Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Патита Павана прабху

Семинар "Взаимоотношения в коллективе, в семье, в обществе", лекция 3
Патита Павана прабху
Анапа 2005 г.
Взаимоотношения в коллективе, в семье, в обществе.
Лекция 3
Обиды
Вопрос: как и с кем устанавливать дружеские отношения?

Ответ: мы не можем начать с изменения кого-то. Даже собственные изменения требуют иногда целой жизни. Нельзя рассчитывать, что мы можем повлиять на чьи-то качества. Мы можем создать некоторые условия. Подогреть их, например. Должны быть взаимоуважение, взаимотеплота. Мы находимся в атмосфере личностной философии. Это не значит, что мы должны со всеми установить дружеские взаимоотношения. Это невозможно. Нужно начать с ближнего круга, с теми, с кем уже есть какие-то отношения. Нужно их просто подогреть, сделать более уважительными. Бхактивинод Тхакур молится: «Кришна, пожалуйста, позволь мне иметь хотя бы одного друга в СК, кто мог бы меня понять, мой стиль преданности, мое отношение к Тебе». Часто мы попадаем в ситуацию, когда нас никто не понимает. Не стоит сильно переживать. Это мир непонимания. Мы даже себя не можем понять. Мы не можем понять кто мы, чем нам заниматься. Но должен быть хотя бы один человек, может быть даже не из нашего города, и даже не из нашей страны. Не обязательно в своей ятре. Обычно в своем отечестве пророков не бывает. Трудно быть понятым в своем отечестве, особенно если ваши идеи индивидуальны. В другом кругу они будут считаться изысканностью и глубиной мышления, а в вашей ятре это будет считаться страшной апарадхой и противодействием местному GBS. Нужно относиться к этому очень спокойно и пытаться достигать чего-то, что не возможно в той среде, в которой вы находитесь. Нужно иметь хотя бы одного друга, как минимум, и делиться с ним своими интересами и размышлениями. А когда установится атмосфера более теплая, тогда можно будет раскрыть свое сердце. Нужно быть практичными в этом плане, нельзя сразу открывать свое сердце. Все могут удивиться нашему сердцу, и мы можем удивиться тому, как отнесутся к нашему сердцу.

Вопрос: если мы оказываемся в кругу, где начинают сплетничать, как нам поступать?

Ответ: если мы по этикету не можем уйти, то нужно стать исследователем данной ситуации. О чем они говорят, как меняются их лица, о ком они говорят, как становится холодно после этого. Когда мы становимся исследователем, то все превращается в научную разработку, в некоторый эксперимент. Нельзя просто сидеть и терпеть, ни в коем случае. Нужно использовать это на благо. Негативный опыт иногда приносит больше пользы, чем позитивный. Если мы терпим оскорбления в чей-то адрес, это тоже считается оскорблением. Но не советую долго экспериментировать, опасно!

Вопрос: что такое позитивная критика?

Ответ: она должна быть очень профессиональной. Нужно обладать позитивными качествами для того, чтобы позитивно кого-то критиковать. Критика – это качество учителя, он должен критиковать. Иногда мы тоже занимаем эту позицию, мы можем вести себя, как наставляющие. Но в шастрах дается определение, что человек должен вести себя настолько, насколько у него мягкое сердце. Человек может давать настолько жесткое наставление, насколько уважает его тот, кому он его дает. Если уважение максимальное, можно давать жесткое наставление, и обиды не будет. Если уважения нет, то даже маленькое замечание будет принято в штыки или сильно ранит сердце. Степень остроты оружия должна быть соразмерна мягкости сердца. Поэтому, мы знаем выражение, что слово Гуру острое, как меч, но его сердце нежное и мягкое, как роза. Т.е. есть баланс. Если его нет, то замечание или наставление превращается в неквалифицированную насмешку. Звучит как позитивная критика, а ранит сердце. Прабхупада часто об этом говорил: правда должна быть мягкой. Поэтому, легко можно заметить - если появилась обида, то лучше уменьшить пыл. Иногда преданные обижаются тихо, но на долго. Они могут ничего не сказать, но выводы сделают надолго. Этим выражается гуна благости – стабильность. Поэтому, лучше преданных не обижать. В гуне благости есть некоторые ловушки – обиды помнятся долго. Поэтому, в гуне благости тоже нельзя надолго оставаться.

Вопрос: как быстро разрядить негативную ситуацию, если мы кого-то обидели?

Ответ: нельзя запускать ситуацию. Если мы совершаем какую-то глупость, то нужно ее как можно скорее оплатить. В этом мире есть ужасный фактор – нежелание за все платить. Поэтому, когда мы совершаем какую-то глупость против кого-то, необходимо это оплатить – сделать хороший подарок. С одной стороны, это разовьет в нас умение делать подарки, а с другой стороны, мы поймем, что тратить деньги нужно с умом. Т.е., если мы будем помнить о том, что потом нам придется заглаживать свою вину подарком, тогда у нас, естественным образом, пропадет желание что-то плохое говорить. Любое движение энергии требует расплаты. Если в вашем присутствии упоминают имя человека, которого вы обидели, нужно обязательно сказать 3 его хорошие качества, либо просто его похвалить. Обычно, нам хочется назвать 3 негативные качества, но нужно учиться упоминать позитивные. Есть правильное мышление о другом человеке, и есть неправильное мышление. Правильное мышление звучит так: этот человек лучше меня в таком-то качестве или в такой-то деятельности. Если мы способны такое сказать, значит, мы правильно думаем об этом человеке. Если же у меня негативное мышление об этом человеке, то стоит проговаривать вслух его хотя бы одно положительное качество. Это поможет начать правильно думать об этом человеке.

Сегодня мы углубим наше понимание доша-буддхи – недостатка разума. Сегодня я расскажу о том, на что обижаются люди, как мы можем обидеть человека, ранить его в самое сердце. Мы должны точно понять, как это происходит, и какие последствия бывают от этого.

Доша-буддхи действует так, чтобы постоянно задевать другого человека. В толпе люди стараются не сталкиваться и даже не соприкасаться, в природе животные также стараются не сталкиваться. Но в психологическом плане люди постоянно сталкиваются лбами. Начнем с истории.

Святые говорят в священных писаниях, что, если кто-то заявляет, что он способен выпить целый океан, и он заявляет, что может это сделать в два глотка, то можно с этим согласиться. Если кто-то заявляет, что он сдвинул Гималайские горы и сбросил их в океан, и теперь там ровная площадка, то и этому можно поверить, а вдруг это действительно так?! Но если кто-то заявляет, что он держит под контролем свой разум, тогда нужно усомниться в этом, потому что легче выпить океан или сдвинуть Гималайские горы, чем постоянно контролировать свое сознание.

Что происходит вначале?- Задевание за больное. Когда мы случайно задеваем человека – это не страшно. Мы задели, извинились и – разошлись на этом. Но когда мы задели за больное – совсем другой эффект. Наша неуклюжесть характеризуется тем, что мы стараемся задеть за больное. Такой человек находит какую-то незначительную причину, это может быть хобби преданного, и начинает его разбирать по косточкам. Раньше была одна идея – санкиртана – распространение книг, ничего больше. Все остальное считалось противоречием преданному служению и предавалось анафеме. Теперь появляется что-то другое. Есть такая тенденция – что-то одно считается правильным, а остальное – противоречие идее преданного служения. Допустим, человек любит собирать марки, и за это на него начинают давить: «Ты зря тратишь деньги на всякую ерунду, ты тратишь впустую время, лучше бы пошел по подъездам книги распространять». А ему просто нравится собирать марки. Но его постоянно тычут лицом в эти марки. Но что здесь греховного? Разве это является нарушением регулирующего принципа? Я встречаюсь часто с такими случаями. Иногда даже на лекциях упоминают такого человека, говорят, что он поступает неправильно. Такие намеки сравниваются с пощечиной. Такой человек, когда он догадывается, что говорят о нем, краснеет, как от удара по щеке. А когда приезжает уважаемый человек, то обязательно задают ему вопрос: действительно ли такие привычки порочны. Когда я приезжаю в новое место, я предупреждаю заранее, что на такие вопросы я не отвечаю принципиально. Обычно такие провокационные вопросы задают в присутствии всей ятры, чтобы человек услышал, что так делать нельзя, но такое поведение очень ранит. Такое поведение подобно пытке, т.к. на публике это выставляется, как борьба за идеалы, за чистоту нашей философии.

Красивым женщинам говорят, чтобы они никогда не красились, чтобы они полностью закутались и, желательно, в страшное сари, и чтобы они не говорили вообще ни с кем, и тем более, не пели, и чтобы волосы спрятали, если они длинные и красивые.

Разбогатевшим домохозяевам говорят, чтобы они не подъезжали близко к храму на своем очень дорогом автомобиле. А золотые кольца и цепи исходят от дьявола, и, наверное, он уже продал ему душу, потому что так быстро богатеет. Особенно тщательно обсуждаются пожертвования такого человека. Его доходы уже всеми подсчитаны. Он сам не знает, сколько он зарабатывает, но другие уже подсчитали, что он жертвует не 50%, как сказал Прабхупада, а всего 2%.

Матерям с детьми говорят, что их дети - это материализованный секс, что это тама-гуна.

Брахмачари намекают на то, что его сотовый телефон и дорогой плеер не сочетаются с его ашрамом. И намекнут, что если он не может жить без своего телефона, то пусть, хотя бы, поставит его на виброзвонок, чтобы он не звонил модной мелодией. А мелодия должна быть обязательно вайшнавской, если другая мелодия, значит, он точно в майе.

Отсутствие культуры заключается в том, что мы ведем себя по-разному в разных местах. Мы должны понять, что великий человек – это тот, кто замечает маленькое хорошее в большом количестве плохого. Ничтожный человек – это тот, кто замечет ничтожное плохое в большом количестве хорошего. Вчера мы говорили, что святой – это тот, кто, совершив маленькое прегрешение, считает себя грешником, а грешник – это тот, кто совершив маленькое хорошее дело, считает себя великим святым. Маленькая история: жил один святой. Однажды утром он услышал, как какая-то женщина громко кричит и плачет. Он подозвал эту женщину и спросил ее, почему она плачет. Она сказала, что она вдова, и теперь еще умер ее любимый сын. Святой подумал, что действительно, для вдовы это большая трагедия - потерять единственного ребенка. Он помолился Богу, чтобы Тот больше не допускал смерти в его городе до тех пор, пока он будет находиться там. В Индии есть этот маленький городок, и на главной площади там стоит камень, на котором высечено, что святой Армаз жил в этом городе 7 лет, и за это время никто в нем не умер. Такова сила молитвы святого.

Мы не должны доставлять дополнительную боль уже к той, которую получаем по карме. Нужно уметь сочувствовать. Даже если мы просто сочувствуем, человеку становится менее больно и намного легче. Боль отпускает. Это очень интересный факт!

Что еще причиняет боль? - Когда мы напоминаем о прошлом. Мы вспоминаем о прошлых ошибках нашего знакомого, мы, усмехаясь, перечисляем все, чем он раньше занимался, мы перечисляем все его греховные действия. Особенно больно действуют рассказы о каких-то психических отклонениях. Это известный принцип материального мира: найти грязное белье и вывесить его на всеобщее обозрение.

Когда мы ищем что-то негативное в других, мы находим собственные предрасположенности. Что происходит при этом? Оправдание поступков другого человека приводит к легкому прохождению собственных испытаний и проблем. В этом случае, другие нас также будут оправдывать, даже, когда мы будем совершать глупости. Выискивание чужих недостатков приводит к усилению собственных аналогичных тенденций. Позже аналогичные проблемы становятся очень сильными. По закону кармы, какая-то негативная тенденция проявляется в положенное ей время. Все сразу не проявляются, иначе бы мы тут же умерли. Они проявляются по очереди и по времени растянуты. Но, когда мы выискиваем негатив в ком-то, то тенденция проявляется раньше того времени, когда будут накоплены силы, чтобы справиться с этой проблемой. Допустим, какая-то проблема у нас должна проявиться через 15 лет духовной жизни, но мы критикуем кого-то старшего с этой проблемой, и она проявляется у нас на 5 году практики, когда у нас нет сил для ее преодоления. В это время мы не сможем с ней справиться, потому что еще не накопили силы. Поэтому, лучше никого не трогать. У них свои экзамены, у нас свои.

Как еще мы можем обидеть других – мы обесцениваем их достижения. Желая обидеть человека, мы говорим, что так, как сделал он, может сделать любой и в 100 раз лучше. Мы можем сказать, что нет ничего особенного в том, что он сделал. Мы можем найти в его поступках корыстные мотивы. У всех у нас есть интересная особенность – мы не способны решительно идти до самого конца и выбирать самое ценное. Если бы мы были решительными, мы бы все уже были в духовном мире. Мы боимся чистой бескорыстной любви и размениваем ее на простое уважение. Просим Кришну, чтобы нас просто уважали, ценили. Т.е. мы размениваемся на что-то простое, поэтому, мы не способны оценить поведение другого человека. Мы не способны чуть-чуть потерпеть, подождать. Мы должны быть терпимы к негативным тенденциям в сердцах других людей, у нас они тоже есть. Если мы терпим негативные тенденции в других, то мы получаем силу преодолеть свои негативные тенденции. Есть такая интересная цитата: «Когда мы терпим недостатки детей Божьих, то Бог терпит наши недостатки». Если мы перестаем ценить усилия наших близких, которые хотят развиваться, но им трудно, то нас также оставляют силы, и мы меняем золото на железо.

Как еще мы можем обидеть человека? Мы можем создать невыносимые условия на работе для своих подчиненных, если являемся начальником. Принцип – уволить не увольняя. Для этого нужно говорить подчеркнуто холодно, делать вид, что очень спешишь, когда этот человек подходит к тебе со своей проблемой. Это действует очень болезненно. С неугодным человеком мы не здороваемся, смотрим сквозь него. Если этот человек уходит, то проводится коллективное собрание с обсуждением всех его недостатков. Также мы можем загнать человека в долг, и потом этот долг требовать, даже, когда человек уже уволился. Если этот человек принимал какие-то приказы, то мы их отменяем. Так можно быстро довести человека до сумасшествия.

Лекарства: в зрелом коллективе любого его члена провожают всегда с почетом, подарками, выходным пособием, заверяя, что всегда будут рады его возвращению. В незрелом коллективе всех выгоняют с позором, с долгами и намекают, что лучше никогда здесь не появляться. Это одна из самых ужасных ситуаций, потому что, находясь в подчиненном положении, трудно что-либо сделать. С другой стороны, будучи подчиненным, тоже можно достать руководителя. При этом такие подчиненные постоянно вспоминают, как было хорошо при предыдущем руководителе. Они создают группу единомышленников и постоянно заявляют, что их группа с решениями руководителя не согласна. Это действует очень сильно, человек страдает, перестает спать ночами. Также такие подчиненные регулярно собирают подписи и пишут вышестоящему руководству. Этого достаточно, чтобы довести до сумасшествия руководителя. Так происходит очень часто.

Мы не должны переносить эту тенденцию в нашу жизнь. Это очень тяжело и больно. При этом разрушается всякая духовность, не хочется находиться в такой атмосфере. Нельзя оценивать поведение человека, даже если мы знаем его всю жизнь. Мы не знаем даже 1/1 000 000 000 качеств души человека, но мы даем 100% оценку его качествам. Но мы не знаем ничего. Мы ничего не знаем, но наши выводы 100%. В результате человек озлобляется. Вместо того чтобы сердце становилось мягким, приходит ожесточение сердца. Озлобленный человек ни о ком не хочет заботиться. Пропадает желание служения. Обидное поведение убивает желание духовно развиваться. Кришна приложил столько усилий, чтобы человек, может быть, через несколько сотен или тысяч перерождений пришел, наконец, к духовной жизни, но одной обидой мы можем столкнуть человека с этого пути. Это похоже на скалолаза, который перерезает веревку своему напарнику уже у самой вершины. Озлобленный человек все воспринимает с подозрением. Духовное развитие дает человеку силы контролировать свои чувства, а обида отнимает этот контроль, и чувства вырываются на свободу. У таких людей мало друзей и близких. Человек боится дружить, потому что имеет опыт предательства много-много раз. Зачастую дружба у нас воспринимается как возможность напоминать человеку о его недостатках. Но необходимо помнить, что правда должна быть своевременной, а иначе она превращается в издевательство над другим человеком. Если правда обидная, то это издевательство, а не помощь. У озлобленного человека пропадает чувство уважения не только к равным, но и к старшим. Он чувствует, что о нем никто не заботиться, что он никому не нужен. Так разрушается желание быть учеником. Озлобленность уничтожает культуру и этикет. Такой человек становится грубым. В состоянии озлобленности пропадает желание прощать, поэтому это приводит к конфликтам из-за мелочей.

Между дружелюбием и озлобленностью надо провести сравнение. Дружелюбие – это сбор положительного об окружающих нас людях. Кого бы мы ни увидели, мы отмечаем в первую очередь его положительные качества. С таким человеком хочется общаться и дружить. Озлобленность – это когда мы собираем все отрицательное. Например, в лесу могут ходить два грибника. Один будет собирать хорошие грибы, тщательно отбирая червивые, а другой собирает поганки. Лес один, но грибы разные. И одна из причин озлобленности состоит в том, что мы стараемся уравновесить свою вину с обвинениями в наш адрес. В конце концов, приходит желание отомстить. Это уже самый худший вариант. Но месть приносит боль только самому мстящему. Это тоже самое, что бить кулаком об стену. Больно только кулаку, но не стене. В результате мести человек очень сильно страдает, и так происходит деградация.

Какие в этом случае есть лекарства? В первую очередь, нужно попробовать сдерживать свой гнев. Например, недавно я прочел в Библии один интересный стих, который говорит, что мы не должны позволить взойти солнцу в гневе нашем. В любых трактатах есть интересные заявления, что нужно избавиться от гнева до захода солнца. Нужно разобраться сразу. Никогда нельзя откладывать проблемы в долгий ящик. Если лечь спать в гневе, то это все равно, что поставить тесто на ночь. К утру гнев удваивает свой объем. К утру гнев разрастается в 2-3-4 раза. С другой стороны, если ситуация обостряется, то нужно поступать очень профессионально. Например, когда репортеры задают провокационный вопрос, то грамотный человек говорит: «Без комментариев». Так и мы должны почувствовать, когда наши комментарии не нужны, когда они смогут нам навредить. Тем самым, мы избавляемся от массы неприятностей. Контроль языка должен быть. В этом случае мы должны помнить, в чем разница между культурным человеком и некультурным. Культурный человек всегда ищет мира, некультурный – войны. Поэтому, необходимо брать на себя инициативу, и идти на мирные переговоры первым. И на переговорах всегда сначала нужно со всем согласиться.

- У тебя такая-то проблема.

- Да, у меня она есть.

- Обсудим?

- Обсудим!

Но если идут пререкания: «А вот вы..», тогда диалога не будет. И, в конце концов, у нас есть главное лекарство – прощение. Легко понять, что если мы кого-то простили, то мы его не помним, т.е. нет постоянных воспоминаний. Если мы постоянно вспоминаем кого-то, значит, мы его не простили. Очень простой тест. Поэтому, есть хорошая поговорка: не надо ловить рыбу в пруду истории.

Мы должны понять, что нет такого проступка против нас, который мы не могли бы простить. Мы всегда должны учиться прощать других, потому что нам уже простили сотни жизней нашей глупости. Прабхупада простил нам всю нашу глупость, наши духовные учителя прощают нам всю нашу глупость, и Кришна уже простил нам все это. И отблагодарить Кришну можно только одним: научиться самим прощать! Эта идея поддерживается во всех духовных традициях. Мы должны передавать дальше идею прощения. Прощение – это форма освобождения от обязательств. Если мы кого-то прощаем, то мы освобождаем этого человека от груза обязательства. Если нас кто-то обидел, то он попадает к нам в зависимость, и, прощая его, мы его освобождаем от этой зависимости. Дайте ему почувствовать эту свободу.

Мы всегда должны помнить, что мы находимся в положении ученика. Это значит, что нам нравятся экзамены и нравится учитель. Как только мы попадаем в СК, все окружающие нас люди становятся нашими учителями, посланными от Кришны. Это Его личные посланники. Он доверил им принять у нас экзамены. Если мы понимаем это, то мы становимся благодарными за эту ситуацию. Но, мы должны также понимать, что есть практическая сторона. Мы не можем испытывать сразу радость по поводу того, что кто-то проверяет нас, наши знания и качества. Также, как на обычном экзамене, студент не испытывает особой радости. Страшно - что там будет. Поэтому мы не должны обращать внимания на те чувства, которые возникают во время самого экзамена. Не нужно делать выводы по поводу этих чувств. Может быть очень неприятно, неудобно и непонятно, что вокруг происходит. Нужно постараться выйти из этой ситуации с человеческим лицом. Нужно сдать экзамен спокойно и остаться благодарным учителю. На чувства обращать внимания вначале нельзя. Во время экзамена чувства обычно выходят из-под контроля. Но, если мы все делаем правильно, то на конечном этапе, мы чувствуем, что мы прошли этот экзамен. Наша жизнь должна наполниться сданными экзаменами. Сначала происходит нагнетание ситуации, начинаем сдавать, чувства выходят из-под контроля, появляется страх, что не сдадим, потом мы предаемся, сдаем экзамен, не верим своим глазам, потом приходит радость. Это называется духовным опытом. Если мы будем бежать от экзамена, переезжая из храма в храм, то у нас не будет этого опыта сданных экзаменов. Появятся якоря, которые будут мешать идти вперед. Вместо накопленного опыта решения проблемы, появится опыт, что мы никому не нужны, что наши проблемы никого не волнуют, и вообще они не решаются в нашем обществе. Поэтому, чтобы научиться проходить эти кризисы, необходимо концентрироваться не на больших экзаменах, а на ежедневных зачетах. Перед каждым экзаменом есть множество маленьких зачетов, и мы должны помнить главную идею, что большой экзамен будет сдан, если мы сдали в свое время маленькие зачеты. Таких зачетов у каждого по 50 штук на день. И мы должны из каждой такой ситуации выйти с человеческим лицом и с благодарностью Кришне, что Он послал нам этого учителя, с радостью от прохождения экзамена и с готовностью к новым испытаниям. Тогда жизнь наполниться настоящим духовным опытом. Представьте себе, что наша жизнь каждый день будет наполняться 50-ю духовными опытами! Поэтому, когда придет время большого экзамена, то он пройдет легко. Поэтому, любую ситуацию мы должны воспринимать позитивно. Нужно набирать этот опыт и делиться им.

Вопрос: раздражительность появляется от озлобленности или есть какая-то еще причина?

Ответ: это может быть просто чертой характера. Характер имеет различную природу, кто-то более доброжелательный, кто-то менее. Это не значит, что у того, кто раздражительный какая-то проблема. Это просто может быть стиль характера. Если мы замечаем у себя раздражение, которого раньше не было, это значит, что у нас появилась проблема. Не стоит сильно реагировать на разницу характеров. Нельзя судить других по себе. Если у нас появилась раздражительность, то мы должны понять, что нас что-то не устраивает. Если нам кажется, что мы вытащили не тот билет, то нужно понять, что это именно тот билет, который нам нужен. Если нам кажется, что Кришна забыл про нас, то мы должны знать, что именно в этот момент, Он особенно внимательно наблюдает за нами. Мы всегда хотим получить тот билет, который мы выучили, но Кришна дает тот, который нам надо! Все под контролем. Не всегда мы можем выйти из ситуации духовно, но мы можем выйти человечно. Нужно помнить, чем мы жертвует. Всегда лучше пожертвовать своими удобствами ради удобства других.

Мы должны всегда рассчитывать свои возможности. В «Артха-шастре» говорится, что бизнесмен должен рисковать на половины имеющейся у него суммы, никак не на всю. В бой нужно вступать, имея силы в 2 раза превышающие силы противника. Всегда нужно читать Упаведы, те ее главы, по которым у вас возникли сомнения. Нужно быть грамотным во всех отношениях. В море всегда ставят буйки, потому что всегда кажется, что берег близко. Но если бы он был близко, то никто бы не тонул. Поэтому нужно действовать на половину своих возможностей, а не на все, т.е. нужно действовать грамотно.

 

Категория: Патита Павана прабху | Добавил: shabda (14.06.2008)
Просмотров: 2784 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора