Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Патита Павана прабху

Семинар "Взаимоотношения в коллективе, в семье, в обществе", лекция 5

Патита Павана прабху

Анапа 2005 г.

 

Взаимоотношения в коллективе, в семье, в обществе.

 

Лекция 5

Сердечная забота

 

Вопрос: как работают янтры и амулеты?

Ответ: работает вера. Ничто не заработает в этом мире, если у нас не будет веры. Этим доказывается эффект плацебо – человеку дается заменитель лекарства, но человек верит врачу, и поэтому вылечивается. Если вера велика, то поможет даже неправильно данный совет. Люди часто ошибаются, и если они дали нам неправильные наставления, но наша вера велика, то даже неверное наставление поможет. Природа все подстроит так, что заработает даже неверное наставление. Нет смысла волноваться о правильности наставления, есть смысл волноваться о силе своей веры.

Сегодня мы должны разобрать, отчего происходят конфликты. В основном это связано либо с плохой заботой, либо с ее отсутствием. Часто мы даже не задумываемся, как правильно проявить свою заботу. Фактически, когда мы о чем-то заботимся, мы заботимся о собственном будущем. Чем лучше мы заботимся о жизни другого человека, тем лучше становится наша жизнь.

Современная философия очернила эту идею заботы, назвав ее рабством или унижением, поэтому современный человек не хочет ни о ком заботиться. Но наша культура основана на заботе. Служение – это и есть забота. В первую очередь, мы должны позаботиться о том, что находится ближе всего к нам. Мы обычно стремимся заботиться о чем-то великом, о мире во всем мире, о природе, об изменении климата, но не так проверяется уровень мягкости сердца. В Ведах есть определение, что реальный уровень заботы проявляется в том, как человек ведет себя в быту со своими ближними.

Преданных часто волнует, что они неудачливы. Всем нужна удача. В Ведах написано, что к человеку приходит удача, когда он начинает заботиться о своих ближних, родственниках. Сама Богиня процветания приходит посмотреть на того, кто заботиться о своих родственниках. Например, у мужчины день считается удачным, если он смог позаботиться о всех членах семьи. Если о ком-то он не смог позаботиться, день считается потерянным, а долг невыполненным.

Члены семьи олицетворяют разные аспекты жизни человека. Например, забота о старших членах семьи, о родителях, бабушках и дедушках, устраняет беспокойства, которые приходят из прошлого. Каждый из нас успел совершить множество глупостей, и они преследуют нас всюду. Преданное служение означает, что мы отвернулись от своих проблем и смотрим на Кришну. Как только мы отвернемся от Кришны, то мы сразу лицом к лицу столкнемся с проблемами. Они никуда не делись. У нас в храме был один товарищ. Он приходил в храм, практиковал, жил в храме. Однажды он решил отдохнуть, и уйти на субботу-воскресенье домой. Стоило ему выйти из храма, его тут же избили, причем, не слабо. Он оставался в храме еще на неделю. Потом все это повторялось: стоило ему захотеть расслабиться, и как только он выходил из храма – сразу же разбивали нос. Такая вот милость от Кришны. Самое интересное, что пока он не решал отдохнуть, его никто не трогал, он гулял по городу в дхоти с четками, но стоило ему решить, что пора расслабиться – тут же набивали лицо!

Забота о равных членах семьи – братьях и сестрах устраняет беспокойства, которые возникают от деятельности в настоящем. Есть распространенная ошибка в наших рядах – мы требует друг от друга идеального поведения - никто не должен ошибаться, все должно быть четким, правильным. Но человек неверно поступает в 75% случаев. Потом разочаровывается, думает, что нужно было поступить по-другому. Постоянно с нами такое происходит. Поэтому, очень трудно требовать друг от друга идеального поведения. И особенно, как только человек берет на себя какую-то ответственность, он попадает под гнет неестественного поведения. Человек понимает, что все время правильно вести себя невозможно, что ошибки неизбежны. Тогда он начинает хитрить, обманывать, недоговаривать. Мы не способны принять того, что человеку свойственно ошибаться. Это подобно тому, как ребенок учится ходить и падает. И мать вместо того, чтобы помочь ему подняться, дает ему подзатыльник и начинает его ругать. Есть у нас такая способность создавать ситуацию постоянного подзатыльника, когда от человека постоянно требуют правильного поведения. Если не заботиться о равных, то очень трудно справляться с этим гнетом ошибочности. Этот гнет ошибочности грузом ложится на наши плечи и сгибает к земле.

Забота о младших, о детях и внуках избавляет от возможных беспокойств в будущем. Множество совершенных нами глупостей мы не сможем аннулировать и исправить, порой мы их даже не замечаем. Очень часто, стоит человеку достичь какого-то положения, и он считает, что все, что он делает – абсолютно верно и безупречно. Я часто прячу свой бейджик, чтобы не возникало желание чувствовать себя везде правым. Нужно быть проще.

Есть разные виды беспокойств, и разные заботы избавляют от них. Мы помним, что существует 3 типа беспокойств, тройственные страдания. От тонких и грубых болезней -адхьятмики – защищает единая идея семьи. Семья – это единое направление мышления. Совместные разговоры помогают людям достичь единой идеи. Когда люди просто говорят друг с другом, это не дает единства. Единство определяется тем, что мы берем какую-то цитату и начинаем ее обсуждать. В ведическом обществе утром вся семья собиралась в алтарной комнате, и шли чтения и обсуждения священных писаний. И то же самое происходило вечером. Это давало единый настрой всей семье. Это так же избавляло семью от раздражений. В любом сообществе могут быть какие-то факторы, которые будут нас беспокоить и вызывать раздражение. Если не устранять эти беспокойства, то однажды такие отношения просто разваливаются. Поэтому, гармония заключается в том, чтобы вместе говорить о третьем. Не друг с другом, и друг о друге, а о третьем. Именно это укрепляет наши отношения. Если присутствует раздражение, значит никто не заботиться о единстве взглядов.

Однажды один вор должен был перенести награбленное из одной деревни в другую. Сделать это нужно было ночью, потому что он боялся, что может нарваться на более продвинутого вора, чем он, и тот все у него отберет. И ему повезло. Он нашел святого человека, который согласился пойти с ним ночью, но при одном условии – всю дорогу они будут говорить об Истине. Вор подумал, что это очень хорошо, новое знание – всегда хорошо, может быть, что-то новое узнает о том, как лучше воровать. Любое знание полезно как хорошим людям, так и негодяям. Они отправились в путь, и всего за час дошли до нужной деревни. На прощание святой сказал ему странные слова:

- Когда придется время выбирать, выбери этот час, - и ушел.

Вор не придал значения его словам. Он продолжал воровать до самой смерти. После смерти он попал на суд, и Ямарадж сказал ему:

- Что ты выберешь: отстрадать за 80 лет воровства, или понаслаждаться за один час общения со святым человеком? Выбранное тобой время умножиться в 10 раз.

И тут вор вспомнил слова святого выбрать этот час, и он выбрал радость от общения со святым. Он попал в рай и увидел там того же святого. Вор бросился к нему, стал рассказывать, что у него такая проблема, он должен будет 800 лет страдать в аду за воровство, но святой сказал:

- Проблем нет, у нас есть 10 часов, садись, будем говорить о Боге.

Прошло 10 часов, вор снова предстал перед Ямараджем, и Ямарадж похвалил вора, что он не просто наслаждался в раю, а все 10 часов слушал о Боге, поэтому у него снова есть выбор получить либо 800 лет на адских планетах, либо уже 100 часов в раю. Вор выбрал 100 часов. И в раю вор и святой снова разговаривали о Боге. И когда вор вернулся, Ямарадж сказал:

- Ты настоящий обманщик! Я прощаю тебе 800 лет на адских планетах, иди в рай к своему святому.

Так один час совместного слушания о третьем – об Истине – могут аннулировать грехи, накопленные за всю жизнь.

О ком мы еще можем заботиться? О наших соседях. Соседи в Ведах сравниваются с олицетворенной совестью. Они видят все нечистоты в нашем сердце и сообщают нам об этом явно или намеками. Мы не сможет от этого избавиться так же, как не сможем убить свою совесть. К совести необходимо прислушиваться и благодарить совесть за откровенность. Когда человек перестает благодарить свою собственную совесть, он становится рецидивистом. И таких людей боятся даже преступники, потому что от них не знаешь, что можно ожидать, поэтому, мы должны прислушиваться и делать соответствующие выводы.

Любое культурное действие требует определенных правил. С соседями необходимо установить хорошие отношения. Сами отношения не устанавливаются. Чтобы не было проблем, нужно заранее установить отношения, подкармливать, разговаривать. Если намечается нама-хата, нужно заранее предупредить соседей, что у вас намечается день рождения, праздник или свадьба (по желанию), обязательно чем-то угостить и извиниться, если будет слишком шумно.

Подчиненные являются представителями Бога смерти Ямараджа. Как мы будем заботиться о них, так Бог смерти позаботиться о нас. Если мы имеем над кем-то власть, то мы должны помнить, что старость и смерть также имеют нам нами власть. Когда приходит старость, мы ничего не можем изменить. Поэтому, когда мы правильно заботимся о наших подчиненных, тогда старость и смерть начинают заботиться о нас. Старость проходит мягче и легче, и смерть – мягче и легче. Старость – это вторая половина жизни. Человек сейчас живет 55 лет, в среднем. Поэтому, старость начинается уже в 27 лет. Поэтому, вокруг одни старики.

Должна быть забота о сослуживцах, о тех, кто находится рядом с нами, о тех, с кем судьба свела нас в одном месте. Такие люди олицетворяют наши болезни, которые хотят жить в нашем теле. Если мы будем грубо и резко относится к нашим сослуживцам, то болезни также будут проявляться грубо и резко. Не просто почихал и небольшая температура, а будет все по максимуму – боль по максимуму, t-ра по максимуму и т.д.

Особенная забота должна отводится заботе о доме. В Ведах описывается построение дома, как построение отношений. Самое главное – это построить не дом, а отношения в этом доме. Дом с хорошими отношениями сравнивается с виманом, который потихоньку летит в духовный мир. Плохие отношения сравниваются со склепом на кладбище. Счастье в отношениях достигается в 4-х направлениях: дхарма, кама, артха и мокша. Психологическое здоровье означает, что мы рады видеть друг друга. Психологическое здоровье означает, что, увидев кого-то, нам хочется пойти быстрее ему на встречу. Это означает, что человек психологически здоров. Если при виде кого-то нам хочется убежать, значит, мы заболели. Хорошие отношения в доме, естественно, приводят к святости, потому что развитие отношений приводит к бхакти.

Крепость – это дом, где крепкие отношения. Плохие или слабые отношения в доме сравниваются с тюрьмой.

Любой человек, который входит в благополучный дом, увеличивает свое богатство. Более того. если он с собой что-то принес, то ему это возвращается в десятки-сотни раз. Поэтому, всегда люди шли в благополучные дома и что-то несли с собой. Поэтому, дом становился местом процветания. Дом, где плохие отношения, приносит разорения тем, кто в него приходит, и из него всегда что-нибудь выносят. Даже сами жители этого дома постоянно что-то из него выносят, продают и т.д., поэтому благополучный дом решает даже материальные проблемы человека. И, в конце концов, он дает освобождение от всех материальных страданий.

Домашние вещи сравниваются с олицетворенными лекарствами от всех болезней. Они как внутренние органы. Забота о вещах в доме приводит к здоровью членов семьи. Дом, где все вещи поломаны, подклеены, треснутые и др, вряд ли может рассчитывать на здоровых жильцов. Если вещь совсем развалилась, лучше от нее избавиться. Рухлядь в доме приводит к хроническим проблемам, поэтому нужно заботиться о том, чтобы в доме были хорошие качественные вещи.

Земля – основа хороших отношений, т.к. возделывание земли – это культивация своего характера. Чем ближе человек к земле, тем он здоровее, чем он дальше от земли - тем больше проблем. Человек, не возделывающий землю, становится жестким, поэтому дома должны быть хотя бы цветы, о которых мы должны с любовью заботиться.

Территория вокруг дома показывает на качество нашего отношения к окружающим. Если нам все равно, то территория будет загажена. Человек будет выбрасывать мусор прямо из окна своего дома. Преданные часто выносят остатки прасада под деревья и вывешивают на деревья гирляндочки. Соседи могут этого не понять. Поэтому, нужно помнить, что мы не одни в этом мире, у нас коровы не ходят и не съедают прасад. Люди будут говорить, что вы прикармливаете собак и кошек. Они будут бежать отовсюду. Потом начнут орать. Нужно принимать современную культуру и заботиться о чувствах соседей. Если территория вокруг дома ухоженная, значит, там живет доброжелательный человек. Если территория загажена, значит, такому человеку нельзя верить. Поэтому, всегда нужно наводить порядок вокруг своего дома, храма.

По поводу освещения дается очень интересная философская трактовка – если мы освещаем ночью кому-то путь, значит, и мы сами не будем ошибаться в своей жизни. Поэтому ночью на доме должен гореть свет. Есть также одно правдивое замечание – темное место постепенно превращается в туалет.

Одним словом, мы должны действительно проявлять свою заботу друг о друге. Эта забота должна быть очень глубокая. Особенная категория людей, о которых мы должны заботиться – это дети, женщины и старики. Общество должно особенно аккуратно подходить к этой категории. Развитое общество определяется тем, как оно заботиться о детях, женщинах, стариках, врачах и учителях. Забота – это дать почувствовать свою нужность. У нас есть много тонких моментов, которые мы упускаем, поэтому испытываем много беспокойств. Любое духовное движение сейчас в основном состоит из женщин. Раньше мужчина был духовным лидером, теперь – наоборот, женщина становится духовным лидером, и о ней не заботятся. Общество состоит из женщин, и о них не заботятся! Очень странное явление. Женщина нуждается в мягком отношении. В быстром признании, поэтому женщинам лучше сразу давать посвящение. Не требовать дембельского аккорда, не надо эксплуатировать ее мягкость, требовать чего-то: «Помоешь три года пол, тогда дадим посвящение». А мужчин нужно ломать долго, потому что у них – эго, несогласие со всем, что он видит и слышит, у мужчин на все свой план. Женщине нужна мягкость, там нечего ломать, она мягка по природе. А у нас ее воспитывают как мужика. Это неверно. Женщина нуждается в разговорах. Ей нужно пожаловаться кому-то о своих проблемах. Ей все равно, что сказать, ей важно – как. В Ведах написано, что женщина должна 2 часа говорить о том, что она увидела, услышала, и как ей кто-то что-то сказал, иначе она будет несчастлива. Женщинам нужно давать разговаривать, в их случае это не будет праджалпой, такова их природа. Мужчинам это трудно понять. Женщины должны жить в повышенном уюте. Мужчина где устал, там и уснул. У женщин все намного сложнее. Это не майа, это особенность тела. Вещей у женщин должно быть больше. Каждой категории, как минимум, 7 штук, тогда ее ум становится спокойным. У мужчины вещь должна быть одна, но очень дорогая, а у женщины должен быть выбор, т.е. должно быть много. Если у мужчины дешевые вещи, он будет постоянно нервничать, и специально сделает так, чтобы эта вещь, как можно быстрее испортилась, чтобы купить новую. Женщине нужно больше отдыха, больше праздников. Женщине обязательно нужны деньги на карманные расходы. Женщина не должна думать о том, чтобы просить у кого-то денег. Это не культурно. Женщина не должна просить деньги, ей должны давать их. Тогда она будет счастлива.

Вопрос: как правильно общаться с ДУ?

Ответ: это сугубо индивидуально, но всегда есть принцип, что мы должны научиться радовать своего учителя своими достижениями. Мы не должны делать своего учителя центром по решению психологических проблем. Мы должны сами решать свои проблемы. Для этого у нас есть книги, старшие преданные, есть лекции и просто старые, мудрые люди. Мы можем рассказать своему Гуру, как мы решили свою проблему с помощью преданных и книг Шрилы Прабхупады. Он будет очень счастлив от этого. Если же он запомнит общение с нами только как решение наших проблем, то ему это не доставит большой радости. Мы, ученики Индрадьюмны Свами договорились, что будем писать учителю тогда, когда проблема решена, чтобы радовать его тем, что мы взрослеем, а не тем, что мы так же беспомощны, как в начале и не можем решить простейшие вещи. Проблема возникает тогда, когда мы начинаем по-своему истолковывать наставление ДУ. Нужно сразу выяснить как, что и конкретно. Т.е. не просто спасибо за наставление, а уточнить какой должен быть результат, в течение какого времени нужно выполнять это наставление и т.д.

Вопрос: как относится к старикам?

Ответ: у стариков меняется НС, тело, отношение к миру, психика, потребности, поэтому должно быть максимум заботы к старикам. Старики должны чувствовать, что они нужны. Если старики не принимают нашу заботу, значит, мы что-то делаем не так. Если ребенка кормят чем-то невкусным, он начинает отплевываться, поэтому ему нужно предложить что-то другое. Старики, как дети. Со стариками нужно также сюсюкать, как с детьми. Отношение должно быть тонким и качественным. Нужно интересоваться, какая должна быть забота. Не выдумывать свою заботу, а спрашивать, что нужно старикам. В старости Вата повышается, чувства обостряются, поэтому нужно быть очень осторожными. Старикам хочется уйти честно, достойно, с уважением.

Вопрос чему приравнивается забота мужа о жене, как к заботе о равных или забота о детях?

Ответ: в наше время - как забота о старших. Зачастую жена является духовным лидером в семье, и тогда это будет служением своему гуру. Если жена не лидер, значит, она стесняется признаться. Женщины сейчас естественные духовные лидеры, т.к. быстро меняют своё сердце. Мужчины меняют свое сердце очень медленно, поэтому они должны очень уважительно относиться к женам, но жена, будучи лидером, должна вести себя так, чтобы муж никогда не догадался, что она лидер, тогда она будет настоящим лидером. Если муж догадался, значит, она свои качества лидера аннулировала. Муж должен догадываться, что у жены сердце мягче, чем у него, поэтому нужно о ней больше заботиться. Если человек правильно пройдет семейную жизнь, он станет святым. Если он правильно разовьет свою заботу в семье, то позже, приняв санньясу, он сможет распространить свою любовь на весь мир.

Вопрос: возможен ли брак, когда жена старше мужа?

Ответ: возраст является вторичным фактором. Первичным фактором является последовательность в создании семьи. Мы должны создать семью так, чтобы она не распалась. Последовательность такова, что сначала нужно научиться дружить. Дружба – это некоторое взаимопонимание. Если мы способны дружить, то потом дружба перерастает в романтические отношения. Романтические отношения быстро заканчиваются, и остается дружба. Это правильное создание семьи: дружба – любовь - дружба. На Востоке именно по этому принципу создаются семьи. Самое рискованное создание семьи – без предварительной стадии дружбы, сразу на основе вспыхнувших отношений. И когда романтика проходит, то ничего не остается. С другой стороны, если дружба не переходит в романтические отношения, то тоже нет смысла создавать семью, потому что вместе всегда трудно, и если не будет чего-то связывающего, то терпеть будет трудно, и люди быстро разводятся. Возраст – вторичный фактор. Разница в возрасте не играет определяющей роли, если у вас есть общие интересы и цели в жизни.

Категория: Патита Павана прабху | Добавил: shabda (14.06.2008)
Просмотров: 2724 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2024
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора