Меню сайта

Теги

Поиск по сайту

...

Главная » Статьи » Семинары » Разные

Радха-Говинда прабху. Евпатория 2012. Семинар «Думай, прежде чем говорить. Читай, прежде чем думать». День второй.

Мы продолжим пахтать тему важности изучения священных писаний, в частности чтения книг Шрилы Прабхупады /ШП/. Начнём обсуждение с нескольких цитат из писем ШП, где он описывает важность изучения его книг. «Я вновь и вновь останавливаюсь на том, что все мои ученики должны стать очень знающими в философии сознания Кришны /СК/. Им необходимо с большим вниманием читать наши книги, по крайней мере, 2 часа ежедневно. И стараться вникнуть в суть вопроса с различных точек зрения». Ещё одно письмо 73-го года: «Итак, заверяю вас, что, тщательно изучая мои книги, вы отыщите способы приложения философии СК во всех сферах своей жизни. Она неисчерпаема».

Письмо 74-го года: «Философия СК в моих книгах изложена очень плотно. Поэтому в случае какой-то неясности следует просто перечитывать эти книги снова и снова. В результате ежедневного чтения знания придут к вам. Вы доставляете мне наибольшее удовольствие, изучая мои книги и следуя наставлениям, содержащимся именно в них». Письмо 76-го года: «Вы всегда должны быть нацелены на принятие заключений из шастр. В противном случае, существует опасность попасть под влияние псевдофилософии. Я получаю большое удовольствие, когда вы изучаете мои книги. Это сделает вас счастливыми и удачливыми». Так или иначе, в процессе моего служения и взаимодействия со старшими преданными, учениками ШП, мне всё время доводилось слышать об одной обеспокоенности со стороны учеников ШП. Есть такое понятие, как передача наследия ШП второму поколению преданных. И многие старшие преданные, ученики ШП, озабочены тем, что эта передача как-то очень тяжело происходит. Настроение ШП как-то очень сложно передать второму поколению, а в наше время уже и третьему. Когда они обсуждают этот вопрос, всегда всё сводится к тому, что второе поколение преданных (и третье) очень слабо читают книги ШП. Читается всё, что угодно в наше время. И слушается всё, что угодно. Даже если посмотреть в сумках у брахмачари, сколько у них есть дисков с разными записями, или посмотреть на жестком диске, какие у них есть лекции, там будут какие угодно лекции, только не лекции ШП. Там будет та Веда, эта шастра, то писание, эта наука, эта логия, другая логия, но очень редко кто ставит перед собой задачу изучить именно учение ШП и получить целостное понимание этого учения. И я хочу сразу сказать – это большая проблема, которую освещают и озвучивают ученики ШП первого поколения. Мы поговорим, к каким последствиям это может привести.

Я не так чтобы много времени провел в СК, но заметил, что преданные 90-х годов были воспитаны немного в другой закваске, чем преданные, которые воспитываются сейчас. Я скажу так, что преданным, которые воспитываются сейчас, им немножечко сложнее, потому что в наше время всё было просто, у нас были книги ШП, мы их читали и распространяли. В основном распространяли. Потом начали понимать, что их надо ещё и читать. Но сейчас /это массовое явление в нашем движении/, преданные читают всё, что угодно. И самое дикое высказывание, которое я слышал, что книги ШП – скучные, неинтересные. «Нам нужно что-то для ума». Это тенденция к гьяне, не к бхакти. Мы будем позже об этом говорить. Сегодня я хочу построить обсуждение на основе статьи Бхуриджаны прабху, которая появилась в Интернете. Эта статья называется «Молитвенное чтение – метод, позволяющий книгам ШП помочь нам стать преданными». Я эту статью пропустил через себя. Он описывает 6 шагов к изучению книг ШП. У меня получилось 12. Я добавил ещё некоторые моменты, которые будут актуальными. Мы начнём читать эту статью и будем проходить эти шаги, будем обсуждать каждый из этих элементов пошагового изучения книг ШП или необходимых условий, чтобы изучать шастры в принципе.

Итак, главная цель молитвенного чтения – не накопление интеллектуальных познаний. Нет. Это попытка позволить шастрам повлиять на нас. Трансформировать, очистить наше сознание. Это попытка обрести общее понимание, внимательно слушая послание Кришны, позволяя трансцендентным словам проникнуть глубоко в наше сознание.  Читая в таком умонастроении, человек стремится не только прочесть определённый объём. Главная цель достигается желанием углубить и очистить мысли, общаясь со ШП, нашими ачарьями, Шри Кришной, Верховной Личностью Бога. Также необходимо помнить, что книги ШП неотличны от ШП. Когда он в плохом здоровье в мае 77-го года вернулся во Вриндавана-дхаму, он очень серьёзно сказал: «Нового больше нечего сказать. Всё, что я должен был сказать, я выразил в своих книгах. Теперь пытайтесь понять и прилагать усилия». «Я никогда не умру, – как-то сказал ШП, - я всегда буду жить в своих книгах».

Теперь обсудим шаги для практики молитвенного чтения. Их будет 12.

Самый первый шаг заключается в том, что мы должны решить, что мы будем читать. Понятно, что до этого мы решаем, что мы в принципе должны читать. Также мы должны решить, сколько времени мы можем посвятить чтению. Это может быть 15 минут, час или больше, это каждый решает индивидуально. Теперь я прочитаю две цитаты ШП о том, когда и сколько времени читать. «Каждый из вас должен регулярно читать наши книги и, по крайней мере, дважды в день – утром и вечером. Тогда все вопросы обретут ответы автоматически». «Я настоятельно прошу всех моих учеников серьёзно читать мои книги, не пропуская ни дня. Таким образом, если ваш ум ежедневно на час или на два часа погружается в трансцендентное послание ШБ, БГ и других книг, вы очень легко будете прогрессировать в СК». Мы это делаем? У каждого из нас свои жизненные обстоятельства – у кого-то дети, у кого-то работа, у кого-то ум, у кого-то их два или три. Но нам нужно каждому выбрать время, когда мы должны читать. Одни преданные мне говорили, что могут читать только с утра, другие говорили, что могут читать в обед. Это индивидуально. Смысл в том, что мы должны читать.

Что читать? Кто-то любит читать ЧЧ, кто-то любит изучать ШБ, БГ.  Кто-то любит читать книги предыдущих ачарьев. У нас должен быть баланс. Т.к. мы последователи ШП, то мы должны каждый день стабильно уделять какое-то время изучению книг ШП. И всё оставшееся время мы можем посвятить чему-то другому, книгам предыдущих ачарьев или книгам современных вайшнавских авторов. Тогда мы сохраним своё духовное здоровье на должном уровне.

Однажды мне попалось письмо Прахладананды Махараджа одному из своих учеников, где он описывает свою индивидуальную программу чтения. Я был реально заинтригован, мне было очень интересно. Послушайте, как читает Прахладананда Махарадж. Ученик задаёт вопрос: «Махарадж, я пишу Вам с вопросом о программе чтения. Как Вы изучаете книги ШП, сколько часов в день Вы посвящаете чтению, сколько книг Вы изучаете за год?». И махарадж отвечает: «Спасибо вам за письмо, моя ежедневная программа чтения такая: 10 стихов из БГ (санскрит, перевод и комментарий), потом цитирование одной главы из БГ по памяти, (он знает её наизусть – прим. РГпр), одну главу из «Нектара преданности», 10 стихов из ШБ с комментариями, 1 глава из книги «Кришна - Верховная Личность Бога», и на закуску 25 стихов из ЧЧ. Это он читает каждый день. Это его духовная диета. Каждый из нас должен определиться, что и в какой последовательности мы будем читать, но однозначно, мы должны читать книги ШП. ШП также говорил, что достаточно изучить 4 его книги.  Цитата из письма: «Не следует проявлять чрезмерного энтузиазма в чтении различных видов литературы. За исключением только той, которая в действительности способствует достижению прогресса в преданном служении. Фактически, если человек очень внимательно читает БГ, ШБ, «Учение Господа Чайтаньи» и «Нектар преданности», – это даст ему достаточно знания, чтобы понять науку СК. Нет необходимости читать другие книги». Верите в это?

Шрутакирти прабху рассказывал, как он лично наблюдал за тем, как ШП читал свои книги. ШП не просто подчеркивал важность читать книги, он сам же их и читал. Однажды в Лос-Анджелесе он зашел в комнату ШП и увидел, что ШП читает БГ. После того, как Шрутакирти прабху поклонился, ШП сказал ему: «Очень хорошая книга. Если ты будешь просто читать эту книгу, и поймешь её, ты обретёшь СК уже в этой жизни». Прошло несколько месяцев, Шрутакирти, зайдя к ШП, снова застал его за чтением. На этот раз это был «Нектар преданности». Как и в прошлый раз ШП сказал ему: «Очень хорошая книга. Даже не читая ничего другого, только её, ты сможешь развить СК». Мы видим, что ШП учил важности изучения книг своим примером. ШП много раз говорил, что «эти книги были написаны не мной, они были написаны Кришной. Поэтому я не присваиваю себе плоды этого литературного труда. Это была рука Кришны».

Есть книга матаджи Мула-пракрити, ученицы ШП, которая собрала истории из жизни ШП до того, как он основал ИСККОН. Много рассказов там показывают, какой углублённой садханой занимался сам ШП до того, как поехать на Запад. Там приводится история, как Шрила Рупа Госвами явился ШП, и многие рассказывали, что постоянно видели ШП у самадхи Рупы Госвами. Он всё время молился Рупе Госвами, он всегда плакал. Многие соседи называли его «плачущий свами из Гаудия-матха». Потому что ШП всё время пребывал в таком молитвенном состоянии. И потом ему было явлено откровение, когда Шрила Рупа Госвами сказал: «Ты можешь ехать на Запад, не переживай, мы будем рядом, напиши комментарий к ШБ, мы дадим тебе понимание, необходимое, чтобы написать эти комментарии». Важно всегда помнить о том, что ШП был уполномочен написать свои комментарии.

Поэтому вчера мы говорили о том, что наша садхана, наше СК, наша анартха-нивритти, наша адхикара (квалификация) в духовной жизни, наше духовное сознание напрямую зависит от того, что и в каком настроении мы читаем. Если второе и третье поколение не научатся читать, изучать книги ШП, то у нас будут проблемы слабой преемственности. Настроение ШП не сможет передаваться. Оно будет разбавляться. Преданные не будут понимать духа и внутреннего настроения ШП, и тогда это неизбежно приведёт к разрозненности нашего движения.

Часто многие книги выпускаются исключительно в коммерческих целях. Особенно больно и печально, когда инициированные преданные сидят на таких книгах. Необходимо читать книги живых источников, живых носителей бхакти. Тогда наша бхакти-адхикара будет возрастать. Если мы будем читать книги, которые относятся к сфере упадхармы, т.е. различных дхарм, не связанных напрямую с бхагавата-дхармой, мы будем развиваться в плане кармы, гьяны, но не будем расти в плане бхакти. Поэтому очень важно, что мы читаем. Будущее нашего движения напрямую зависит от того, насколько мы примем книги ШП в своё сердце, для того, чтобы перенять его умонастроение.

Второй шаг – найдите тихое место, где вы будете читать. Кто был во Вриндаване, могли узнать, что Рупа Госвами изучал шастры в подвале храма Радхи-Говинды. Рупа Госвами прятался от людей в то время. Когда Вриндаван не был «гостиница-ван», «хотель-ван». Вриндаван сейчас застроен различными отелями и гостиницами. В то время это была маленькая деревушка, несколько храмов, и мало людей. И даже в то время Шрила Рупа Госвами предпочитал прятаться в бункере под землёй для того, чтобы читать, совершать свой бхаджан, чтобы никто его не отвлекал. Устройте всё так, чтобы к вам никто не наведался и никто не звонил. ШП терпеть не мог телефоны. ШП говорил, что наша культура – это культура открытых дверей. Хочешь поговорить с человеком – идёшь к нему домой, открываешь дверь и говоришь с ним. В наше время люди пользуются телефонами, чтобы общаться. Я не против телефона, но есть моменты, когда его нужно просто отключать. Чтобы оставаться наедине с Богом, с шастрами. Самое главное – чтобы вас не прервали, и вы не позволили своему уму вспомнить о каком-то срочном деле. Если вы читаете и понимаете, что надо что-то сделать, и надо не забыть это сделать, вы берёте листок бумаги, записываете, откладываете её, и когда заканчиваете чтение, вы можете сделать это дело. Когда у нас есть эта интеллектуальная лень, мы не можем сидеть на месте. Нет саттва-гуны. Раджа-гуна просто изнутри выворачивает. Важно не давать вылезать своей страсти и не позволять отвлекать себя. Ни жене, ни детям, ни телефону. И желательно уходите из комнаты, где у вас есть компьютер.

Третье условие. Мы нашли место, но надо также устроиться покомфортнее. Но не настолько комфортно, чтобы уснуть. Найдите светлое место, где есть приток свежего воздуха. Недавно мне попалась цитата, где говорилось, что многие гаудия-вайшнавские ачарьи никогда не позволяли себе читать лёжа. Они читали шастры на коленях. Они понимали, что изучение шастр – это акт священнодействия, это молитва. Но чтобы не было имитации, нам надо как-то комфортно сидеть, чтобы удержать своё сознание. Этого достаточно. Рене Декарт говорил, что чтение - есть беседа с почтеннейшими людьми прошлого, их авторами. Причем, это беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей.

Четвёртый шаг – до чтения постарайтесь развить верное умонастроение. Бхуриджан прабху пишет: «Главное, помнить, что вы собираетесь общаться со Шри Кришной через трансцендентные слова ШП и других гаудия-ачарьев. Вы должны быть в состоянии души, которая нуждается в наставлениях, общении и милости». Гоур-Говинда Махарадж говорил, что мы всегда должны общаться с вайшнавами высокого духовного уровня (садху-санга), но если они недоступны, тогда общайтесь с ШБ, ЧЧ и с книгами Госвами. Это называется шастрия-садху-санга. Та же самая садху-санга, только она происходит через призму шастр, слов, высказанных и записанных ачарьями. Вы должны помнить, что ШБ - это Вьясадев и Шукадева Госвами. А ЧЧ - это Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами и остальные Госвами. Книги Госвами – это сами Госвами. И вы должны думать: «Я читаю эти книги, они рядом со мной, и я должен следовать по их стопам». Таким образом, мы настраиваем себя на то, что сейчас я буду общаться с нашими ачарьями посредством слов, которые были записаны.

Пятый шаг – перед чтением вы можете преподнести молитвы тем, с кем вы будете общаться. Это могут быть молитвы ШП, Шри Гуру и Гауранге, Шри Шри Радхе-Кришне, это могут быть молитвы нашим Ишта-девам, дикша и шикша-гуру. По Их милости это чтение поможет очистить и просветить наше сознание. В «Йога-сутрах» Патанджали описывает три условия успешности любой духовной практики. Он говорит, что 1-е условие - диргха-кала, необходимо долго практиковать, 2-е это найрантария – непрерывность, стабильность. (Если вы долгое время не читаете, вам очень трудно потом снова начать читать) 3-е условие - саткара означает, что к этой практике необходимо относиться с неослабевающим благоговением, трепетом. И для этого мы должны пребывать в умонастроении просящего. Бхакти Тиртха Махарадж писал книгу «Нищий». На английском это название звучит как «Beggar», что буквально означает «попрошайка». Более литературный перевод – это «нищий». Когда мы читаем, мы изучаем какую-то шастру не для того, чтобы просто её объяснить как-то или оценить, мы берём её, чтобы поклоняться ей. Поэтому необходимо пребывать в должном умонастроении. У нас должно быть настроение просящего милостыню у шастр.

Есть очень красивая цитата Шрилы Гоур-Говинды Махараджа: «Что вы можете понять с помощью своего ограниченного ума, осквернённого ума и осквернённого сознания? – Вы ничего не поймёте. У шастры - есть крипа. Милость. Шастра относится к духовной энергии. Всё, что относится к духовной энергии, относится к категории чит, сознания. Шастра неотлична от Кришны. Поэтому вы не можете просто её насиловать, эксплуатировать. Должен быть трепетный, благоговейный подход к изучению шастр. Если удачливый человек получает милость шастры, милость садху, тогда он разовьёт свое СК, он станет чистым преданным. Но если вы пытаетесь понять шастру с помощью своей учёности, образованности, не моля шастру о милости, шастра никогда вам себя не откроет. Вы не можете ничего получить от шастры без её милости. Когда вы изучаете шастру, вы должны сначала её прославить и молить её о милости.

Шестой шаг – начинайте читать. Если хотите, читайте вслух. Самое лучшее, конечно, читать вслух – это оставляет более глубокую самскару в нашем сознании. Очень важно не просто читать страницы, думать о количестве. Очень важно читать качественно. Даже если мы прочитаем одну страницу, но эта страница тронет наше сердце, это будет гораздо лучше, чем, если мы просто будем заниматься скорочтением, и потом, когда преданных спрашиваешь, о чем вы читали или о чем была лекция, и преданные говорят «о Кришне». Мало кто помнит, что было прочитано. Ещё важный момент – даже если иногда вам кажется, что в вашем сознании не остаётся информации, которую вы читаете – не переживайте, в вашем подсознании она откладывается в пассивной памяти. Иногда бывало у меня, что казалось, я забыл информацию, но через неделю, в какой-нибудь беседе, проповеди, когда касались этой темы, эта информация всплывала. Поэтому не думайте, что чтение является бесплодным, даже если вы что-то сразу не запоминаете.

Седьмой шаг – читайте, пока какое-то слово, фраза или идея не зацепит вас или не привлечёт ваше внимание. У Антония Сурожского, христианского богослова… Он, кстати, любил БГ, он не был зашоренным. Он говорил: «Я читал что-то и почувствовал, как какая-то фраза ударила мне больно в душу». Поэтому читайте, пока что-то не ударит вам в душу и не срезонирует. Тут надо остановиться и подумать. Можно несколько раз повторить эту фразу. Поразмышлять молча. Может, повторить её вслух несколько раз. Паузы в чтении помогают нам лучше усвоить прочитанное. Затем двигайтесь дальше. Читайте, пока что-то опять вас не заденет. ШП пишет по этому поводу: «В моих книгах целиком объясняется философия СК. Если вам что-то непонятно, то читайте это снова, снова и снова. Если вы будете читать ежедневно, то знание откроется вам». Если вы почувствовали, что какая-то фраза действительно ударила вам больно в душу, затронула вас, запишите это. Не теряйте. Не пропускайте мимо. Потому что когда вы записываете, это становится вашей сангой. Это становится вашим общением. Эти слова будут рядом с нами. Френсис Бекон сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать – точным». Шрила Шиварама Махарадж часто говорит: «Видели ли вы адвоката в суде, который говорит, что мне кажется, что в законе написано то-то и так-то. Вспоминается, что что-то такое там было». Воспримет ли судья серьёзно такого адвоката? Адвокат должен точно знать закон. Тогда его воспринимают всерьёз». Когда задают вопрос, нужно сначала отвечать по сути, а потом разворачивать ответ, давать больше деталей. Поэтому, если мы записываем какие-то вещи, мы учимся быть точными. Мы должны точно знать бхагават-таттву, гаудия-сиддханту. Понимать логику писаний.

Шрила Гоур-Говинда говорил, что шастра подобна океану - океан ратна-гарбха, океан драгоценных камней. Если вы плаваете на поверхности, вы получите мелкую рыбёшку, но если вы научитесь очень глубоко нырять, вы сможете доставать жемчужины сиддханты. Жемчужины философской истины, которые сокрыты на дне океана. Поэтому он говорил, то нужно глубже и глубже погружаться, и тогда вы сможете достать эти камни – понять истины, которые описаны там.

Восьмой шаг – если чтение вдохновляет вас помолиться или прославить Кришну, Его спутников или преданных – сделайте это. Сразу. Если вы почувствовали, что какая-то фраза ударила вам больно в душу, и вы испытываете благодарность к Шриле Суте Госвами, Шукадеве Госвами, к Махарадже Парикшиту за этот вопрос, к  Прахладе Махараджу, Дхруве Махараджу, за те истины, которые говорят Господь Шива, за его молитвы, которые приводятся в ШБ, Господу Брахме, за его молитвы, поблагодарите их. Обратитесь к ним с молитвами, обратитесь с просьбой, чтобы они опекали нас в духовной жизни, чтобы они стали нашим руководством в духовной жизни. Если вы чувствуете, что хотите обратиться с молитвами, с благодарностью к личности, чьи слова вас тронули, сделайте это сразу же.

Девятый шаг – когда вы закончите читать, предложите слова благодарности или поклоны вслух или мысленно. За те откровения, которые вы могли получить во время этого чтения. Это могут быть наши слова.

Десятый шаг -  глубоко размышляйте над прочитанным в течение дня. Это возвращает нас к названию нашего семинара. Думай, прежде чем говорить, читай, прежде чем думать. Читать, не размышляя, всё равно, что есть и не переваривать. Если вы кушаете и не перевариваете – у вас несварение, всё превращается в яд. Поэтому очень важно думать над тем, что мы читали. Мы должны быть обществом думающих, мыслящих людей. Людей, которые умеют погружаться глубоко. Слово «муни» означает исследователь. Есть связь между словами муни, манушья и мананам. Манушья означает человек, муни означает мыслящий человек, и мананам означает процесс размышления. А манушья происходит от мананам – что означает размышления. Т.е. человек, по определению - это личность, которая думает. Для того чтобы размышлять над шастрой, во время чтения шастры нам необходимо пребывать в настроении вопрошания. Нужно думать «что означает эта фраза?», «что означает это слово?». Мадхьямы говорят друг другу: «Я прочитал вчера такую шлоку, я не понимаю вот это слово. Расскажи, как ты понимаешь?». Мадхьяма изучает все эти вещи, он погружает в них своё сознание. Все эти детали ему интересны.

Шрила Шиварама Махарадж часто говорит, что если вас попросят рассказать о своей бабушке и семье? Вы скажете, что бабушка - такая-то, тётя - такая-то, дядя - такой-то. Но что, если вас попросят назвать имена восьми основных гопи? Назвать имена друзей Господа Баларамы? – Пауза. Скажи, какими лилами занимается Баларама во Вриндаване? Что любит Кришна на завтрак? – Везде будут паузы. Потому что мы упускаем все эти детали. Это проходит мимо нас. Поэтому мы очень слабы в духовной жизни. Сознание Кришны настолько просто, что оно просто пройдёт мимо вас.

В комментарии к БГ 4.34 ШП пишет, что есть 2 качества у ученика: вопрошание и смирение. Вопрошание или пытливость – это попытка понять суть вещей. Если ученик вялый, аморфный, ничего ему не надо, «Хари-бхакти-виласа» описывает, что это - дисквалификация ученика. Ученик должен быть живым, воспринимающим. Шрила Бхактивинод Тхакур описывает две ошибки, которые обычно допускает читатель. Есть 2 типа читателей, которые неправильным образом воспринимают писания. 1. Бесплодный читатель. 2 Поверхностные критики. С них и начнём.

Они с порога всё отвергают. Даже не давая мысли прорости в себя. Всё уходит мимо него. Бесплодный читатель – если человек не пытается осознать то, что он услышал, это означает, что он просто заключает идею в тюрьму своего интеллекта. И она гниёт в темнице его интеллекта, тогда как должна прорости и приносить плоды. То, о чём мы думаем сейчас, сформирует нашу будущую жизнь, и наша жизнь сейчас точно соответствует тем мыслям, которые были у нас в прошлом. Наш процесс мышления формирует наше сознание. Наш процесс мышления полностью зависит от той информации, которую мы получаем. От звука, который мы слышим. Поэтому то, что мы читаем сейчас – сформирует нашу личность в будущем. Этот процесс прорастания мысли – когда мысль прорастает и даёт свои плоды в форме осознания, на санскрите называется таттва-вичара, размышление в рамках шастр. Это единственное время, единственный момент, когда преданному разрешается «спекулировать», измышлять. Но этот процесс должен происходить в рамках гуру, садху и шастр. Выход за эти рамки неблагоприятен. Этот процесс размышления приводит к нидидьясанам – духовному катарсису, откровению. В античной философии катарсис означает возвышение, очищение и оздоровление Катарсис – это когда люди испытывали очищение духа посредством душевных переживаний.

Одиннадцатый шаг – насколько возможно, внедряйте прочитанное в свою жизнь. Необходимо применять, то, что мы прочитали. Тогда мы получим вигьяну – мудрость, свой опыт. У нас есть шраванам – процесс слушания, мананам – процесс осмысления, нидидьясанам – откровение, ачар – мы применяем это в своей практике и потом прачар – мы проповедуем то, что осознали. Поэтому иногда говориться, что проповедь – это отрыжка вашей бхаджаны, вашего изучения. Когда вы переедаете – у вас отрыжка. И когда вы очень много читаете, изучаете это выливается наружу в форме проповеди. Вам хочется говорить, рассказывать.

Двенадцатый шаг – делитесь прочитанным с близкими по духу преданными. Есть садху-санга – общение с живыми преданными, живыми садху. Есть шастрия- садху-санга. Если ваша садху-санга правильная, если вы действительно правильно общались с преданными, то есть 4 критерия, по которым вы можете понять, что эта санга произошла. Также есть 4 критерия, по которым можно понять, что чтение шастр идёт нам на пользу. Первый критерий – сат-сампати. Это выражается в подобающем поведении – мы меняем своё поведение. Мы учимся. В шастрах есть примеры того, как великие негодяи превращались в великих мудрецов за счёт садху-санги. Общение с преданными меняло их поведение, их характер. Это называется сат-сампати – правильное поведение.

Второй критерий – вивека, проницательность. Вы обретаете способность отличать ложь от истины. Истину от лжи. Вы начинаете видеть вещи такими, какие они есть. Вы пробуждаетесь, становитесь трезвыми. Мы часто очень многое в жизни пропускаем мимо себя, потому что наше сознание находится под влиянием гуны невежества. Из шастр мы получаем знание, которое открывает наши глаза. Но если мы в невежестве, наше чувство проницательности атрофировано, и за счет углублённого чтения, мы начинаем видеть вещи, мы пробуждаемся. Мы начинаем видеть вещи, которые раньше не воспринимали.

Третий критерий – вайрагья, отречение. Есть писание «Вайрагья-шатакам». Это молитва, которую написал Шрила Джива Госвами, грихастхам её лучше не читать. У них сразу появляется желание бросить работу, бросить дом, утопить своих детей, сжечь своих жен…Маленькое такое писание для санньяси. Реально, очень жестко. Жестко говорит о материальной жизни, материальных отношениях в этом мире. Чувство отречения появляется – вся иллюзия относительно материального мира исчезает.

И самое главное – мумукшетва – целеустремлённость. Технически это чувство, которое приходит к человеку, когда он желает получить освобождение. Есть гьяни, которые интерпретируют освобождение как желание слиться с сиянием Господа, а в нашем случае освобождение означает – вернуться домой, обратно к Богу. Теперь скажите, кто из вас стал преданным, потому что поверил ШП, что практикуя процесс СК, мы вернёмся домой, обратно к Богу в этой жизни? ШП смог нас убедить в этом. И он продолжает нас убеждать, что, практикуя СК, мы вернёмся домой к Богу. Сейчас многие преданные говорят, что не реально в Кали-югу вернуться за одну жизнь. Надо три жизни – каништха, мадхьяма… Но у ШП была простая формула «воспевайте Харе Кришна без оскорблений, соблюдайте 4 регулирующих принципа, и я вам обещаю, что верну вас домой, обратно к Богу». Шиварама Махарадж на днях сказал потрясающую вещь: «Если чистый преданный обещает, даже если Кришне не нравится его обещание, Он обязан его выполнить». Пока мы читаем книги ШП, у нас будет эта вера. Как только мы перестаём читать книги ШП, сразу какие-то идеи нам приходят в голову. Одна более дикая, чем другая. Поэтому, пожалуйста, читайте книги по этому методу, и мы вернёмся все домой, обратно к Богу. Харе Кришна! Шрила Прабхупада ки – джай!


лекцию набрала Индира Аргунова Омск.

 

Категория: Разные | Добавил: jana (27.01.2013)
Просмотров: 2275 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода в Омске


«Звуки Вед», Омск © 1999-2017
Информация на моем сайте представлена для ознакомления и расширения кругозора