Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Лекции » Разные

Патита Павана прабху. Минск. Отношения, основанные на уважении.

Мы прочитаем сегодня стих из ШБ 4.8.34. «Каждый должен руководствоваться таким правилом: при встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться; при встрече в тем, кто обладает меньшим знанием и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а встретив равного – нужно подружиться с ним. Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий материального мира».

Один из самых удивительных стихов из ШБ, который отрывает некоторые удивительные закономерности из ведической культуры о духовной практике. Из этого стиха мы с удивлением узнаем, что избавиться от тройственных страданий материального мира, а значит от всех страданий материального мира, можно не прибегая к духовной практике. Духовная практика вообще ни при чем. Избавление от страданий – это просто путь культуры, культурного поведения. Это не имеет отношения к духовной практике. Иногда мы ожидаем, что именно духовная практика должна избавить нас от страданий, мы практикуем и видим, что страдания увеличиваются. Старые уходят, приходят новые. Мы думаем: мы же читаем мантры, поем киртаны, поклоняемся Божествам, где же результат? Но мы не от того ждем результат. Духовная практика приближает нас к Богу. В этом ее значение. А от страданий мы должны избавляться с помощью культуры. Ведической культуры. И т.к. наше движение соединяет духовную практику и культуру, соответственно мы можем получить и приближение к Богу и избавление от страданий. Главное - не путать, от чего приходит результат. И мы можем видеть, что все страдания материального мира происходят либо от неуважения старших, либо от неуважения младших, либо от неуважения равных. Можно поэкспериментировать, кого-то непоуважать и обрести весь интересный материальный опыт.

Ведическая культура может решить все наши проблемы. Мы должны сейчас точно разобраться, что значит ведическая культура. Мы часто произносим это слово, но не слово «ведическая», ни слово «культура» не можем расшифровать. А тем более их соединение. Всегда, когда что-то соединяется, приходит сила. Одиночество означает слабость, человек теряет понимание, силу, направленность. Совершает грубейшие ошибки. Одиночество губительно. Как только человек становится одиноким, все негативные силы этого мира обрушиваются на него. Так действуют бандиты. Им главное дождаться того, кто будет один. Поэтому на Востоке есть закон – меньше, чем по 4 не передвигаться. Поэтому сила всегда в каком-то соединении.

Например, продукты сами по себе не очень вкусны без соединения. Есть искусство кулинарии: мы берем одно, другое, и, соединяя это по определенному рецепту, мы получаем нечто вкуснейшее, нечто удивительное. Пир – это всегда что-то новое. Есть стандартные блюда, они нужны, чтобы быть здоровым. Когда человек ест одни и те же блюда, его тело к ним подстраивается, есть в теле такой механизм, Кришна это придумал. Когда мы едим простые продукты, тело подстраивается и чувствует себя нормально. Но телу также иногда необходим некоторый подарок. Оно многое делает ради нас, поэтому иногда оно тоже нуждается в подарке. В наше время в каждом доме должна быть хотя бы горячая, свежая пища каждый день, желательно, не вчерашняя. Всегда необходимо некоторое соединение. От общения появляется радость. От того, что есть кто-то еще, мы становимся счастливыми.

Общение без радости в ведической культуры считается не просто некультурным, а фактически, считается греховным. Это не соответствует природе нашей души. Предназначение души – нести радость всему, с чем она вступает во взаимоотношения. Это функция души, и если мы ее не выполняем, то это грех. Поэтому если мы несем не радость, а горе и страдания – это тоже греховная деятельность. Это одна из наших миссий – нести радость людям. И не только людям.

Есть система взаимоотношений, когда мы понимаем, что только во взаимоотношениях появляется что-то глубокое. Только в соединение появляется сила. Эта сила может горы свернуть. Сама жизнь не интересна, когда нет дружбы, нет любви, нет глубоких взаимоотношений. Даже деньги только для себя зарабатывать не интересно, даже глупости в одиночку совершать не интересно. Алкоголика-одиночку не уважают даже другие алкоголики. Поэтому секрет счастья прост: хочешь, чтобы было веселей - ищи соответствующую компанию. Все знают об этом?

У нас есть некоторая тенденция к холодности. И мы должны с этим что-то делать. Поэтому культура, и особенно ведическая, стоит на страже теплоты в общении. Теплоту надо сохранять, защищать и увеличивать. В культуре все просто. Не надо что-то пытаться понять: любое общение – это разговор, мы должны общаться. Это диалог. Есть тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Слушать мы научились, слушать надо внимательно, спокойно, вдумчиво, сконцентрировано, мы учимся это делать, но вот когда мы начинаем говорить – начинаются проблемы. Когда мы слушаем - проблем нет, все спокойно, радостно, тихо, аккуратно.  Как только мы начинаем говорить - не знаешь, куда деться от последствий. Основные критерии в культуре направлены на того, кто говорит. Как только мы начинаем говорить – вот тут все тонкости культуры и проявляются. Культурный человек - это тот, кто может высказать свою мысль так, чтобы это было культурно. Мы можем притворяться, что слушаем, можем даже поспать во время слушания, и никто этого не заметит, можем делать вид, что слушаем, а ум наш будет в соседнем городе в это время, и мы придем в себя, только когда лекции закончится. Культура начинается с того, что тот, кто говорит, понимает, что он делает в принципе произнесения слов, речей. И, понимая основные идеи, мы можем быстро изменить ситуацию вокруг себя, атмосферу вокруг себя. Говорящий должен всегда помнить о цели любого разговора. Цель любого разговора – доставить собеседнику радость.

Мы хорошо усвоили высокие идеи, но основа любого разговора – собеседник должен почувствовать радость от общения с нами. Если даже мы говорим о Кришне, и все потом недовольны, то такая беседа превращается в грех. Истинная практичность  - нести своим общением счастье и радость. Радость – это энергии Кришны. Сначала нужно установить контакт, спросить о семье, родных, о погоде, мы должны уметь слушать и настраиваться человеком. Говорить о полезном хорошо, но долго питаться полезным, но не вкусным, не возможно. Нам необходимы специи, и тогда все становится вкусным и интересным. Наше движение не аюрведическое. Наше движение  - оскорбление Аюрведы. Наши пиры полностью отрицают все каноны Аюрведы.

Говорящий должен помнить, что разговор становится приятным, когда все участники общения говорят от своего имени, от себя, выражая свои чувства, свои идеи, мнения. Мы можем обмениваться чужим, но нужно также обмениваться своим, что для нас важно, что мы поняли, это тут же становится очень интересным. Мы часто также пытаемся давить в общении - это анартха. Это давление легко узнать. Давление начинается с интересных слов: зачем и почему. «Почему вы так одеты? Почему вы так смотрите на меня? Зачем вы сюда пришли?». Эти слова входят в воспитание, входят в руководство. Поэтому, если мы не руководители и не родители, вообще эти слова не должны в разговоре присутствовать. «Зачем» и «почему» хватает дома. Такие слова сразу вызывают у человека желание обороняться. Это некоторое прямое объявление войны собеседнику. Эти слова имеют право произносить врачи, служители закона, учителя, астрологи, психологи, консультанты. Все остальные должны избегать давления в своем разговоре. С точки зрения ведической культуры никогда нельзя продолжать разговор, если настроение человека ухудшается. Если мы действительно ведем разговор в русле ведической культуры, человеку все приятнее и приятнее с нами разговаривать. Нужно также следить за лицом слушающего. Если лицо становится грустным, если человек отворачивается, кривится, нужно прекратить говорить на эту тему. И дружба, и любовь – основываются на желании отдать. Как только мы начинаем что-то ждать, сразу начинаются проблемы. Мы всегда должны быть готовы отдать больше, чем получим. Общение – это подарок. Часто людям просто не с кем пообщаться. Мы не ценим то общение, которое есть у нас. Как только мы пытаемся извлечь выгоду из отношений, мы их лишаемся.

Духовность без культуры делает человека несчастным. Мы можем соединить духовность и культуру посредством уважения. Допустим, в Артха-шастре говорится, что если хочешь стать богатым – уважай богатых, а хочешь сохранить богатство – уважай бедных. Обычно, когда человек становится богатым, он сразу перестает уважать бедных. Зависть к чужому процветанию говорит о том, что такому человеку лучше пока быть бедным. Процветание и зависть – это как пир и несварение. Если у человека несварение, пир ему не поможет, будет только хуже. Смысл богатства не в том, чтобы чем-то обладать, иметь большие возможности, смысл богатства – испытывать счастье и делиться им с другими. Если человек в бедном состоянии не испытывает счастья, то он и в богатом не будет его испытывать. Счастье – это нечто, отличающееся от внешней ситуации, это внутреннее состояние. Поэтому, пока человек в своем состоянии не испытывает счастья, он не должен менять свое состояние. Если мы отдаем отчет, что зависть еще присутствует в нашем сердце, то Веды дают рецепт, что делать в этом случае. В этом случае человек должен сосредоточиться на скрупулезном исполнении своих обязанностей.

Когда человек очень качественно исполняет свои обязанности, доводя каждое свое действие до совершенства, это его очищает, и он избавляется от зависти.  Он понимает, что нельзя идеально делать все. Можно прикладывать очень много усилий и не получать результат, и тогда зависть проходит. Кришна говорит: «Не можешь думать обо Мне – работай. Постарайся делать все качественно, сразу зависть пройдет». Если человек прикладывает все усилий, чтобы качественно выполнять свое дело, ему уже больше не о чем думать. У него не будет время на глупость, на сплетни. Человек должен быть стабилен, спокоен, уравновешен, и тогда новые уровни придут к нему естественным образом. Их силой не захватишь. Каждая ситуация в нашей жизни для чего-то создана. Есть какое-то качество характера, над которым мы должны работать. Кршна не издевается над нами. Он создает нам ситуации, которые подобны тренажерам. Каждый тренажер направлен на развитие определенных групп мышц. Также мы должны сформировать свой характер, и жизнь – это некоторый тренажерный зал, и каждая ситуация – это тренажер на определенную мышцу. Если мы не рассеяны, мы сможем понять, на что рассчитана эта ситуация. Если мы не понимаем ситуацию, мы боремся, ищем виновных, и мы не развиваемся. Если мы сконцентрированы, мы можем извлечь благо из любой ситуации. Каждая ситуация – это шаг в развитии.

Мы не обязаны знать все, это не входит в нашу задачу, мы не обязаны стать ведантистами, знатоками санскрита, знать все стихи наизусть. Кому-то это поможет, тому, кто это легко впитывает, но для большинства это сложно, и достаточно понять культуру. Если человек ведет себя культурно – он идеальный философ. Почему уважение для нас так важно? Потому что уважение рождает в нас человечность. Уважение делает нас людьми. Без уважения нет духовной жизни. Метод общения животных – пугать. Метод общения людей – уважение. Если мы пугаем друг друга, значит, мы находимся на уровне животных.

Культура учит нас человечности, и тогда мы можем легко прогрессировать в своем духовном развитии. Никого не надо давить. Нужно работать над человечностью. Часто преподнося людям ведическую культуру, мы пугаем ей человека. А потом удивляемся, почему возникают проблемы. Любовь не основана на страхе. Страх тут же останавливает любовь, чувства. Поэтому мы должны уважать свободу выбора другого человека. Уважение – это некоторый рубильник, который включает разум. Никаким изучением концепций, чтением книг разум не включишь. Начали уважать – разум включается. Некоторое чудо, которое мы должны знать. Если мы кого-то не понимаем, или нас кто-то не понимает, значит, мы кого-то не уважаем или кто-то не уважает нас. Как только мы уважаем кого-то, происходит связь, мы можем понять друг друга. Нет уважения – нет связи. Уважение – решающий фактор. Уважение исполняет все наши желания, открывает перед нами все возможности.

Однако мы должны применять разум правильно, чтобы извлекать благо из общения. Люди, видя, как мы с ними общаемся, могут привлечься нашей культурой. Через общение постигается глубина культуры. Не обязательно стать великими святыми, достаточно стать культурными людьми, и тогда мы сами будем чувствовать себя прекрасно, даже в этом мире, и других сделать счастливыми.

Культура выражается  в трех эмоциях – терпение, уважение и благодарность. Если человек чувствует в нас эти три эмоции, тогда он принимает то, что мы говорим. Шрила Прабхупада, ки-джай! Нитай-Гаура премананда, хари бол!

Категория: Разные | Добавил: jana (19.03.2013)
Просмотров: 2095 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2017
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора