Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Лекции » Бхакти Вигьяна Госвами

Бхакти Вигьяна Госвами. Лекция, прочитанная в Н.Новгороде в 2011 году. Гуру и ученик. Б.Г. 2.2

 

Кришна в БГ выступает в роли учителя, Он оставил за Собой эту роль. Министерство образования Кришна никому не отдает, потому что образование является смыслом и сутью человеческой жизни. Люди, в отличие от всех остальных видов живых существ, постоянно должны чему-то учиться. Как только человек прекращает учиться, он прекращает развиваться. Если человек не будет учиться, он не сможет стать человеком. Человек устроен особым образом, и обучение подразумевает качественные изменения в человеке, эволюцию и развитие человека. Если кто-то и учит нас чему-то, то это Кришна учит нас через эту личность. В Гите Кришна говорит: Я – ачарья. И в Гите Кришна играет роль учителя из сострадания, чтобы возвысить нас с вами, а это смысл обучения – подняться над собой, приобрести иное качество, обрести высшие ценности и достичь высшей цели. Кришна - Бог в сердце каждого живого существа, Он всех нас учит, Он ведет каждого из нас по жизни. Он посылает нам множество приятных и неприятных вещей, чтобы научить чему-то. Он ставит нам оценки и оставляет на второй год, если мы не сдали экзамен. Если мы поймем, как учиться, и как Кришна учит, мы сможем понять, чему нам нужно научиться.

До этого, второго стиха, Кришна просто улыбался. Он обычно просто наблюдает, молчит и улыбается, наблюдая за нашими тараканьими бегами.

 

кутас тва кашмалам идам

вишаме самупастхитам

анарья-джуштам асваргьям

акирти-карам арджуна

 

Кто такой Бог? Тот, кто наделен 6 достояниями, и одно из Его достояний то, что Он наделен всем знанием. У Него есть все, и Ему ничего не нужно. Когда нам говорит человек, которому чего-то не хватает, что мы можем ожидать от него? Подвоха. о-то не хватает, что мы можем ожидать от него? дно из его достояний, то что он наделен всем знанием.а.Очень часто слова его продиктованы желанием сказать то, что принесет благо ему, а не нам. Кришна начал говорить только для того, чтобы принести нам благо. И первое, что сделал Кришна -  Он начал ругать Арджуну.

Ругать кого-то – неблагодарное дело. Вам приходилось кого-то ругать? Ничем хорошим это, обычно, не заканчивалось. Очень быстро и легко мы задеваем ложное эго человека и сразу же выставляется защита. Все наши слова отвергаются, даже если мы хотим принести благо человеку. Исходя из этого стиха, отвечая на вопрос о взаимоотношениях учителя и ученика, надо сказать, что учитель должен ругать ученика. Это неблагодарная задача. Давайте посмотрим, почему вдруг Кришна начал ругать Арджуну, и как Он стал ругать?

Все наши симпатии отданы Арджуны, потому что он – хороший человек. Душа прекрасна, и когда она попадает в тело и ум, она отражает свою «хорошесть» на ум и тело. Но качества души отражаются на материи. И ничего хорошего из этого не выходит. Поэтому, как правило, нам просто кажется, что мы хорошие. Мы все время думаем, как сделать так, чтобы было хорошо нашему телу и уму, и мы отступаем от нашей изначальной хорошей природы. Арджуна попал в ловушку, в которую попадают все люди – он решил, что сам знает, как быть хорошим. Он увидел своих родственников, пожалел их, стал плакать, и ум его хитро заработал.

Сначала Арджуна вступил в битву, исполненный энтузиазма неофита. Когда мы вступаем на духовный путь, мы всегда преисполнены энтузиазма. Он называется утсаха-майи. Это означает, что человек – просто комок энтузиазма! Было такое вначале? И в начале Арджуна тоже был преисполнен восторга, до тех пор, пока Кришна не показал ему, кто находится на противоположной стороне. С этого момента начинается наша с вами трагедия. Трагедия духовной жизни. Через эту трагедию прошел любой искатель Истины. Она заключается в том, что мы приходим в духовную жизнь, понимая, что материя не сделала нас счастливыми, мы приходим от разочарования, от отчаяния, еще от чего-то, и когда мы встречаемся с духовной альтернативой жизни, нам кажется, что жизнь наша снова обрела смысл. Мы говорим: «Покажите нам, с кем нам надо сражаться, всех убью!». У нас у всех есть это настроение. Но потом Кришна говорит: «Посмотри, о Арджуна, с кем тебе предстоит сражаться». И при этом Он улыбается. Человек, заглядывая в свое сердце, видит, с кем и с чем ему предстоит сражаться, и руки его опускаются, а ум лихорадочно начинает оправдывать самого себя. Задача ума – увести прежде всего нас самих от истинной проблемы и затем увести того, кто к нам обращается. В чем наша проблема? В том, что мы привязаны. Арджуна увидел свое эго, и он понял, что ему нужно отказаться от него. Но никто из нас не может напрямую сказать, что наше эго нам дороже всего остального.

У нас есть эго, и мы измучены им, но, тем не менее, отказаться от него мы не можем. Мы пришли в духовную организацию, чтобы отказаться от своих представлений: что такое хорошо и что такое плохо, от своих представлений о добре и зле, от каких-то привязанностей, которые связаны с моим «Я» и которые питают меня. Люди пугаются, но при этом они это скрывают, они начинают оправдывать себя, цитируя священные писания.

Часто люди вступают на духовный путь, но очень скоро они забывают, зачем они пришли. Именно это случилось с Арджуной. Он пришел, чтобы сражаться, чтобы дойти до конца, до высшей цели, но незаметно для себя, он забыл, зачем он пришел, и он начал говорить: «Зачем нам убивать, мы же пацифисты». И к сожалению - это вещь, которая происходит с многими преданными. Они приходят в духовную организацию и быстро забывают, зачем они сюда пришли. Через очень короткое время они начинают укреплять свое эго. «У меня есть бхакти-врикша». Я ничего не хочу сказать против бхакти-врикши, но это не обязательно показатель хорошей духовной жизнисожалению, это вещь, которая происходит с многими предаными. но незаметно для себя, он забыл, зачем он пришел, и он начал гово. Духовная жизнь – это категорический поворот на 180˚, переворот в нашем уме, переворот в наших ценностях, с нашем сознании, но мы видим, я вижу это снова и снова, и снова, люди приходят, полные энергии, энтузиазма, задора и говорят: «Давайте мне больше, я дойду до конца, нет никаких сомнений. Я хочу найти истину». Кто пришел, движимый таким желанием? Поздравляю вас. Встретишь такого преданного через пару лет, он уже старший преданный, 2 инициации, и он уже научился наслаждаться здесь. Весь его настрой: «Освобождение мне гарантировано, осталось только дотерпеть». Это очень печально. Это произошло с Арджуной, и это происходит с нами.

Арджуна пришел на поле битвы, и что делают на поле битвы? Сражаются. А Арджуна пришел и начал вести неуместные речи. Перед ним стоит Бог, а он говорит, что дядю жалко, тетю жалко, потому что когда дядя умрет, некому будет тетю защищать. Человек может легко забыть, зачем он пришел в духовную организацию. Он быстро обустраивается здесь, и все – он уже забыл о цели жизни. Все это, естественно, подтверждается и обосновывается цитатами из священных писаний. Преданный говорит: «Я слышал, что нужен баланс между материальной и духовной жизнью, что не нужно быть фанатиком». И Арджуна тоже говорит, что если он не будет исполнять свои обязанности, то весь мир покатиться в тартарары. Хороший человек Арджуна? Сердцем мы на стороне Арджуны. Но Кришна смотрит и видит, что это говорит не Арджуна, а его эго. Эго поставило блок. Эго хочет находиться в центре, у эго есть свои интересы. Эго Арджуны говорит: «Вот-вот должна была разразиться смертоубийственная, страшная битва, в результате которой столько бы бед случилось, и в последний момент Арджуна опомнился. Какой он хороший, он всех спас, он пожертвовал всем!». Арджуна слышит этот эпос, эту песню эго, и он говорит Кришне: «Пусть меня убьют, и я даже не буду сопротивляться». И он думает, как красиво он умрет! Но Кришна видит это и говорит: «Беееее! Что в этом особенного? Все играют в эти игры, все из себя воображают, какие они великие, и эго всем говорит, что они самые лучшие». Слышали такое? Кришна видит это и думает: «Еще один искатель Истины натолкнулся на препятствие л.эго».

Эго – это по сути то, что мешает людям учиться. Я начал с того, что жизнь человека предназначена для обучения. Но тот, у которого есть эго, его ничему не научишь, он и так все сам знает. Он уже все оправдал, у него на все есть отговорка. Взрослых трудно чему-то научить. Они чему-то научились слегка только для того, чтобы сохранить свой статус кво. Им все дается невероятным трудом. Почему? Потому что есть заслон. Есть эго. Кришна объясняет, как человек может научиться. Секрет прост – тад видхи пранипатена парипрашнена севайя – человек должен стать смиренным. Если я хочу  научиться, я должен стать смиренным. Не возможно научиться чему бы то ни было, если я не стану смиренным, потому что знание всегда течет вниз. Чтобы чему-то научиться, человек должен сказать -  я ничего не знаю. Это, на самом деле, естественное состояние ученика, которое позволяет ему правильно воспринимать знание. До тех пор, пока мы преисполнены гордыни, мы ничему не научимся. Люди приходят и говорят: «Я сам все знаю, все прочитал». Первое качество ученика – понять, что он ничего не знает. И это первое, что показывает нам ДУ. Это очень болезненно для л.эго. Нам всем хочется показаться умными перед ДУ, шастрагья. «Наконец-то к тебе пришел умный ученик!».

Первое, что должен сказать ученик своему учителю: «Я ничего не знаю, без вас я не смогу стать счастливым. Я запутался». Если ученик это не говорит, учитель должен ему на это указать. И как Кришна начинает обращаться к Арджуне? Он видит его проблему, и если человеку сразу указать на его эго, он убежит, он будет искать другого учителя, который его оценит. Духовный учитель должен ругать, но особым образом, чтобы человек не закрылся совсем от возможности что-то понять. Одновременно, ДУ не должен опускаться на уровень ученика, подыгрывать ему. Кришна говорит: «Да, Арджуна, ты хороший, но откуда эта скверна проникла в твой ум? Кутас тва кашмалам идам?». И  Кришна делает вид, что Он сильно удивлен, но Он прекрасно понимает, откуда эти речи.

Мы все вступаем в отношения учитель-ученик, наставник-подопечный, лидер бхакти-врикши. Кого-то нам все время приходится наставлять, кто-то к нам постоянно обращается за наставлениями. Важно, с одной стороны, не опускаться на уровень л.эго спрашивающего, с другой стороны не надо сразу же убивать его ложное эго. Поэтому Кришна спрашивает: «Откуда это у тебя, Арджуна, ты же вроде бы хороший человек?! На поле битвы сражаются, а ты, Арджуна, говоришь неуместные вещи». Вишаме самупастхитам. Когда мы хотим помочь людям, самое важное – не сказать им, что они плохие. Кришна говорит здесь: «Как у такого хорошего Арджуны могла появиться в голове такая глупость?!». Кто такой ария? – Это человек, у которого высшая цель в жизни. Бхактивинод Тхакур говорит, что человека нужно судить по высоте его цели, по тому, к чему он стремится. Не потому, какой он есть сейчас.

Если мы хотим блага для человека, мы должны напоминать ему, что у него высокая цель, надо только вспомнить об этом. Что хочет наше эго? Чтобы наша цель была самой высокой, чтобы мы были святыми, попали в рай, и наше эго хочет славы и почета. Кришна говорит Арджуне, что он такой хороший, но ни того, ни другого, ни третьего он не получит. Почему? Потому что если Арджуна будет следовать слабости, которая есть в его сердце, он ничего не достигнет. Ни освобождения, ни райских планет, ни славы.

Когда мы подходим к другому человеку, мы должны, с одной стороны, воодушевить его, а с другой - показать ему его ошибки. Каковы ошибки Арджуны? Он хотел быть хорошим. Что значит быть хорошим? Значит, я кого-то люблю, а кого-то ненавижу. Наше эго говорит, что те, кто мне близок, те – хорошие. Все остальные - плохие. Те, то задевает мое эго – плохие, а тот, кто льет гхи на мое эго – тот хороший, и я буду его защищать и любить.

Шрила Прабхупада говорит, что это - неуместная вещь перед лицом Бога. Да, у нас есть привязанности к родственникам, в этом нет ничего плохого, если мы понимаем, что тот, к кому мы привязаны – частица Бога. Тогда эта привязанность не будет порождать у меня ненависти и гнева на других. Духовная битва – это битва со своими привязанностями. Это битва со своим ложным самоотождествлением. Кришна смеется над этим. Конечно, жалко дядю, тетю, но ты подумал о себе? Твоя жизнь пройдет напрасно. Кришна с самого начала пытается разрушить эту иллюзию Арджуны.

«Я» и «мое» - вся наша жизнь протекает в этих двух понятиях. Все вещи, которые у нас есть, нам не принадлежат. Вечны только понятия: я – слуга Бога, и Бог, которому я хочу служить. Если вся наша жизнь вращается вокруг этих понятий, тогда все остальные вещи не принесут нам никаких проблем. Но если мы это не понимаем этого, мы – глупцы, которые ищут себе оправдания, так и оставаясь глупцами.

Пожалуйста, сражайтесь со своим эго, не позволяйте ему обманывать себя, не забывайте, для чего мы вступили на духовный путь. Мы вступили на него, чтобы найти себя, найти истину, принести благо всем остальным. Часто я вижу один и тот же сценарий – «Я не могу идти прямо! Столько тех, родных, кто зависит от меня. Если я слишком погружусь в духовную жизнь, как  же они без меня проживут? Я не должен сильно погружаться». Но если мы не погрузимся, то мы не сможем принести им благо, даже если мы будем заботиться об их телах. Если мы будем очень хорошим, сбалансированным бхактой, мы никому не принесем благо. Ни себе, ни другим. Будем сражаться со своим эго? Желаю вам успеха в этой духовной борьбе! Спасибо большое. Харе Кришна!

Категория: Бхакти Вигьяна Госвами | Добавил: jana (14.03.2013)
Просмотров: 1976 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2017
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора