионализма явно не хватает в том, чтобы не оскорбить другого человека. Нужно быть очень аккуратным, потому что тот, у кого есть такая проблема, догадывается о ком идет речь, и если он не видит в этом позитивного знака - а это почти всегда происходит - тогда в его сердце возникает незаживающая рана. Должно быть отношение как у врача к пациенту. Если врач видит болезнь, он не высмеивает ее и не критикует пациента. Поэтому с излишним остроумием в обществе вайшнавов нужно быть осторожным.

Если мы случайно кого-то обидели, то нужно вдогонку послать ему какой-то подарок. Лучше всего, если это будет какая-то сладость. Язык - один из самых неконтролируемых органов, поэтому, нам будут прощать наши ошибки, если мы будем вовремя признавать свои недостатки и дарить сладости. Это предписанный метод аннулирования оскорбления.

Когда мы хвалим человека, то нужно хвалить не его достижения, а наше к нему отношение. Тогда это не будет развивать гордость. Мы должны говорить не о том, допустим, как много он распространил книг, потому что завтра он может ни одной книги не распространить, такое бывает, и тогда он будет бояться общаться с нами, у него будет комплекс достижений. Он будет думать, что его ценят только за то, что он хороший санкиртанщик. Нужно говорить о нашем отношении к этому человеку: мне приятно видеть тебя; мне нравится общаться с тобой и т.д. И также, когда мы ругаем, мы должны ругать не за результат. Мы должны говорить о том, что мы надеялись на этого человека, а он нас подвел и др. Если мы будем говорить о результате, то человек будет бояться потом потерять результат и упасть в глазах преданных. Самая лучшая похвала – это выражение чувств к определенному человеку. Мы часто забываем, что общение идет на уровне чувств, а не результата.

Мы пришли в это общества в поисках теплоты. Мы пришли уже с разбитыми сердцами. Это факт. Вчера мне рассказали один интересный момент: люди готовились к выступлению, готовились долго, может быть год. Они ждали, они волновались, потому что те, кто выступал на публике, знает, что это такое. Когда читаешь лекцию каждый день, то привыкаешь. Но когда выходишь редко на сцену, то очень трудно не бояться и не волноваться. И вот их объявили, и кто-то крикнул из толпы: « Киртан давай, не надо нам спектаклей!». Вы не представляете, что чувствуют при этом люди. Из-за своего фанатизма, мы наносим очень глубокую рану в сердце человека. Такими фразами мы можем просто убить человека. Он хотел послужить, готовился, и тут - такое! Он может просто развернуться и уйти навсегда.

СК должно быть очень аккуратным движением. Мы все изранены. Мы кое-как родились. 4млн. абортов делается только в России. Кое-как родились, может быть не с первого раза. Неправильно родились, в каких-то случаях. Нас сразу же оторвали от матери, и мы остались одни, с лежащими рядом и орущими от страха другими счастливчиками. Потом принесли к матери на несколько минут и унесли обратно. Ужасно! Потом стали приучать к ужасной пище, которая просилась обратно. Еле выжили. А теперь чувствуем старость на носу. Пенсия платиться с 65 лет, а средний срок жизни – 52 года. Поэтому, единственное место, где мы можем получить и отдать теплоту – это общество вайшнавов. Мы должны быть более чувствительными друг к другу.

Если собаке наступают на хвост, она сразу кидается. Если нам наступили на чувства, то мы должны подумать день-два, лучше 3, почему это произошло. Мы обычно сразу кидаемся, как собаки. Но мы должны понять, что у всех у нас хорошие желания, но мы не знаем, как правильно помочь другому. Есть разница между тем, что человек действует правильно и хочет действовать правильно. Поэтому, сейчас никто не может сказать, что кто-то действует правильно. В основном, мы хотим действовать правильно, поэтому, как только мы начинаем критиковать чужое поведение, мы ставим себя в положение того, кто уже действует правильно.

Мы не должны причинять боль друг другу. Теплота – это уважение. Каждый достоин уважение, потому что у каждого есть качество, которого нет у других. Мужчины должны уважать женщин, а женщины – мужчин, и действовать по этикету. Говорится, что если в коллективе не уважается женщина, то он обречен на провал, у него нет будущего. Мы должны уважать всех – детей, старших, стариков, ровесников. Это признак культуры.

Культурный человек старается улыбнуться тому, кого он хоть немного знает. Если человек не улыбнулся нам 3 раза, можно готовиться к обороне, значит, он что-то замышляет. Улыбка – это первый подарок.

Завтра мы будем разбирать, как достичь мягкости сердца, как навести баланс между жесткостью, которая есть, и мягкостью, которая должна быть, почему мы, проявляя к другим мягкость, ничего не получаем взамен

Вопрос: нужно ли имитировать теплоту, если ее нет?

Ответ: теплоту мы имитируем уважением. Мы находимся на уровне тренировки. Нам трудно сразу выработать в себе хорошие качества. Нет ничего зазорного в тренировке. Мы должны быть также встречно уважительны к чужой тренировке. Когда мы уважаем кого-то или служим кому-то, то мы заражаемся его позитивными качествами и освобождаемся от негативных качеств, которые соответствуют нашим, или схожи с нашими. Когда мы завидуем кому-то, критикуем кого-то, то происходит обратная реакция – наши позитивные качества, которые есть также у него, уходят, а его негативные качества добавляются к нашим. Поэтому, в Ведах говорится, что даже животным надо служить и заботиться о них, как о своих детях. Если человек, например, правильно заботиться о собаке, то он получает два ее самых лучших качества – преданность и концентрацию, а освобождается он от лая, т.е. перестает ругаться, начинает говорить мягко. В «Артха-шастре» говорится, что домохозяин должен заботиться о домашних животных, как о своих детях, тогда он получает огромное количество позитивных качеств для своего развития и лишается всех животных качеств.

Категория: Патита Павана прабху | Добавил: shabda (13.06.2008)
Просмотров: 2533 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора